Конспект мастер-класса «Использование песен на уроках английского языка»

Содержимое материала:

Известный педагог Ян Амос Каменский считал, что тот кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты.

Проблема использования стихов и песен волновала людей с давних времен. Как утверждают историки, в школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас.

речь и музыка имеют одинаковые параметры: интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Данное сходство объясняется тем, что в основе речи и музыки лежит одно и то же физическое явление – ЗВУК.

Объектом исследования является организация учебной деятельности на уроке с применением иноязычного песенного материала. Предметом работы является использование песен в процессе обучения языку (при формировании фонетических, лексических, грамматических навыков ).

Цель данного исследования – описать роль и место песни на уроке иностранного языка, доказать эффективность обучения, включающего в себя регулярное использование песен, выделить критерии отбора песен для последующей работы, обозначить основные принципы работы с песенным материалом, рассмотреть на конкретных примерах организацию работы с песнями на уроке иностранного языка.

Цель реализуется в следующих задачах:

— изучить литературу об организации учебной деятельности с использованием иноязычных песен;

— проанализировать оптимальность использования песенного материала в процессе обучения иностранному языку;

рассмотреть особенности песни как методического приёма при обучении произношению, лексике и грамматике.

При написании работы мною были использованы следующие методы научного исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод системного анализа.

Основная цель обучения иностранному языку — формирование

коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция — это языковая, социокультурная, учебная, речевая, компенсаторная компетенции в процессе их формирования реализуются

в следующие цели:

развивающая (развиваются эстетические, творческие способности, музыкальный слух).

  1. образовательная (формируется социально-культурная компетенция учащегося, т.к. в песнях отражается история, культура и повседневная жизнь страны изучаемого языка).

  2. обучающая (совершенствуется произношение, усваивается лексика, расширяется активный и пассивный словарь ученика, идентифицируются и активизируются грамматические конструкции). развития речевых навыков и умений;

совершенствования навыка чтения.

Методические преимущества песен в обучении иностранному языку, на мой взгляд, можно сформулировать следующем образом:

  1. Стихи, песни

это тот текстовый материал, который

дети любят, который им интересен, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует усвоению материала.

Аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур.

— Поэтические тексты и песни являются прекрасным

материалом для отработки ритма, интонации иноязычной

речи, совершенствования произношения.

— При работе со стихами и песнями мы решаем проблему многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное повторение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное.

Критерии отбора песен:

  • песня должна быть приятной, ритмичной,

не слишком длинной, иметь припев;

  • она должна мотивировать, заинтересовать обучающихся;

  • соответствовать возрасту и степени обученности учащихся;

  • отражать страноведческую специфику;

  • голос исполнителя должен быть понятным .

Песню можно использовать на различных стадиях урока

  1. В начале урока – для

    • создания эмоционального настроя;

    • фонетической зарядки;

1. Фонетической зарядки на начальном этапе обучения. Здесь я, в основном, использовал короткие детские песни типа “ABC song”, “Happy Birthday” "Old McDonald had a farm", "Clap your hands", “What is your name?”, “You put your right hand in” и другие.

  1. В середине урока – для

  • аудирования;

  • эмоциональной паузы;

  • идентификации грамматических форм;

  • закрепления лексического и грамматического материала;

  • 2. Для более прочного закрепления лексического и грамматического материала. Песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы, например: ”; Politics — "Wind of change"; Drugs “Hotel California” (Eagles); Teenagers “Numb” (Linking Park), Appearance “I’ve got two eyes”

  • Также введение песни может быть органически связанно с изучением грамматической темы, например: Present Simple — песни из к/ф "Love Story"; Present Progressive – “I’m sitting in the morning”, Complex Object "I saw you dancing", Past Simple — "Lady in Red" (Chris de Burg); Past Simple — "Yesterday", “Hotel California” (Eagles), оборот there is — "Girl" (Beatles) и др.

  • 3. Как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.

  1. В конце урока – для релаксации.

4. Как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Песню можно применять на различных этапах овладения видами речевой деятельности:

а) рецептивные упражнения:

  • .

  • поиск определенных лексических единиц при прослушивании;

идентификация грамматических форм в потоке речи;

б) реконструктивные упражнения:

  • восстановление текста песни;

  • лексическое восстановление слов по теме;

  • орфографическое восстановление;

  • грамматическая реконструкция глагольных форм;

  • культурологическое восстановление: запись имен собственных, географических названий;

в) репродуктивные упражнения: изложение содержания по плану

1. название песни

2. имя исполнителя

3. имя композитора

4. имя автора слов

5. описание голоса певца

Подборку песен следует разделить на возрастные группы. Это детские песни как было сказано выше. Здесь с одним и тем же песенным материалом можно работать со 2 класса по 6 класс включительно. По понятным причинам, учитывая возрастные особенности и интересы ребят среднего и старшего звена, начинаю с 7 класса подыскивать что-то из взрослого репертуара. Это либо произведения, ставшие современной классикой (песни "Beatles", "ABBA", “Pink Floyd”, “Eagles” и т.д.), либо песни, которые постоянно на слуху у учащихся (они их слышат по радио, телевидению, на дискотеках и т.д.) –“Linking Park”, “Black Eyed Peas”. Иногда на уроках по просьбе учащихся разбираем песни, которые особенно понравились им. Поэтому интерес у ребят большой, происходит непроизвольное запоминание слов и целых структур. Узнав слова, дети напевают их под знакомую мелодию и вне урока, выкладывают в ВК, в своих аккаунтах.

Вывод

Как мне кажется, работа с песнями активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их интерес к культуре стран изучаемого языка, формирует художественный вкус, расширяет кругозор, углубляет знания языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания не только слов, но и выражений, целых строф, куплетов. Учащиеся с удовольствием заучивают тексты песен, позже непроизвольно вставляя их в монологическую и диалогическую речь. Считаю, что таким образом я обогащаю и расширяю словарный запас школьников. А для тех же учащихся, которые испытывают трудности в изучении английского языка, песни предоставляют возможность воспринимать и перерабатывать информацию (лексический и грамматический материал) в доступной и увлекательной форме, тем самым, преодолевая эти трудности.

Также необходимо сказать, что предлагаемый материал имеет методическую ценность, так как подборка песен и разработанные системы упражнений соответствуют темам учебных программам.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей