Содержимое материала:
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.
«Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».
Мишель де Монтель.
Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы мы ни наблюдали вокруг — всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ.
Но одно дело — любить и знать химию, и совсем другое — научить видеть химические явления, осознать важность данной науки. Не зря химия считается одной из самых сложных предметов, ведь при изучении необходимым условием является овладение учеником основными законами и понятиями, химическим языком в соответствии с конкретным уровнем изучения школьного курса. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Не секрет, что интерес учащимися проявляется не столько к содержанию учебного материала, сколько к организации учебного процесса.
Применение системы различных технологий расширяет горизонт предметного обучения. Для развития познавательного интереса на своих уроках использую разнообразные задания, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, мышления учащихся, задания на поиск закономерностей, общего и различного, на сравнение, обоснование и доказательство.
В первый год изучения химия как новый предмет вызывает интерес и первоначальные уроки позволяют даже слабым ученикам с оптимизмом смотреть в будущее, но к концу обучения, когда материал становиться более «трудным», получаем ослабление интереса, в результате – пассивность на уроке, слабая подготовка к уроку, низкие результаты обучения.
Добиться активной работы в классе трудно. На современных этапах управления учебным процессом одним из важнейших факторов является мотивация, так как именно выработка соответствующих мотивов становится подлинным двигателем учебной деятельности, лежащей в основе активизации многих видов деятельности на уроке. Этапы формирования мотивации, выделенные Марковой А.К. и др., отражают дидактическую картину структуры урока и соответствуют его этапам: организационному моменту, актуализации знаний на центральном этапе урока, проверки усвоения новых знаний, их закрепления, обобщения и систематизации; контроля и самоконтроля; подведения итогов урока.
Каждый учитель знает, что активация познавательной деятельности означает одновременно интерес к химии, как к науке, так и создание условий для более успешного её изучения. Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий. Так же прививать интерес, к предмету можно используя, на уроках интересные факты, связанные с открытием элементов, веществ, изучением их свойств.
Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения. Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися.
Осуществление проблемного обучения возможно при следующих условиях:
– наличие проблемной ситуации;
– готовность ученика к поиску решения;
– возможность неоднозначного пути решения.
При этом выделяют следующие приемы осуществления проблемного обучения:
приёмы создания проблемных ситуаций – постановка проблемных вопросов, задач, опытов;
приёмы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций – высказывание предположений о причинах явлений, о связях между понятиями, величинами;
приёмы доказательства учебных гипотез – доказательства на основе сравнений, логических рассуждений, результатов учебно-исследовательских опытов;
приёмы формирования новых учебных выводов и обобщений.
Основная масса обучающихся – это дети со средним уровнем способностей и не высокой мотивацией. Большинство испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, — недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала. В каждом классе есть группа учеников, которые более мотивированы.
С учётом этого в содержание уроков я включаю материал, который расширяет кругозор учащихся, предлагаю дифференцированные задания, как на этапе отработки знаний, так и на этапе контроля. В организации работы обучающихся, я учитываю и тот факт, что любой ученик может попробовать свои силы, в решении более сложных заданий.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Развитие познавательного интереса — сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся.
Урок является основной организационной формой обучения. Нужно тщательно продумывать каждый элемент урока, основываясь на привлечение учащихся к целям и задачам урока; возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала; включение учащихся в интересную для них форму работы.
При этом использую для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии:
1.Разнообразные исторические материалы, истории открытия элементов, биографии химиков удачи и неудачи в их работах.
По отношению к программным материалам сведения делятся:
-
непосредственно связанные с содержанием урока те сведения, которые требуют более глубокого и ясного понимания программного материала;
-
непосредственно не связанные с содержанием урока, сведения из биографии ученых, из истории многих открытий, о происхождении и значении терминов и т.п., которые служат повышению интереса и воспитанию личности, способствуют гуманизации предмета.
2. Проблемное изложение материала. Проблема ( от греч. – задача) – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И. Ожегов).
Для создания проблемной ситуации на уроке я использую следующие методические приёмы:
– Подвожу к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения.
– Сталкиваю противоречия в практической деятельности.
– Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос.
– Побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
– Ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).
Эффективность методов зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, среди которых: 1) высокий авторитет педагога; 2) опора на жизненный опыт обучающихся (воспитанников); 3) искренность, конкретность и доступность используемых средств убеждения; 4) сочетание убеждения и практического приучения; 5) учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Особенностью обучения химии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт материалу с одной стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.