Авторская разработка урока литературы для 5 класса: «С.А.Есенин «Я покинул родимый дом»

Содержимое материала:

План-конспект урока литературы в 5 классе

Тема: «С.А.Есенин «Я покинул родимый дом» , «Низкий дом с голубыми ставнями» Особенности поэтического языка Есенина

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере творчества С.А.Есенина и его стихотворений «Я покинул родимый дом» , «Низкий дом с голубыми ставнями»

Задачи урока:

Образовательные:

-Дать представление об основных фактах биографии С.А.Есенина

-Познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями»,.

— Дать представление об собенностях поэтического языка Есенина

Развивающие:

— работать над пополнением словарного запаса учащихся,

— развивать навыки работы по анализу лирического произведения, обратиться к красоте природы нашей малой родины,

-развивать воображение, мышление детей

Воспитательные:

-воспитание ценностного отношения к слову;

— создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

— воспитывать любовь к культуре;

Формируемые УУД

Предметные: знать поэтическое наследие С.Есенина о родине и родной природе, развивать слух, речь и внимание учащихся, формировать представление учащихся о художественном мире, содержащемся в каждом лирическом творении.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Извлекать необходимую информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке, строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями, участвовать в диалоге при анализе произведения, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Коммуникативные УУД:   умение строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Личностные:  Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой на уроке.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование

  • Оформленная доска

  • Проектор для просмотра и прослушивания файлов

  • Карточки с тестами

  • Тетради

  • Два видеоролика и аудиофайл

Учебник «Коровина В.Я. «Литература. 5 класс Просвещение 2018

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1.

Организационно-мотивационный

1)Приветствие учеников;

проверка готовности учащихся к уроку.

2)Предлагает просмотр фрагмента клипа

1)Приветствие учителя.

2)Просматривают фрагмент клипа, приходят к выводу о предстоящей деятельности

3 мин

2.

Целеполагание

1)Организует беседу на основе первичного восприятия

2) Наводит на формулировку темы и цели урока

1)Отвечают на вопросы

2)Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетрадь.

4 мин

3.

Изучение нового учебного материала

1) Сообщения заранее подготовленных учащихся

2) Работа с ассоциативным рядом

3) Знакомство со стихотворениями

1)Внимательно слушают одноклассников и смотрят презентацию

2)Составляют ассоциации к слову ДОМ

3) Читают стихотворения, анализируют, работают со средствами выразительности, слушают стихотворение в исполнении самого поэта

21 мин

4.

Физкультминутка

«Глаз -путешественник»

Смена видов деятельности

1 минута

5.

Контроль за усвоением

Диагностика уровня освоения учащимися нового знания.(тесты по литературе Лященко стр. 52)

Пишут тестирование по произведению

взаимопроверка

5 мин

6

Рефлексия

Подводит итог.

Рефлексия

Отвечают на вопросы: воспроизводят полученную информацию.

5 мин

7.

Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание

Учащиеся записывают задание

1мин

Ход урока

1.Организационно-мотивационный момент. (3 минуты)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, все ли в порядке: ручки, книжки и тетрадки.

Сегодня мы с вами откроем для себя еще одного поэта, а вот какого вы узнаете, просмотрев фрагмент клипа( НЕ ВСЁ!!! до 1,35м.)

— Так с каким же поэтом мы свами сегодня встретимся? ( с Сергеем Есениным)

2. Целеполагание ( 4 минуты)

-Каким вам представился Сергей Есенин после просмотра? ( веселым, красивым , молодым, любящим свою Родину)

— Песня , которую вы услышали, принадлежит современной группе, но слова были написаны самим Есениным. Кто запомнил, о чем эта песня? (я покинул родные края…)

— А какие моменты вы увидели в клипе( и как покидает, и как возвращается на родину)

— Читают эпиграф:

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

— Как вы считаете , о чем в основном писал С.Есенин ? ( о родине)

— Какое стихотворение Есенина вы помните из начальной школы? ( «Белая береза…»)

— А разве оно о родине ? ( да, потому что это символ-России)

-Тема родины является главной в творчестве Есенина. Всю силу своего таланта он устремил на то, чтобы воспеть родные места. И сегодня мы обратимся к малой родине поэта. Запишите , пожалуйста, тему урока : «Тема Родины в стихотворениях С. А. Есенина: « Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

3. Изучение новых сведений.

— Давайте же познакомимся с поэтом Есениным, сегодня нашими экскурсоводами станут ….( двое детей)

-Но сначала вспомните клип и предположите, где родился поэт в городе или в деревне? ( в деревне)

— Почему? Какие образ вы видели? ( дорога, рожь, луг , деревянный крестьянский дом)

— Все верно , его даже называли «певцом бревенчатой избы»

1. Сообщение заранее подготовленных учащихся

1 ученик ( краткое сообщение биографии по учебнику- дети в это момент просматривают презентацию о поэте)

2 ученик (рассказ о селе Константиново- стр.288-289 учебника)

2.Работа с ассоциативным рядом(работа в парах)

— Посмотрите на названия стихотворений, которые нам сегодня предстоит изучить. Что вы заметили?( ключевое слово ДОМ)

-Как вы считаете, почему поэт оба стихотворения посвящает своему дому?

-А что для вас ДОМ? Напишите ассоциации к этому слову …..(зачитывают фронтально)

-Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок. К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы. Итак, давайте обратимся к первому стихотворению

3. Знакомство со стихотворением «Я покинул родимый дом…»

Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.

— Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран – участников Первой мировой войны.- ЗАПИСЬ НАДОСКЕ

— Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

— А теперь давайте познакомимся с этим произведением и услышим голос самого поэта

(Звучит фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом…» в исполнении самого Есенина с видеорядом https://www.youtube.com/watch?v=rRG1JLtQmWc)

 — Вам понравилось стихотворение?

— Голос , который вы услышали принадлежал самому Есенину. Какие интонации в услышали?

— Почему лирический герой тоскует, грустит?
— Перечитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил русь…

— О чем говорится в этих строках?
-Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения(В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.)

-Что мы представляем, когда читаем эти строки

— Какой художественный прием использует автор?

— Прочитайте следующие две строки.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

— Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится? 
— Какое еще художественное средство встретилось? .

Читаем дальше.

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

– Какой прием скрыт в этих строках?

— А какой это яблоневый цвет?
— Читаем дальше.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

— Какое время года описывается в 1-2 строфах?

— А почему сейчас автор пишет о пурге, с чем он ассоциирует пургу? 
— Какой прием автор использует?

— А еще, ребята, в этих строчках встретился лексический повтор я не скоро, не скоро вернусь. Этим повтором подчеркивает тоску, желание побывать на родине, но пока нет возможности вернуться.

— Прочитайте следующие строки.

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?

— Вновь какой прием использован?
-Давайте прочитаем последние четыре строки.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

– На кого, по мнению Есенина, похож клен? 

— Почему?

-Почему мы поработали со средствами выразительности?

-Давайте представим картины, созданные поэтом.

 -Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. 

Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении.

(голубой, золотой, бело — розовый)

 — Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.

— Есть ли разница в значении прилагательных родной иродимый ? почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? (Родной – прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи)

Все эти любимые образы (родительский дом, клен, заливные луга) описанные в стихотворении, составляют для Есенина родину.

4. Знакомство со стихотворением « Низкий дом с голубыми ставнями»

— Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом.. В мае 1924 года Есенин приезжает домой, но там, где стоял родительский дом, он видит пепелище. И первое, что он предложил сделать сестрам, — посадить клен. Клен – хранитель домашнего очага. А свои чувства от встречи он выразил в стихотворении « Низкий дом с голубыми ставнями».

— А сейчас прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос: какие чувства автор выразил в стихотворении? (читает подготовленный ребенок)

— Ребята, какие чувства автор выразил в стихотворении?

–Найдите эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…».

– Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?

-Какие общие темы, образы соединяют стихотворения «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями»

4) Физминутка «Глаз -путешественник»( 1 минута )

5) Контроль за усвоением темы ( 5 минут)

(тесты по литературе Лященко стр. 52- приложение)

— А теперь поменяйтесь друг с другом и оцените работу по эталону ( на срытой доске)

6) Подведение итогов

1)Беседа

За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихотворениях он выражал собственные чувства и мысли о Родине.

— Какие особенности композиции последнего стихотворения вы заметили?(Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция.)

Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

 — А нет ли в слове «дом» «кольца»? (буква «о»)

 — Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили.

(очаг, согревающий дом)

 — Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.

 — Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо?

(символ любви, верности)

 — Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.

И эти же чувства вы испытываете в своём доме.

 — Так что же значил дом для поэта?

(тепло, уют, покой, любовь близких)

2) Рефлексия

Я вам предлагаю составить синквейн или акростих с ключевым словом сегодняшнего урока . А чтобы настроить вас на работу я включу еще одну композицию. Стихи Есенина настолько музыкальны, что более 120 положены на музыку. Стихотворение «Низкий клен с голубыми ставнями» тоже положено на музыку.

https://www.youtube.com/watch?v=vBW8RNEBkpY

ДОМ(акростих)

Д- душа, детство

О- очаг, объятия , отец

М- мать , мир

ДОМ ( синквейн)

Родимый, теплый

Встречает, согревает , лечит

Родительский дом- начало начал

Возвращение

7) Инструктаж по выполнению домашнего задания

  • Выучить любое стихотворение

  • Написать мини –эссе ( 5-6 предложений) «Мой дом через 20 лет»

  • Нарисовать иллюстрацию , подобрать к ней цитату

«5 » 1 и 2 задания

«4» 1 или 2 задание

«3» 2 или 3 задание

Приложение №1

КЛЮЧИ

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей