«Г. Товстоногов- роман с театром»

Содержимое материала:

Георгий Товстоногов.

Роман с театром.

Авторы:

ученица 7 класса:

Шубина Мария, 13 лет

Руководитель:

Савостина Ирина Юрьевна,

учитель музыки и МХК.

Ноябрьск

2019-2020

«Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину.

Вверх — на высоту занавеса. Зеркало сцены.

Здесь можно разместить сад.

Здесь можно разместить мир.

Здесь можно сотворить мир.

Мир высоких человеческих страстей,

противостоящих низости,

мир деяний и мир сомнений,

мир открытий и высокий строй чувств,

ведущих за собой зрительный зал».

Г. А. Товстоногов о профессии режиссера из книги «Зеркало сцены»

Театр играет огромную роль в жизни человека. Помогает в формировании его личности, его взглядов на жизнь, восполняет человеческую потребность в прекрасном. Сергей Дягилев, Анна Павлова, Владимир Немирович-Данченко, Федор Шаляпин, Олег Ефремов, Михаил Ульянов, Юрий Любимов…. Можно перечислять до бесконечности фамилии и имена людей, которые считаются гордостью России, которые сделали наш театр самым лучшим в мире и являются кумирами миллионов.Моя работа посвящена великому советскому режиссёру с именем,которого ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра, человеку, обеспечившему золотой период для ленинградского театра БДТ. Тридцать три года Большой драматический театр в Ленинграде возглавлял Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской, трёх Государственных премий СССР, кавалер трёх орденов Ленина и ордена Трудового Красного знамени, доктор искусствоведения, профессор Георгий Александрович Товстоногов. За это время он сделал БДТ — первой сценой страны и «эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции».

Георгий Александрович Товстоногов появился на свет 28 сентября 1915 года в грузинском городе Тифлис, который сейчас называется Тбилиси.Он родился и вырос в грузинской интеллигентной дворянской семье. Учили сына в семье по-княжески — с гувернанткой, домашними учителями, французским языком и музыкой. В 10 лет мальчик пошёл сразу в 5-й класс школы, где все предметы преподавались исключительно на немецком языке, а в 15 лет завершил обучение. Уже в те годы подростка безудержно увлекал театр. Дядя мальчика работал артистом в драмтеатре Тифлиса и приводил его смотреть спектакли. Отец, видя заинтересованность сына, настаивал на выборе другого жизненного пути. По его наставлению и при содействии знакомого Георгий Товстоногов стал студентом Тбилисского железнодорожного института. Сын не смог пойти против натуры в угоду родителю.

Отучившись, год, в 1931-м он ушел из вуза, став актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Товстоногова был настолько очевидным, что в 1933 году Маршак доверил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова назывался «Предложение» и имел успех в городе.

Первая удача вдохновила начинающего режиссера. В 1933 году Товстоногов поступил в ГИТИС. Он был слишком юн для прохождения конкурсного отбора, поэтому в документах увеличил реальный возраст на два года. Параллельно с обучением Товстоногов продолжал работать в ТЮЗе. За первым спектаклем последовали «Женитьба», «Музыкантская команда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и другие постановки.

1937 год сломал все мечты молодого человека: отец был репрессирован. Георгий автоматически стал сыном врага народа. О получении образования в столичном институте можно было забыть: его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Товстоногов цеплялся за любую возможность вернуться, и случилось непредсказуемое. Невзначай брошенная фраза Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила восстановиться на курсе и с блеском завершить обучение в 1938 году. В этот же год Товстоногова пригласили на пост режиссера в Тбилисский драматический театр. С этого момента Товстоногова начали воспринимать именно как профессионального режиссера. Первой постановкой в тбилисском драмтеатре стал спектакль «Дети Ванюшина». Вплоть до 1946 года Георгий Александрович работал с артистами в родном городе, выпустив спектакли «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия», «Лисички». Затем его пригласили в Москву, где с 1946 по 1949 годы он руководил Гастрольным реалистическим театром и Центральным детским.

С 1949г. жизнь Георгия Александровича неразрывно связана с Ленинградом. Творческую деятельность начал в качестве режиссера театра им. Ленинского комсомола, который возглавлял с 1950 по 1956 гг.

В начале 1956, стал одиннадцатым по счету, главным режиссёром БДТ. Тогда, пожалуй, мало, кто мог предположить, что в этот день в истории театра началась эпоха, имя которой «Георгий Александрович Товстоногов». БДТ находился в числе аутсайдеров ленинградских театров, не имея ни прочной режиссуры, ни собственной репертуарной линии, ни, своего зрителя. Отсутствовала логика в построении репертуара, режиссеры не работали достаточным образом с актерами, зритель в зале оказывался случайным. Тем не менее, труппа собрала звезд. Такие артисты, как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов, Виталий Полицеймако, находились в ожидании человека, способного направить театр по иному курсу.

Товстоногов пошел на беспрецедентный в истории отечественного театра шаг. Из непомерно большой труппы Большого драматического театра, он уволил почти тридцать человек, сделав ставку на мастеров и молодежь, и начал свой путь в БДТ с единственно возможного — формирования репертуара. Его главным ориентиром стали мастера и молодые актеры. Основной целью оказалось возвращение прежнего зрителя и приглашение нового. Сделать это были призваны три премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветет акация». Пожалуй, именно этот спектакль и стал визитной карточкой нового БДТ. Нетипичная режиссура, интересные мизансцены, работа артистов с пространством и зрителем дали о себе знать. Легкая и веселая постановка подкупала неподдельной искренностью живого чувства, заразительностью и обаянием актеров. Режиссер выиграл первый бой: зал БДТ стал заполняться публикой. Следующим спектаклем в постановке Товстоногова стал «Лиса и виноград». Он вышел спустя три месяца и открыл череду программных постановок, сформировавших новый, актуальный и созвучный времени репертуар.Отныне и впредь в каждом новом спектакле Товстоногов будет утверждать свое этическое кредо, которое с исчерпывающей полнотой сформулировано так любимым режиссером Максимом Горьким: «Человек — это звучит гордо».

Спектакль, которому было суждено стать одной из самых великих легенд русского театра XX века, был «Идиот». Г. А. Товстоногов поставил спектакль, прежде всего о князе Мышкине. «Идиот» на сцене БДТ стал переломным не только в судьбе актера Иннокентия Смоктуновского, но и в судьбе отечественного театра второй половины XX века. Сам Иннокентий Смоктуновский признавался: "Мышкин изменил меня чисто человечески", "Такой тишины в зрительском зале, такой власти над зрителем, какую я испытал в Мышкине, и в Париже, и в Ленинграде, и в Лондоне, я не знаю ни у одного актера". Потом были «Пять вечеров» и «Варвары». В «Варварах» — первом обращении Г. А. Товстоногова к Максиму Горькому — солировала Т.В. Доронина.

Георгий Товстоногов реализовался как постановщик и педагог. Тщательно работая с актерами, он направлял их, помогая перевоплощаться и совершенствовать себя в профессии. Постановщик сумел повести за собой труппу и зрителя. Он совершенствовал методы, технику и навыки постановщика. Режиссерская школа Товстоногова предлагала своим ученикам отказаться от термина «искусство переживания», заменив его «искусством действия». А одним из принципиальных направлений творчества Товстоногова был героический спектакль, в котором предмет режиссерского исследования нравственные истоки подвига, природа человеческого мужества и стойкости поворачивается разными гранями.

Режиссер жил сценой, репетициями и премьерами, чем завоевал уважение коллег и сотрудников, театрального сообщества и публики. По крупицам умел Товстоногов собирать и коллекционировать театральные бриллианты, огранивать их, мастерить из них раритетные, драгоценные украшения, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, В.И. Стржельчика, Е.А. Лебедева. А кроме них — К.Ю. Лавров, О.В. Басилашвили, А.Б. Фрейндлих, Л.И. Макарова, З.М. Шарко, А.Ю. Толубеев, В.М. Ивченко, Г.П. Богачев… Ведущие актёры этого театра ничем не уступали всемирно известным звёздам, и труппа театра много лет была величайшей театральной труппой. Попасть в неё было трудно: у Товстоногова при отборе актеров были строгие принципы, за которые его считали деспотом и диктатором. Но он любил актера и делал его соавтором спектакля.

С шестидесятых годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, написал две важнейшие для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей».

Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений мастеров режиссуры. Он на практике показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К. С. Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.Товстоногов настаивает на том, что режиссура — профессия помощи актеру. Без знания психологии актера, без понимания его возможностей, без умения раскрыть дарования, подхватить и окрылить, направить по верному пути, режиссер в театре не нужен.Режиссер с точки зрения профессии, как ее понимал Товстоногов, ответчик за театр, за качество спектакля, за искусство. За каждую ошибку актера, за его провал.Такова цена успеха — а он, зрительский успех, непременный итог творчества, с точки зрения мастера. Товстоногов выпустил в жизнь несколько курсов — сначала в Тбилиси, потом в Ленинграде. Общее число учеников, прежде всего режиссеров, солидно: за девять курсов в ленинградском Театральном институте — почти сто человек. Ученики тбилисского периода — Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе, Георгий Лордкипанидзе, Елена Иоселиани, Нелли Кутателадзе, Михаил Туманишвили — яркие лица театра и кино послевоенной эпохи.

Обращаясь к комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума», Г.А. Товстоногов отнюдь не стремился к сенсации, но произвел и сенсацию, и даже переполох. Спектакль, поставленный режиссёром, — совершенно свободное от заштампованных театральных традиций прочтение Гоголя. Товстоногов прямой дорогой выводил Чацкого — С. Ю. Юрского точно к названию пьесы: горе от ума. Все горе только тем и объяснялось, что ум Чацкого расходовался попусту, зря. Г. А. Товстоногов заставил зрителей взглянуть на пьесу не только глазами разгневанного Чацкого, но и спокойным, холодным взглядом Молчалина — К.Ю. Лаврова. 

Летом 1972г., после гастролей в Москве, прошедших с огромным зрительским успехом, в газете «Правда» появилась статья, подводившая итоги выступлений БДТ в столице. Ее значительная часть была посвящена «Ревизору». Автор обвинял Г.А. Товстоногова в извращении классики. В те времена подобное выступление на страницах главного печатного органа страны было равносильно приговору. Сказать, что 1970-е — трудный период в жизни БДТ — значит не сказать ничего. Зрители, каждый вечер, до отказа заполнявшие зал, ловившие «лишний билетик» на самых дальних подступах к театру, не могли даже предположить, какие тучи сгущаются над головой главного режиссера, а, значит, и над всем Большим драматическим. 5 января 1976г. Г.А. Товстоногов был вызван в Ленинградский областной комитет партии.Тогдашний заведующий отделом искусства раскрыл перед Г.А. Товстоноговым «порочную» линию репертуара. 

Г.А. Товстоногов спросил: «Что же, мне подавать заявление об уходе?»

И услышал в ответ: «На вашем месте я бы подумал об этом».

Вернувшись в театр, Г.А. Товстоногов стал сочинять подробное заявление об уходе. Пока шла работа над текстом заявления, и оттачивались формулировки, чиновник был смещен со своего поста. И инцидента словно и не бывало. Вступилась Москва: партийному руководству Ленинграда посоветовали не разбрасываться такими режиссерами, как Г.А. Товстоногов.Театр вышел победителем, зрители по-прежнему мечтали попасть на спектакли БДТ.

Позже главной мечтой всех театралов страны было воочию увидеть, пожалуй, самую великую легенду товстоноговского театра, «первый советский мюзикл» — «Историю лошади» и Е.А. Лебедева в роли Холстомера. По дерзости замысла и смелости его воплощения «История лошади», казалось на тот момент, недосягаемой вершиной. Спектакль стал абсолютным хитом — сначала у нас, потом на Бродвее и далее действительно — везде. Работу мастера увидели по всему миру — от Аргентины до Японии.
В Германии Товстоногову после двадцатиминутной овации жал руку канцлер, а в Авиньоне Питер Брук призывал всех идти на «гениальный» спектакль».

Тема неумения слушать, и что важнее, слышать другого человека — одна из самых принципиальных в творчестве Г.А. Товстоногова. Об этом — чеховские «Три сестры» в понимании Товстоногова. Спектакль не оплакивал чеховских героев и не высмеивал их. Он анализировал смысл мнимого существования, безучастных поступков. Он страстно протестовал против гибельного равнодушия, разъединяющего людей.Человек не имеет права говорить, что ему «все равно». Равнодушие — вот зло. Инертность — вот гибель. Стена непонимания трагически разъединяет собеседников, влюбленных, родных.

Для контакта с залом Георгий Товстоногов вместе с актерами и драматургами использовал новые оригинальные формы постановок и глубокий анализ персонажей. В некоторых спектаклях режиссер жестко и честно ставит вопросы и перед актерами, и перед зрителями («История одной лошади», «Ревизор»), а в других по-новому, без пафоса представляет революционную эпоху («Гибель эскадры», «Оптимистическая трагедия», «Тихий Дон» и др.)

Блестяще и талантливо актеры труппы проявляли себя в озорных, комедийных постановках таких, как музыкальная «Ханума», опера-фарс «Смерть Тарелкина», пьеса «Энергичные люди», комедия «Этот пылкий влюбленный». Актеры были раскрепощены, благодаря мудрому режиссеру, который сплотил коллектив и всегда был в поиске, который сумел вернуть театру доверие публики, сделав его поистине храмом искусства. В 1970 году открылась еще одна сцена БДТ — Малая, которая была и остается творческой площадкой для молодых ленинградских режиссеров.

В частной жизни Товстоногов был необыкновенно обаятельным человеком. Неутомимый рассказчик анекдотов и всяких забавных историй, ясно осознававший весь сюрреализм советского бытия, он подкреплял свои «байки» замечательной актерской игрой и радостно смеялся, когда видел, что до слушателей «дошло».Успехи, лавры, признание не изменили его. Он всегда был в меру замкнут, в меру доступен, как человек, знающий себе цену.

Тридцать три года Георгий Александрович возглавлял театр. Тридцать три года он, подобно зодчему, терпеливо и настойчиво возводил здание своего театра, учитывая возможности труппы в целом и каждого актера в частности, внешние обстоятельства и собственные режиссерские интересы и пристрастия. Товстоногов на сцене БДТ создал не просто уникальный художественный мир, полный невероятных режиссерских прозрений, парадоксальных решений. Он создал фантастический мир чувств, он вырастил плеяду великих актеров. Ведь даже те, кто ушли от него, всю жизнь испытывали на себе его влияние, влияние этой потрясающей личности, наделенной какой-то нечеловеческой интуицией. Он обладал качествами, необходимыми театральному лидеру: собственной театральной идеей и огромной энергией созидания. Он создал театр, который на протяжении трех десятилетий неизменно оставался безусловным фаворитом отечественного театрального процесса.

Знаменитая формула «Театр — это добровольная диктатура» принадлежит Г. А. Товстоногову. Он был диктатором, воле которого подчинялись безоговорочно. Но основывалось это подчинение не на должностном уставном величии, а на силе и непререкаемости творческого авторитета. Феноменальный успех театра Г. А. Товстоногова основывался на мощной, человечески и творчески неординарной личности его руководителя, замечательном таланте и мастерстве актеров и особом, доверительном и уважительном отношении к своему зрителю. Многие говорили, что Товстоногов не руководил театром, он им жил. Он утверждал, что театр – это искусство правды, а его основная цель – достучаться до совести зрителя.

В течение 33 лет Георгий Александрович возглавлял любимый театр до последних дней жизни, не пропуская спектаклей и репетиций, регулярно проводя беседы с коллегами. Петербуржцы и туристы считали своим долгом посетить премьеры талантливого режиссера.

В октябре 1987г. Г. А. Товстоногов представил на суд зрителей спектакль, которому было суждено стать его последней премьерой. «На дне» — главная по убеждению режиссера пьеса Максима Горького; пьеса, о постановке которой он мечтал многие годы, подводила итог его раздумьям о человеке. В последний раз встретились в одном спектакле почти все звезды театра Г.А. Товстоногова: В.М. Ивченко — Сатин, Е. А. Лебедев — Лука, В.И. Стржельчик — Актер, О.В. Басилашвили — Барон, К. Ю. Лавров — Костылев, А.Б. Фрейндлих — Настя, Э.А. Попова — Квашня, С.Н. Крючкова — Василиса, Ю.А. Демич — Васька Пепел, В.А. Кузнецов — Бубнов. Они играли трагедию о расплате за человеческое безверие. Со всей страстью своего гражданского темперамента и силой незаурядных талантов они говорили зрителям, что главный смысл бытия заключен в самом человеке, в его душе.   Вспрыгнув на стол и развернув, словно прожектор, висящую под потолком ночлежки лампу прямо в партер, Сатин – В.М. Ивченко произносил знаменитое горьковское «Человек — это звучит гордо!» Луч света, разрезая темноту зрительного зала, скользил по притихшим рядам…

23 мая 1989 года в театрепрошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы». Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за 

руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. Режиссер скоропостижно скончался за рулем своего автомобиля, причиной смерти режиссера стала остановка сердца. Не стало человека, вдохновлявшего несколько поколений. Для театрального Петербурга это была большая утрата.

Похоронен Георгий Товстоногов на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе мастеров искусств. Над захоронением установлен памятник в виде распятия. Здесь Товстоногов, как распятый Иисус, принёс себя в жертву за спасение отечественного театрального искусства.

В 1992 году Большому драматическому театру, было присвоено имя Георгия Александровича Товстоногова. В современном БДТ идут многие спектакли Г. А. Товстоногова, которые сохранены и живут полнокровной жизнью. Фото режиссера и сегодня украшают вестибюль и холлы здания. Накануне столетия режиссера, в сентябре 2015 г. в фойе бельэтажа был установлен его бронзовый бюст, а в его бывшем кабинете сохранена вся прежняя обстановка – мебель, фотографии, афиши, эскизы, книги. 

В память о Георгии Товстоногове сняты документальные фильмы «Жить, думать, чувствовать, любить…», «Легенды о Гоге», «Отражения».

Творческое наследие Товстоногова составляют книги: «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «О профессии режиссера», «Круг мыслей», «Классика и современность», «Зеркало сцены».

В 1975 году именем Г. А. Товстоногова был назван астероид № 448O, открытый Крымской обсерваторией астрофизики. В 2010, к 95-лeтию Товстоногова, на фасаде дома по Петровской набережной- 4, где с 1964 по 2013 проживала семья Товстоноговых, появилась памятная доска, а в сквере перед домом был установлен памятник режиссеру скульптора Ивана Корнеева. Ежегодно в театре его имени и Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, где три десятилетия Георгий Товстоногов воспитывал учеников, проводятся выставки, конференции и семинары, посвященные наследию режиссёра, и творческие встречи. По случаю 100-летия летом 2015 в небо поднялся авиалайнер компании «Аэрофлот», которому было присвоено имя великого режиссера.

На одном из творческих вечеров, отвечая на вопрос о своем понимании задач театрального искусства, Георгий Александрович сказал: «Бывают спектакли-ответы, а бывают спектакли-вопросы. Я — за спектакль-вопрос». Спектакли Товстоногова ставили проблему: ту, единственно важную сегодня и, вместе с тем, вечную. Они пробуждали мысль, заставляя зрителя размышлять, и учили его высокому искусству сопереживания и сострадания. Искусство Г. А. Товстоногова менялось от спектакля к спектаклю. Но всякий раз интеллектуальная энергия художника одушевлялась одной целью — прорваться к истине людских страстей. Он знал: мы с вами ходим в театр только ради того, чтобы с этой истиной соприкоснуться, встретиться с ней глаза в глаза.

Театр, созданный Г. А. Товстоноговым, стал подлинной театральной Меккой для нескольких поколений зрителей. Шли годы, в списке ведущих режиссеров страны появлялись новые имена, но Товстоногов по-прежнему оставался лидером. И, тем не менее, на одном из творческих вечеров ему был задан вопрос о преемнике. После долгой паузы Георгий Александрович ответил, что по его убеждению подготовить себе преемника невозможно: режиссура, как и любое иное творчество, дело во многом личностное. Да, можно вырастить учеников, передать им знания, опыт, профессиональные навыки и приемы, но нельзя вложить в другого человека то, что сделало Станиславского Станиславским, а Товстоногова Товстоноговым — собственную душу, свой взгляд на мир. Всякий режиссер, приходящий в театр и претендующий на роль большую, нежели просто постановщик, должен сам построить свой театральный дом. В этом одновременно и трагизм судьбы театра, и залог его обновления.

Годы идут, обойма фамилий лидирующих режиссеров пополняется и меняется, да и сам язык сцены становится иным, но искусство Товстоногова по-прежнему в центре всеобщего внимания.

Важнейшие постановки:

Ленинградский театр имени Ленинского комсомола

1949 – «Из искры…» Ш. Н. Дадиани.

1951 – «Дорогой бессмертия» В. Г. Брагина и Г. А. Товстоногова по книге

Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее».

Ленинградский Академический Большой драматический театр им. М. Горького

1957 – «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Композиция Д. М. Шварц и Товстоногова.

1959 – «Варвары» М. Горького.

1959 – «Пять вечеров» А. М. Володина.

1962 – «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

1964 – «Поднятая целина» по М. А. Шолохову.

1965 – «Три сестры» А. П. Чехова.

1965 – «Римская комедия» Л. Г. Зорина.

1966 – «Мещане» М. Горького

1969 – «Король Генрих IV» У. Шекспира.

1972 – «Ревизор» Н. В. Гоголя.

1972 – «Ханума» А. А. Цагарели.

1974 – «Три мешка сорной пшеницы» по В. Ф. Тендрякову.

1974 – «Энергичные люди» В. М. Шукшина.

1975 – «История лошади» по повести Л. Н. Толстого «Холстомер».

1983 – «Смерть Тарелкина». Опера-фарс по мотивам комедии А. В. Сухово-Кобылина.

1985 – «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.

1987 – «На дне» М. Горького.

Другие театры

1955 – «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского. Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград.

1973 – «Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». «Современник», Москва.

Сочинения

«Современность в современном театре. Беседы о режиссуре» (1962)

«О профессии режиссёра» (1965)

«Круг мыслей: Статьи. Режиссёрские комментарии. Записи репетиций» (1972)

Информационные ресурсы

1. Георгий Товстоногов. Собирательный портрет. — Воспоминания. Публикации. Письма. — СПб.: Балтийские сезоны, 2006.
2. Георгий Товстоногов репетирует и учит. Литературная запись С. М. Лосева. — СПб.: Балтийские сезоны, 2007.
3. Старосельская Н. Д. Товстоногов. М.: Молодая гвардия, 2004.

4. Малочевская И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова. — СПб: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2003.

6. Георгий Товстоногов. Прощание. — Сергей Юрский. Аудиокнига.2010

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://24smi.org/celebrity/31466-georgii-tovstonogov.html

https://ria.ru/20150928/1287255825.html

https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/30687/

https://dik.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204525

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей