Интегрированный урок биологии и химии

Содержимое материала:

Интегрированный урок биологии и химии

«Кислород и дыхание»

Авторы: учитель биологии Айнуллина В.М., учитель химии Абусагитова Р.Р., учителя Карагайской СОШ, филиала МАОУ Дубровинская СОШ

Класс: 8

Тип урока:

изучение новой темы по биологии

— повторение по теме «Кислород. Оксиды»

Цель урока:

  • закрепить знания учащихся о кислороде, как о простом веществе,

  • расширить знания о дыхании как о биохимическом процессе на примере организма человека;

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, как социальной ценности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, спиртовка, лучина

Ход урока

Слайд 1 – сообщается тема урока.

Целеполагание: дети

Слайд 2 – озвучиваются цели урока.

Актуализация опорных знаний. Работа в группах: Химики, Биологи

Задание 1.

Вспомнить и перечислить основные понятия по теме “Дыхание” и «Кислород»

(В ходе урока учащиеся должны раскрыть их значение)

Задание 2.

Выполнить задание:

— Биологи: заполнить схему «Органы дыхания» (работа у доски)

— Химики: составить схему «Путь молекулы кислорода из окружающей среды в легкие человека» (работа у доски)

Дополнительные вопросы:

— У каких животных впервые в эволюции появляются легкие и в связи с чем?

— В связи с появлением легких какие изменения произошли в кровеносной системе?

— Какова молекулярная формула кислорода, написать химическую формулу

— Каков состав воздуха

Создание проблемной ситуации — эксперимент со спичкой:

1 группа сжигают лучину, делают выводы

2 группа выдыхает на горящую лучину

Дети формулируют гипотезу

Учитель биологии предлагает выполнить задание:

— Исследовать по схеме путь кислорода в организме

— Ответить на вопрос — на что расходуется вдыхаемый кислород

— работа с новыми понятиями

Дыхательная гимнастика

А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
ХА – помогает повысить настроение.

обсуждение.

Вопрос: сколько этапов дыхания вы проследили на схеме

— на какой процесс расходуется кислород в клетке (Какой процесс происходит в клетке)

— какое вещество образуется в процессе окисления. Что такое окисление? Что же такое оксиды.

— Запишем уравнение окисления на примере глюкозы: C6H12O+ 6O= 6CO+ 6H2O + E

Видео «Путь кислорода в организме»

Вопрос: На что расходится энергия, которая образуется в клетках тела человека в процессе окисления органических веществ?

(Предполагаемый ответ: на обеспечение процессов жизнедеятельности, часть рассеивается в виде тепла).

— раскрытие биологических понятий

— возвращаемся к гипотезе. Ответить на вопрос:

Что общего у процессов дыхания и окисления?

В чем отличие?

Кто знает, как правильно нужно дышать?

Ответы детей, видео «Гигиена дыхания»

Беседа:

— Как вы понимаете пословицу: “Чистый воздух – лучший доктор?”

— Почему трудоспособность в душных помещениях падает? О проветривании

— Почему необходимо вести борьбу с загрязнением воздуха?

— Как в природе поддерживается постоянство состава воздуха? Какова роль зеленых растений?

— Назовите гигиенические требования для профилактики вирусных инфекций

Тестирование:

  1. По агрегатному состоянию кислород — ……

  2. По отношению к воздуху кислород — …

  3. При горении веществ в кислороде образуются – …

  4. Кислород в воде растворим – …

  5. Кислород в природе образуется в процессе – …

  6. В реакциях горения выделяется – …

  7. При окислении органических веществ энергия – …

  8. Какие клетки крови доставляют кислород …….

  9. Белок, доставляющий кислород из легких в ткани …

  10. Кислород выполняет функции – … а) окислительная, б) защитная, в) лечебная.

Рефлексия:

что нового узнали на уроке

— что вызвало у вас затруднение на уроке

— какую пользу извлекли с урока

Дз: ответить на вопросы:

— Почему живые организмы дышат кислородом, ведь азота в составе воздуха больше?

— Сочинить сказку «Путешествие кислорода в человеке»

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей