Содержимое материала:
Интегрированный урок биологии и химии
«Кислород и дыхание»
Авторы: учитель биологии Айнуллина В.М., учитель химии Абусагитова Р.Р., учителя Карагайской СОШ, филиала МАОУ Дубровинская СОШ
Класс: 8
Тип урока:
— изучение новой темы по биологии
— повторение по теме «Кислород. Оксиды»
Цель урока:
-
закрепить знания учащихся о кислороде, как о простом веществе,
-
расширить знания о дыхании как о биохимическом процессе на примере организма человека;
-
воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, как социальной ценности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, спиртовка, лучина
Ход урока
Слайд 1 – сообщается тема урока.
Целеполагание: дети
Слайд 2 – озвучиваются цели урока.
Актуализация опорных знаний. Работа в группах: Химики, Биологи
Задание 1.
Вспомнить и перечислить основные понятия по теме “Дыхание” и «Кислород»
(В ходе урока учащиеся должны раскрыть их значение)
Задание 2.
Выполнить задание:
— Биологи: заполнить схему «Органы дыхания» (работа у доски)
— Химики: составить схему «Путь молекулы кислорода из окружающей среды в легкие человека» (работа у доски)
Дополнительные вопросы:
— У каких животных впервые в эволюции появляются легкие и в связи с чем?
— В связи с появлением легких какие изменения произошли в кровеносной системе?
— Какова молекулярная формула кислорода, написать химическую формулу
— Каков состав воздуха
Создание проблемной ситуации — эксперимент со спичкой:
1 группа сжигают лучину, делают выводы
2 группа выдыхает на горящую лучину
Дети формулируют гипотезу
Учитель биологии предлагает выполнить задание:
— Исследовать по схеме путь кислорода в организме
— Ответить на вопрос — на что расходуется вдыхаемый кислород
— работа с новыми понятиями
Дыхательная гимнастика
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
ХА – помогает повысить настроение.
— обсуждение.
Вопрос: сколько этапов дыхания вы проследили на схеме
— на какой процесс расходуется кислород в клетке (Какой процесс происходит в клетке)
— какое вещество образуется в процессе окисления. Что такое окисление? Что же такое оксиды.
— Запишем уравнение окисления на примере глюкозы: C6H12O6 + 6O2 = 6CO2 + 6H2O + E
Видео «Путь кислорода в организме»
Вопрос: На что расходится энергия, которая образуется в клетках тела человека в процессе окисления органических веществ?
(Предполагаемый ответ: на обеспечение процессов жизнедеятельности, часть рассеивается в виде тепла).
— раскрытие биологических понятий
— возвращаемся к гипотезе. Ответить на вопрос:
Что общего у процессов дыхания и окисления?
В чем отличие?
Кто знает, как правильно нужно дышать?
Ответы детей, видео «Гигиена дыхания»
Беседа:
— Как вы понимаете пословицу: “Чистый воздух – лучший доктор?”
— Почему трудоспособность в душных помещениях падает? О проветривании
— Почему необходимо вести борьбу с загрязнением воздуха?
— Как в природе поддерживается постоянство состава воздуха? Какова роль зеленых растений?
— Назовите гигиенические требования для профилактики вирусных инфекций
Тестирование:
-
По агрегатному состоянию кислород — ……
-
По отношению к воздуху кислород — …
-
При горении веществ в кислороде образуются – …
-
Кислород в воде растворим – …
-
Кислород в природе образуется в процессе – …
-
В реакциях горения выделяется – …
-
При окислении органических веществ энергия – …
-
Какие клетки крови доставляют кислород …….
-
Белок, доставляющий кислород из легких в ткани …
-
Кислород выполняет функции – … а) окислительная, б) защитная, в) лечебная.
Рефлексия:
— что нового узнали на уроке
— что вызвало у вас затруднение на уроке
— какую пользу извлекли с урока
Дз: ответить на вопросы:
— Почему живые организмы дышат кислородом, ведь азота в составе воздуха больше?
— Сочинить сказку «Путешествие кислорода в человеке»