Содержимое материала:
Программа курса
«Экология окружающей среды и здоровье»
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. Однако базовое экологическое образование должно быть обеспечено каждому учащемуся, несмотря на специализацию класса, школы. В сложившейся на современном этапе экологической обстановке, каждый школьник должен постичь азы экологической грамотности, овладеть основами экологической культуры. Одни знания о природе, приобретаемые при изучении курса биологии, не создают надежную почву для понимания проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Поэтому в процессе образования необходимо показать, что защита природы отвечает собственным интересам людей.
2. ЦЕЛЬ КУРСА: в процессе изучения курса способствовать осознанию учащимися роли человека и своей собственной в сохранении жизни во всем ее многообразии на планете, воспитание ответственности за состояние окружающей среды, норм экологической этики.
3. ЗАДАЧИ КУРСА:
-
систематизация и углубление ведущих экологических понятий;
-
раскрытие структуры и принципов функционирования экосистем;
-
раскрытие принципов рационального природопользования;
-
формирование культуры и правил поведения в природной и социальной среде;
-
выявление взаимозависимости между состоянием окружающей среды и здоровьем человека;
-
изучение экологических проблем мирового, российского, республиканского и городского уровней;
-
знакомство с профессиями экологической направленности в сфере деятельности «Человек — природа»
4. ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИМСЯ, ИЗУЧИВШИМ КУРС «ЭКОЛОГИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» :
-
применять экологические знания для раскрытия сущности и причин возникновения экологических проблем, катастроф;
-
прогнозировать функционирование экосистем и биосферы в условиях антропогенных воздействий;
-
проводить элементарные экологические учебные исследования: уметь грамотно вести наблюдение, получать, обрабатывать и систематизировать данные, формулировать выводы
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа интегративного курса «Экология окружающей среды и здоровье человека» рассматривает современную экологию как комплексную науку, включающую естественнонаучные, технологические и социогуманитарные знания. Она направлена на углубление и систематизацию знаний о природе, человеке и обществе, технике, которые позволят понимать основные явления, события и процессы современности, прогнозировать изменения в окружающей среде в результате антропогенного воздействия.
Курс рассчитан для учащихся 9-х классов, которые не специализируются на естественнонаучном профиле.
Программа курса рассчитана на 17 часов (обучение в течение одного полугодия). Она включает 12 аудиторных занятий, 4 экскурсий, а также практические занятия, проводимые индивидуально. Учителем создается расписание для консультаций.
Практикум включает задания, которые могут быть как теоретического, так и исследовательского характера. Работы могут выполняться индивидуально и в группах. Основная задача практикума – обучение учащихся элементам исследовательского труда, привитие навыков работы с литературой, отбору нужной информации, формированию устойчивого интереса к экологическим проблемам.
Результаты работ могут быть оформлены в виде компьютерных презентаций, проектов, рефератов, докладов и так далее.
№ п/п |
Тема занятия, экскурсии |
Количество часов |
1. |
Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. |
1 час |
2. |
Условия и ресурсы среды. Современное состояние природной среды. |
1 час |
3. |
Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Состояние атмосферы на современном этапе. |
1 час |
4. |
Почва – важнейшая составная часть биосферы. Загрязнения почвы. |
1 час |
5. |
Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод. |
1 час |
6. |
Бытовые отходы как источник загрязнения окружающей среды. |
1 час |
7. |
Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Радиация в биосфере и человек. |
1 час |
8. |
Основы рационального управления природными ресурсами и их использование. |
1 час |
9. |
Экологическая биотехнология. |
1 час |
10. |
Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. |
1 час |
11. |
Питание и здоровье человека. |
1 час |
12. |
Проблемы адаптации человека к окружающей среде. |
1 час |
13. |
Экскурсия на городские очистные сооружения. |
1 час |
14. |
Экскурсия на городскую свалку. |
1час |
15. |
Экскурсия на Поволжский фанерно-мебельный комбинат. |
1 час |
16. |
Итоговое занятие. |
1час |
17. |
Итоговое занятие. |
1 час |
Примерный перечень работ исследовательского характера:
-
Изучение состояния воздушного бассейна микрорайона школы с использованием методов биоиндикации. Определение возможных причин загрязнения атмосферы в указанном районе. Пути решения проблем.
-
Изучение состояния озёр, находящихся в микрорайоне школы. Определение возможных причин загрязнения местных озёр. Пути решения проблем.
-
Определение количества питьевой воды микрорайона Мирный, в котором находится школа, с помощью экспресс-лаборатории «Пчелка». Способы улучшения качества питьевой воды.
-
Определение качества атмосферного воздуха микрорайона Мирный с помощью экспресс-лаборатории «Пчелка».
-
Определение количества нитратов в овощах и фруктах, продающихся на местном рынке.
-
Определение количества бытовых отходов в микрорайоне Мирный. Возможные пути снижения количества бытовых отходов от населения.
Примерный перечень работ теоретического характера:
-
Экология и научно-технический прогресс.
-
Общественные движения в защиту экологии.
-
Экологические проблемы родного города.
-
Военная промышленность, военная деятельность и экология.
-
Парниковый эффект и его последствия.
-
Автомобильный транспорт и экология.
-
Химические загрязнения окружающей среды.
-
Экологические аспекты химизации сельского хозяйства.
-
Проблемы угледобычи на современном этапе.
-
Проблемы нефтяного загрязнения атмосферы и водных бассейнов.
-
Антропогенный рельеф.
-
Круговорот веществ в природе.
-
Мелиорация и экология.
-
Изменение климата как последствие экологического кризиса.
-
Рекультивация земель.
-
Энергетика и экология.
-
Урбанизация как экологическая проблема.
-
Торговля токсичными отходами.
6. СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Достижения намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполненных учащимися работ теоретического или исследовательского характера, которые школьники защищают на итоговом занятии, проводимым в форме экологической конференции.