Экология окружающей среды и здоровье

Содержимое материала:

Программа курса

«Экология окружающей среды и здоровье»

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. Однако базовое экологическое образование должно быть обеспечено каждому учащемуся, несмотря на специализацию класса, школы. В сложившейся на современном этапе экологической обстановке, каждый школьник должен постичь азы экологической грамотности, овладеть основами экологической культуры. Одни знания о природе, приобретаемые при изучении курса биологии, не создают надежную почву для понимания проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Поэтому в процессе образования необходимо показать, что защита природы отвечает собственным интересам людей.

2. ЦЕЛЬ КУРСА: в процессе изучения курса способствовать осознанию учащимися роли человека и своей собственной в сохранении жизни во всем ее многообразии на планете, воспитание ответственности за состояние окружающей среды, норм экологической этики.

3. ЗАДАЧИ КУРСА:

  • систематизация и углубление ведущих экологических понятий;

  • раскрытие структуры и принципов функционирования экосистем;

  • раскрытие принципов рационального природопользования;

  • формирование культуры и правил поведения в природной и социальной среде;

  • выявление взаимозависимости между состоянием окружающей среды и здоровьем человека;

  • изучение экологических проблем мирового, российского, республиканского и городского уровней;

  • знакомство с профессиями экологической направленности в сфере деятельности «Человек — природа»

4. ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИМСЯ, ИЗУЧИВШИМ КУРС «ЭКОЛОГИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» :

    • применять экологические знания для раскрытия сущности и причин возникновения экологических проблем, катастроф;

    • прогнозировать функционирование экосистем и биосферы в условиях антропогенных воздействий;

    • проводить элементарные экологические учебные исследования: уметь грамотно вести наблюдение, получать, обрабатывать и систематизировать данные, формулировать выводы

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа интегративного курса «Экология окружающей среды и здоровье человека» рассматривает современную экологию как комплексную науку, включающую естественнонаучные, технологические и социогуманитарные знания. Она направлена на углубление и систематизацию знаний о природе, человеке и обществе, технике, которые позволят понимать основные явления, события и процессы современности, прогнозировать изменения в окружающей среде в результате антропогенного воздействия.

Курс рассчитан для учащихся 9-х классов, которые не специализируются на естественнонаучном профиле.

Программа курса рассчитана на 17 часов (обучение в течение одного полугодия). Она включает 12 аудиторных занятий, 4 экскурсий, а также практические занятия, проводимые индивидуально. Учителем создается расписание для консультаций.

Практикум включает задания, которые могут быть как теоретического, так и исследовательского характера. Работы могут выполняться индивидуально и в группах. Основная задача практикума – обучение учащихся элементам исследовательского труда, привитие навыков работы с литературой, отбору нужной информации, формированию устойчивого интереса к экологическим проблемам.

Результаты работ могут быть оформлены в виде компьютерных презентаций, проектов, рефератов, докладов и так далее.

№ п/п

Тема занятия, экскурсии

Количество часов

1.

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы.

1 час

2.

Условия и ресурсы среды. Современное состояние природной среды.

1 час

3.

Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Состояние атмосферы на современном этапе.

1 час

4.

Почва – важнейшая составная часть биосферы. Загрязнения почвы.

1 час

5.

Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод.

1 час

6.

Бытовые отходы как источник загрязнения окружающей среды.

1 час

7.

Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Радиация в биосфере и человек.

1 час

8.

Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.

1 час

9.

Экологическая биотехнология.

1 час

10.

Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека.

1 час

11.

Питание и здоровье человека.

1 час

12.

Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

1 час

13.

Экскурсия на городские очистные сооружения.

1 час

14.

Экскурсия на городскую свалку.

1час

15.

Экскурсия на Поволжский фанерно-мебельный комбинат.

1 час

16.

Итоговое занятие.

1час

17.

Итоговое занятие.

1 час

Примерный перечень работ исследовательского характера:

  1. Изучение состояния воздушного бассейна микрорайона школы с использованием методов биоиндикации. Определение возможных причин загрязнения атмосферы в указанном районе. Пути решения проблем.

  2. Изучение состояния озёр, находящихся в микрорайоне школы. Определение возможных причин загрязнения местных озёр. Пути решения проблем.

  3. Определение количества питьевой воды микрорайона Мирный, в котором находится школа, с помощью экспресс-лаборатории «Пчелка». Способы улучшения качества питьевой воды.

  4. Определение качества атмосферного воздуха микрорайона Мирный с помощью экспресс-лаборатории «Пчелка».

  5. Определение количества нитратов в овощах и фруктах, продающихся на местном рынке.

  6. Определение количества бытовых отходов в микрорайоне Мирный. Возможные пути снижения количества бытовых отходов от населения.

Примерный перечень работ теоретического характера:

  1. Экология и научно-технический прогресс.

  2. Общественные движения в защиту экологии.

  3. Экологические проблемы родного города.

  4. Военная промышленность, военная деятельность и экология.

  5. Парниковый эффект и его последствия.

  6. Автомобильный транспорт и экология.

  7. Химические загрязнения окружающей среды.

  8. Экологические аспекты химизации сельского хозяйства.

  9. Проблемы угледобычи на современном этапе.

  10. Проблемы нефтяного загрязнения атмосферы и водных бассейнов.

  11. Антропогенный рельеф.

  12. Круговорот веществ в природе.

  13. Мелиорация и экология.

  14. Изменение климата как последствие экологического кризиса.

  15. Рекультивация земель.

  16. Энергетика и экология.

  17. Урбанизация как экологическая проблема.

  18. Торговля токсичными отходами.

6. СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Достижения намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполненных учащимися работ теоретического или исследовательского характера, которые школьники защищают на итоговом занятии, проводимым в форме экологической конференции.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей