Содержимое материала:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г.Торжка Тверской области
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме
«ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ»
6 класс
Учитель русского языка и литературы
БУРТОЛИК ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Ноябрь, 2014 г.
Цели урока:
-
обобщить знания, полученные при изучении именных частей речи;
-
выяснить общие и отличительные признаки;
-
вырабатывать навык определения этих частей речи в тексте;
-
отрабатывать умение правильно изменять их (по падежам и числам);
-
через работу по репродукции постараться использовать больше именных частей речи в устной и письменной речи.
Оборудование урока: запись числа, темы урока; карточки с записями образцов частей речи для работы по рядам; запись 4-х тестовых заданий; составление схемы-конспекта; репродукция картины Т.Н.Яблонской «Хлеб».
Ход урока.
-
Словарная работа.
Задание: записываем слова под диктовку, подчеркиваем-проговариваем орфограммы, некоторые слова объясняем в лексическом плане (по желанию учащихся).
Троллейбус, фанера, трибуна, профессия, бетон, талант, миллион, одиннадцать, центнер, инструмент, коллекция, иллюстрация, биография, орнамент.
? классу? – Какие части речи встретились в словарном диктанте? /существительные, числительные/
-
Работа по рядам с карточками.
На карточках даны учителем образцы именных частей речи:
1 карточка – восемь, 2 карточка – наш, 3 карточка – вкусный, 4 карточка – корова.
Задание: необходимо устно определить, образец какой части речи перед вами, придумать и записать свой пример этой части речи на карточке внизу, передать товарищу. Какой ряд быстрее?
NB! Придумайте и запишите в тетрадь словосочетание со своим примером из карточки.
Затем учитель пишет эти слова на доске. Класс составляет из слов предложение. Например:
Наша корова дает восемь литров вкусного молока.
Записываем в тетрадь, надписывая с комментариями сокращенные названия частей речи.
-
Опрос, запись конспекта по теории именных частей речи.
? классу? – Почему это существительное, прилагательное, числительное, местоимение?
Существительное предмет
Прилагательное признак предмета
Числительное количество предметов, порядок при счете
Местоимение указывает на предмет, признак, количество,
но не называет их
?классу? – Почему эти части речи именные? /они склоняются/
-
Работа с тестами.
Четверо учащихся идут к доске выполнять тестовые задания.
Тест 1. /по сущ./ Найдите слово, в котором Ь перед –ЩИК-:
-
заговор…щик;
-
угон…щик;
3)угол…щик.
Тест 2. /по прилаг./ В каком прилагательном нужно писать –Н-:
-
бараба…ый;
2)кожа…ый;
-
дива…ый.
Тест 3. /по числит./ Укажите разряд числительного по строению
ВОЗРАСТ ПРЕКЛОННЫЙ – ВОСЕМЬДЕСЯТ СЕМЬ ЛЕТ.
-
простое;
2)составное;
-
сложное.
Тест 4. /по местоим./ В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ-?
-
Н…чего не говорит.
2)Н…чего говорить.
NB! В это время класс записывает под диктовку учителя предложение:
МЫ СИДИМ ВО ДВОРЕ, НА БРЕВНАХ, И РАССМАТРИВАЕМ НОВЕНЬКИЙ СКВОРЕЧНИК.
Самостоятельная работа – морфологический разбор выделенного слова.
Проверка выполнения тестовых заданий, затем – морфологического разбора.
-
Работа по репродукции картины Т.Н.Яблонской «Хлеб».
Сбор материалов.
Существительные: хлеб, люди, женщины, мешки, лошадь, машины, лопата, совок, весы.
Прилагательные: белый, темные (юбки), золотое (зерно), жаркий солнечный (день), веселые (лица).
Местоимения: они, он, ему, к ним.
Числительные: одна (лошадь), три (грузовых машины).
?классу? – Как назовем эту работу, изображенную на картине? /богатый урожай/
— Какова главная мысль, переданная художницей? /Будет хлеб – будет жизнь, будет жизнь – будет и песня.
Эта мысль – вывод из наблюдений над тем, с каким настроением работают люди.
-
Подведение итогов урока.
-
Д/з: написать сочинение-миниатюру по теме «Богатый урожай», используя собранные материалы.