Конспект урока музыки: «Всю жизнь мою несу Родину в душе».

Содержимое материала:

УРОК № 10

МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе».

Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.

г. Удомля

2013г.

Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе…».

Цель: воспитание уважения к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Задачи урока:

  • Осознать значение колокольного звона в жизни человека;

  • Раскрыть связь между сочинениями В. А. Гаврилина и рассказом

В. М. Шукшина;

  • Развивать эмоциональное восприятие музыки, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;

  • Воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Планируемые результаты изучения:

Научиться сопоставлять образное содержание музыкального пр-ния, определять средства выразительности, подчеркивающие характер муз. произведения;

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

В. А. Гаврилин симфония-действо «Перезвоны» части: «Вечерняя музыка», «Молитва».

Художественный материал:

И. Шишкин «Полдень в окрестностях Москвы», П. Джогин «На Валааме» И. Левитан «Над вечным покоем».

Ход урока.

  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились на прошлом уроке? (Э. Григ, П. Чайковский). Мы также выяснили, что такое интерпретация, трактовка, обработка.

Интерпретация – искусство исполнения (каждый исполнитель вкладывает свои чувства, свое понимание музыкального произведения). Еще это называют – трактовкой. Обработка изменения, приспособления произведения для других исполнительских составов.

Вступительная беседа.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие слова:

«Это не делится,
Это – едино:
Жизнь человека,
С Родиной милой».

2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)

— Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке

Ответы уч-ся: О Родине.

— Откройте учебник на странице 30 и прочтите тему урока.

— «Всю жизнь мою несу Родину в душе».

— Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы уч-ся: знакомство с произведениями о Родине.

Планирование деятельности. (Слайд 5)

— Рассмотрите развороты учебника на стр. 30,32,34 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • дать определение программной музыке, симфонии;

  • ознакомление с фрагментами из симфонии-действа Валерия Гаврилина;

  • рассмотрение картин и сравнение с произведением В. Гаврилина.

  1. Работа над новым материалом.

Задание 1. дать определение программной музыке, симфонии.

Вспомните определения программной музыке и симфонии.

Ответы уч-ся: Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.

Симфония – это музыкальное произведение, предназначенное для симфонического оркестра. Та симфония, которая имеет 4 части, называется классическая.

(Слайд 6) Скажите, что это за звуки?

Ответы уч-ся: Колокольный звон.

Какие разновидности колокольных звонов вы знаете?

Ответы уч-ся: Благовест, перезвон, трезвон, красный звон.

Прочтите на странице 30, какие жизненные события связаны со звучанием колоколов. (Читают).

— Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихотворении:

«…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят, звонят её колокола».

(Слайд 7) Вдохновленный творчеством Василия Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо, где есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией.

(Слайд 8) Василий Шукшин (1929-1974) русский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист. Прочтите фрагмент рассказа Шукшина «Слово о малой родине».

(Читают)

А что говорил композитор о своем произведении? (Читают)

О чем они хотели сказать? (ответы уч-ся).

Ответы уч-ся: В том и другом отрывке говорится о судьбе человека, о трудной жизненной дороге, в середине которой всегда есть свет.

(Слайд 9) Сегодня мы послушаем две части из симфонии-действа «Перезвоны». Одна из частей называется «Вечерняя музыка». Послушайте и скажите, что передает эта музыка? Только ли это вечерняя тишина и покой?

Слушание «Вечерняя музыка» В. Гаврилин.

Анализирование произведения.

Ответы уч-ся: Плавная, размеренная, напевная музыка, но чувствуется и сосредоточенность, что-то слышится в этой звучащей тишине томительное и певучее.

— Композитор воссоздает реальную и одновременно загадочную, поэтичную картину.

Кульминация произведения — «Молитва».

Здесь царство отрешенной от бренного мира возвышенной духовности. Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Низкие мужские голоса подводят нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?)

— Вслушайтесь и скажите: что за человек может так молиться?

— Что можно о нем сказать?

— Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении?

Слушание «Молитва» В. Гаврилин.

Ответы уч-ся:

«Молитва» — строится на речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний, голос-бас.

Какие же вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?

Ответы уч-ся:

— о сохранности души;

— о любви к Родине;

— изображаются картины народной жизни, как символ колокольного звона, откликающегося на важные события.

(Слайд 10)

— Рассмотрите картину Ивана Шишкина «Полдень», и скажите, о чем художник хотел нам рассказать?

Ответы уч-ся: О своей любви к Родине, о красоте и богатстве Русской земли.

— Обратите внимание, что небо занимает больше двух третей картины, что создает ощущение бескрайнего воздушного пространства. Поле, лес, дорога, ведущая к храму, говорит о единстве человека и природы.

Переходим к развороту на стр. 32. (Слайд 11)

Рассмотрите картины И. Левитана «Над вечным покоем», и П. Джогина «На Валааме» и скажите, с какими произведениями из симфонии-действа «Перезвоны» Гаврилина они созвучны?

Ответы уч-ся:

Исполнение песен о России.

IV. Подведение итогов.

— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 12)

— Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей