Содержимое материала:
Тема занятия: «Химические свойства спиртов. Влияние алкоголя на организм человека».
Целые занятия: 1. Определить влияние функциональной группы спиртов на их химические свойства. Углубить знания учащихся относительно химических свойств органических соединений на примере химических свойств спиртов. Ознакомить учащихся с губительным физиологичным влиянием спиртов на организм человека.
2. Развивать умение получать знания самостоятельно, работать с учебником.
3. Воспитывать самостоятельность, инициативу, трудолюбие. Углубить интерес к предмету, ответственное отношение к своему здоровью.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
II. МОТИВАЦИЯ
1. Ознакомление с эпиграфом занятия
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Сегодня на занятии мы вспомним спирты, углубим знания о химических свойствах органических соединений на примере химических свойств спиртов, ознакомимся с губительным физиологичным влиянием спиртов на организм человека.
Проверим домашнее задание путем тестирования 8 учеников за ПК, а остальные учащиеся участвуют во фронтальном опросе.
-
Тестирование
-
Фронтальная беседа:
-
Упражнение: Составьте изомеры бутанола — 2.
IV. ИТОГИ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Постановка проблемы. Объединение студентов в группы.
Для получения более достоверной и разносторонней информации о спиртах были созданы оперативные группы исследователей, теоретиков и экспериментаторов.
2. Инструктаж группе исследователей
Вопрос и задание студентам для подготовки проекта:
Ключевой вопрос — Чем опасные наркотические вещества?
Тематические вопросы: Какое физиологичное действие наркотических веществ на систему органов человека?
Почему молодежь привыкает к спиртным напиткам быстрее?
3. Инструктаж группе теоретиков
Найти в дополнительной литературе сведения о спиртах, их химических свойствах, отраслях их приложения, средствах получения. Заполнить таблицу-тезисы.
Подготовить устный отчёт.
4. Инструктаж группе экспериментаторов
Доказать наличие функциональной группы опытным путем. Подготовить устные отчеты.
Химические свойства спиртов
1. Повторение техники безопасности.
2. Отчет группы экспериментаторов.
3. Эксперименты.
-
Горение
Это свойство можно обсудить на основе эксперимента. Демонстрация «Горение спиртов с разной длиной углеводородного радикала».
Одновременно могут происходить реакции сгорания одного вещества с выделением разных продуктов (СО2 и СО), чем объясняется яркое пламя, которое коптит.
Полное сгорание (достаточное количество кислорода):
С2Н5ОН + 3О2 → 2СО2 + 3Н2О
Неполное сгорание с выделением угарного газа (недостаток кислорода):
С4Н9ОН + 4О2 → 4СО + 5Н2О
Неполное сгорание с выделением сажи (недостаток кислорода):
С6Н13ОН + 3О2 → 6С + 7Н2О
-
Взаимодействие спиртов из галоген водородами.
При взаимодействии спиртов из галогеноводородами участвует ОН-группа полностью.
С2Н5ОН + ННаl → С2Н5 Наl + Н2О
-
Дегидратация (отщепление воды).
Сr2O3 ,ZnО, t
2С2Н5ОН СН2 =СН-СН=СН2 + 2Н2О+ Н2
Так получат бутадиен, из которого изготовляют синтетический каучук.
Спиртам присущие еще некоторые свойства. Сейчас продемонстрируем биохимический механизм действия этилового спирта.
Опыт 1. Растворимость спирта в воде, масле, белках.
Опыт 2. Влияние алкоголя на развитие растений.
Опыт 3. Растворимость спирта в крови.
4. Пагубное влияние спиртов.
Метанол и этанол — два наиболее распространенных спирта. Они (практически не отличаются по запаху, поэтому достаточно часто попадаются случаи употребления метанола.
5. Просмотр видеофильма профессора В.Г. Жданова.
6. Отчет группы исследователей.
Отчет группы о выполненной работе, (короткое описание работы) выводы. Демонстрация видеофильма сделанного самостоятельно по результатам беседы с главврачом наркологического диспансера.
7. Пересмотр слайдового фильма по теме: «Ложь и правда, об алкоголе».
VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
VIІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
3