Содержимое материала:
Класс |
2 |
||||||||||||
№ урока 21 |
Дата: |
||||||||||||
Тема |
Двухчастная форма |
||||||||||||
Цель урока: |
раскрыть понятие «двухчастной формы» |
||||||||||||
Задачи урока: |
|||||||||||||
Образовательные |
знакомство с творчеством П.И.Чайковского; усвоение учащимися особенностей двухчастной формы музыки; |
||||||||||||
Развивающие |
развитие навыков пения и ритмического слуха, игры на шумовых инструментах, творческого воображения учащихся; |
||||||||||||
Воспитательные |
формирование музыкальной культуры через слушание и исполнение музыки. |
||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||
Предметные |
Слушание музыки: определять характер музыкального произведения, отдельные элементы музыкального языка — темп, характер, тембр; — узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов. Хоровое пение: грамотно и выразительно исполнять песни в соответствии с их образным строем и содержанием; — соблюдать при пении певческую установку. Игра в детском музыкальном оркестре: подобрать подходящий ритм для разных характеров музыки «Неаполитанской песенки»; — иметь представление о приёмах игры на шумовых инструментах детского оркестра; — владеть приёмами игры в оркестре. |
||||||||||||
Метапредметные |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; — оценивать качество и уровень собственной деятельности. Коммуникативные: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение): — умение выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения в процессе коллективного инструментального музицирования; — самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. Познавательные: устойчивое представление о содержании, форме музыкальных произведений различных жанров. |
||||||||||||
Личностные |
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину: — положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к музыкально-практической деятельности; — восприятие музыкального произведения; — определение основного настроения и характера; — формирование уважительного отношения к культуре разных народов; — умение формулировать собственное мнение и позицию; — развитие навыков сотрудничества. |
||||||||||||
Тип урока |
Урок «открытия» нового знаний |
||||||||||||
Методы |
проблемно — поисковый, игровой, наглядный, творческий. |
||||||||||||
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная. |
|||||||||||||
Оборудование |
Компьютер, экран, презентация, наглядность, портрет П.И.Чайковского, шумовые музыкальные инструменты |
||||||||||||
Музыкальный материал |
Распевка «Горошина» П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка» муз. Д.Львова-Компанейца, сл. В.Викторова «Дружат дети всей земли» |
||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Вход в класс. Музыкальное приветствие. Распевка «Горошина» — певческая установка, звуковедение Позитивный настрой учащихся. Мотивация на работу на уроке (медаль, конфеты)
— Ребята, а кто приходил к нам в гости на прошлом уроке? (Незнайка) — Давайте вспомним, что хотел узнать Незнайка? (о музыкальных формах) — Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. — Ребята у вас на партах лежат карточки с заданием, по теме прошлого урока, вам нужно соединить стрелочкой с верным понятием (работа в парах)
Проверка у доски
Незнайка пришел к нам на урок, чтоб продолжить знакомство с музыкальными формами. Тема урока «Двухчастная форма». Как вы думаете, какая цель урока? выяснить, что значит двухчастная форма научиться различать двухчастную форму в музыке узнать, как графически записывать двухчастную форму
Поможет достичь целей урока, творчество великого композитора. Посмотрите внимательно на портрет этого человека. Кто это? Перед вами портрет (слайд 5) П.И.Чайковского, великого русского композитора. Как называется музыка Чайковского для детей? «Детский альбом» (слайд 6). Кому посвятил свой альбом Чайковский? (слайд 6) Сколько пьес входит в альбом? (слайд 7,8) С какими пьесами из «Детского альбома» мы знакомились на уроках? Сегодня мы откроем новую страницу «Детского альбома» Чайковского. Музыка позовёт нас в путешествие в замечательный музыкальный город. Строки стихотворения помогут вам найти этот город. (слайд 9). Город Неаполь находится в Италии. Обратите внимание на последние строки стихотворения. Чем в Неаполе любят заниматься жители? (петь песни) Пьеса из «Детского альбома» П.Чайковского, которую мы будем слушать, называется «Неаполитанская песенка». (слайд 9) Определите, сколько характеров звучит в этой музыке? Попробуйте с помощью движений выразить характер и темп пьесы. Пластическое интонирование вовремя слушанья. Слушание «Неаполитанской песенки» П.И.Чайковского Сколько характеров в этой пьесе? Похожи они или отличаются? Определите характер первой части – спокойный, напевный, темп неторопливый. Характер второй части – радостный, задорный, темп быстрый. Два характера, два разных настроения показывает нам эта музыка. Как вы думаете, какая это музыкальная форма? — Двухчастная форма В произведениях двухчастной формы звучат два музыкальных образа, мы слышим две музыкальные мысли. Обозначается двухчастная форма буквами А В (надпись на доске) Физминутка (на 20 мин. урока) Эту песенку мы вместе обыграем на музыкальных инструментах. Внимательно ещё раз прослушайте музыку и попробуйте мысленно подобрать подходящий ритм. Что такое ритм? Повторное слушание «Неаполитанской песенки». Опрос нескольких учащихся. Выучить подходящий ритм первой части. Теперь подберём ритм для второй части. Можем мы его повторить таким же, как и в первой части? (нет) Почему? Разные характеры музыки должны звучать по-разному. Для второй части играем пульс. Что такое пульс? Игра на шумовых инструментах ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА Двухчастная форма по своему строению напоминает куплетную форму. Давайте вспомним какую песню мы начали разучивать на прошлом уроке? Эта песня с припевом или без? Если песня с припевом, значит в ней звучит две музыкальные мысли, т.е. она двухчастная (запись на доске) Давайте продолжим разучивание песни (текст на столах) Певческая установка Характеристика каждой части песни. Повтор мелодии и ритма песни. Исполнение в характере с помощью мнемотехники, работа над вокально-хоровыми навыками.
Итог урока. Рефлексия Творчество какого композитора мы сегодня изучали? С какой новой пьесой из «Детского альбома» мы познакомились? К какой форме музыки она относится? Как определить, что в музыке две части? Какими буквами записывается двухчастная форма? Как вы думаете Незнайке понравилось на нашем уроке? Подойдите в доске и расположите свою нотку на нотном стане на той высоте, насколько вам удалась работа на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, показали себя хорошими исполнителями и слушателями музыки. (Лучшим медали, всем конфеты) До свидания, до следующего урока.
|
|||||||||||||
|
1