Содержимое материала:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании педагогического совета от __________________ Протокол № ___ |
Утверждаю Директор МБОУ ДО ЦТ __________/Е.С. Миндрина/ Пр. №____ от _____________ |
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Основы ландшафтного дизайна » |
|||
(указывается наименование программы) |
|||
Уровень программы: ознакомительный |
|
||
(ознакомительный, базовый или углубленный)
|
|
||
Срок реализации программы: 28 часов |
|
||
(общее количество часов)
|
|
||
Возрастная категория: от 8 до 16 лет
|
|
||
Форма обучения: очная, дистанционная |
|
|
|
|
|
||
Вид программы: модифицированная |
|
||
(типовая, модифицированная, авторская) |
|
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 31484 |
|
Автор-составитель: |
Зинченко Екатерина Владимировна — |
педагог дополнительного образования |
(указать ФИО и должность разработчика) |
с. Красное, 2021
Введение.
Благоустройство и озеленение территории очень важный и ответственный процесс. Окруженный зеленью и оформленный участок не только воспитывает чувство прекрасного, бережное отношение к природе, а также способствует общению, психологической разгрузке детей, снятию стрессов, создает условия для повышения двигательной активности, снятию зрительного напряжения, профилактике заболеваний дыхательной и сердечно — сосудистой системы.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы — естественнонаучная, так как способствует экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Актуальность программы. Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.
Отличительной особенностью программы от уже существующих является то, что она направлена на развитие коммуникативных навыков у обучающихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у обучающихся экологической грамотности, экологической культуры.
Особенности организации образовательного процесса.
Реализация данной программы возможна с применением дистанционных технологий.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Дистанционное обучение включает в себя комплекс телекоммуникационных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
Видеоконференция на платформе ZOOM;
Чат (онлайн-консультация);
Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
Мессенджер WhatsApp;
Электронная почта;
Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы от 8 до 16 лет.
Объём программы: 28 часов.
Формы обучения и виды занятий: форма работы — групповая.
Методы: теория + практика.
Срок освоения программы: шесть недель.
Режим занятий. Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.
В дистанционном режиме: дети от 7 до 11 лет — 40 минут, от 11 до 18 лет — 60 минут.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы — развитие интереса детей к искусству ландшафтного дизайна.
Задачи программы:
Образовательные:
— научить обучающихся наблюдать за жизнью растений, изучить и применять на практике полученные знания;
— привлечь к практической деятельности и дать навыки работы с живыми организмами.
Метапредметные:
— развить коммуникативные навыки, с целью распространения экологических знаний, умений среди обучающихся;
— развить способность добиваться намеченной цели, даже потерпев неудачу;
— развить навык использования социальных сетей в образовательных целях.
— развить умения работать дистанционно индивидуально;
Личностные:
— воспитать у ребят любовь к природе;
— воспитывать ответственность за сохранность живой природы;
— воспитывать бережное отношение к жизни, ценность жизни;
— сформировать навык владения техническими средствами обучения и программами;
— сформировать навык самостоятельного поиска информации на сайтах, блогах и т.д.
1.3 Содержание программы:
-учебный план —
№ |
Название раздела, темы |
Всего часов |
теория |
практика |
Формы аттестации/ контроля |
1 |
Вводное занятие. Инструменты и материалы. |
2 |
2 |
— |
— |
2 |
Ландшафтный дизайн. Садовые фигуры. |
12 |
6 |
6 |
— |
3 |
Наблюдение за ростом растений, уход за ними. Практические работы на участке при Центре.
|
14 |
6 |
8 |
Устный опрос |
|
Итого: |
28 |
14 |
14 |
—содержание учебно-тематического плана-
Тема №1 Вводное занятие.
Теория. Предусматривает ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебном заведении, в объединении и программой обучения. Знакомство с детьми. Техника безопасности.
Тема № 2 Инструменты и материалы.
Теория. Включает в себя: подготовку инструментов и приспособлений для изготовления поделок из бросовых материалов.
Тема №3 Ландшафтный дизайн. Садовые фигуры.
Теория. Ознакомление детей с всевозможными способами изготовления садовых фигур.
Практика. Изготовление садовых фигур.
Тема № 4 Наблюдение за ростом растений, уход за ними.
Практические работы на участке при Центре.
Теория. Ознакомление детей, как нужно ухаживать за живыми растениями. Размещение комнатных растений. Полив и банный день. Подготовка почвы и пересадка. Пикировка. Подкормка и размножение. Наиболее распространенные вредители комнатных и грунтовых растений: паутинные клещики, тли, щитовка. Болезни комнатных и грунтовых растений: гниль, ржавчина и меры борьбы с ними.
Практика. Наблюдения и уход за живыми растениями.
1.4 Планируемые результаты.
Должен знать |
Должен уметь |
Технику безопасности при работе с бытовыми орудиями труда, правила поведения в коллективе, в обществе. |
Выполнять технику безопасности. |
Инструменты и материалы. |
Пользоваться инструментами и материалами по назначению. |
Связь между человеком и природой. |
Бережно относится к природе и к своей жизни. |
Поделки из подручных средств, бросового материала. |
Самостоятельно делать поделки. |
Как правильно распределить растения на клумбе. |
Высаживать семена и растения на клумбы. |
Правильный уход за растениями. |
Использовать свои наблюдения в уходе за растениями. |
2. Комплекс организационно — педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№ |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов/время проведения занятия |
Форма занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
план |
факт |
||||||
1 |
01.06 |
|
Вводное занятие. Инструменты и материалы. |
2 часа по 45 мин. |
групповая |
ЦТ Кб. №6 |
— |
2 |
|
|
Ландшафтный дизайн. Садовые фигуры. |
12 |
|
|
— |
2 |
02.06 08.06 09.06 |
|
Подборка бросового материала, заготовки материала, выбор дизайна. |
2 часа по 45 мин. |
групповая |
ЦТ Кб. №6 |
— |
3 |
15.06 16.06 22.06
|
|
Изготовление садовых фигур. |
2 часа по 45 мин. |
групповая |
ЦТ Кб. №6 |
Устный опрос |
3 |
|
|
Наблюдение за ростом растений, уход за ними. |
14 |
|
|
— |
6 |
24.06 29.06 30.06 17.08 18.08 24.08 25.08 |
|
Уход за растениями, полив, рыхление почвы. |
2 часа по 45 мин. |
групповая |
ЦТ Кб. №6 |
Устный опрос |
|
|
|
Итого: |
28 |
|
|
|
2.2 Условия реализации программы – для реализации программы необходимо:
Инструменты (клей, ножницы, садовый инвентарь).
Материал (бросовый).
Учебные пособия по изготовлению поделок.
Учебные пособия по исследованию флоры.
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения необходим: компьютер или сотовый телефон с подключением к сети интернет и соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
2.3 Формы аттестации. Для полноценной реализации данной программы используется итоговая аттестация в форме устного опроса.
2.4 Оценочные материалы
— наблюдение, беседа, лист наблюдений, практическое задание, творческая работа.
2.5 Методические материалы. Главный методологический принцип преподавания – освоение закономерностей поведения в обществе и наедине с природой. В проведении занятий используются следующие методы обучения – словесный и наглядный, индивидуальный и групповой.
Беседа;
Самостоятельная работа;
Наблюдения;
Анализ;
Экспериментальная деятельность;
Исследовательская деятельность.
Игровое начало – основа всех упражнений и заданий, предусмотренных программой. Это увеличивает объём изучаемого материала и снижает утомляемость детей. Даёт выход избыточной энергии и помогает детям реализовать инстинкт подражания. Она полезна для тренировки навыков, необходимых в разных делах. И предоставляет удовлетворять потребность в отдыхе и разрядке. Компенсируются вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни желания. Дети испытывают потребность в игре. В игре же формируются их эстетические запросы.
Программа расширяет познания обучающихся в области экологии, даёт возможность проведения самостоятельной исследовательской работы. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений любить, ценить и оберегать окружающую их природу
3. Список литературы.
1. Г. В. Вагин — Азбука огородника/(2004г.)
2. Н.Я.Дмитриева, И. П. Товпинец — учебное издание Естествознание
3. Б.М.Каплан — Научно-методические основы учебного исследования флоры(2016г.)
5. Научно-популярное издание «Хочу всё знать» — И.В.Черныш — Мир растений(2010г.)
6. А. В. Смирнов — Мир растений(2011г.)
7. С. Ю. Афонькин — Самые удивительные растения(2008)
8. Интернет ресурсы:
http://www.kakprosto.ru/kak-24253-kak-vyrastit-rassadu-doma
http://www.liveinternet.ru/users/4027220/post312736622
https://yandex.ru/images/search?text
https://yandex.ru/images/search?text
http://www.infoniac.ru/news/Podelki-iz-prirodnogo-materiala-svoimi-rukami.html
Занятие 1 , 2 Видео «Основы ландшафтного дизайна» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=968334137232028199&parent-reqid=1591376204776282-1663383391385217353400122-production-app-host-man-web-yp-356&path=wizard&text=%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
Видео «Секреты ландшафтного дизайна»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11710585362625808568&parent-reqid=1591376204776282-1663383391385217353400122-production-app-host-man-web-yp-356&path=wizard&text=%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
Занятие 3, 4, 5,6 Видео «Стили, основы ландшафтного дизайна»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13479095084711022387&parent-reqid=1591376204776282-1663383391385217353400122-production-app-host-man-web-yp-356&path=wizard&text=%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
Видео «Ландшафтный дизайн маленького сада»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=134652043541649782&p=1&parent-reqid=1591376204776282-1663383391385217353400122-production-app-host-man-web-yp-356&path=wizard&text=%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
Занятие 7,8 Видео «Садовая фигура своими руками»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7114368752109246817&text=%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1591376978138613-799881643016455361400288-prestable-app-host-sas-web-yp-141&redircnt=1591377067.1
Занятие 9 Видео «Садовая фигура своими руками»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8020559077417421807&parent-reqid=1591376978138613-799881643016455361400288-prestable-app-host-sas-web-yp-141&path=wizard&text=%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8+%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8+%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81
Занятие 10 Видео «Садовая фигура своими руками»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18068867489503973406&parent-reqid=1591376978138613-799881643016455361400288-prestable-app-host-sas-web-yp-141&path=wizard&text=%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8+%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8+%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81
Занятие 11 Видео «Клумба своими руками»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6244691759990091690&path=wizard&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4+%D0%B7%D0%B0+%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
Занятие 12 Видео «Как создать клумбу»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5481633506156191428&p=1&path=wizard&text=Видео+уход+за+клумбой+для+детей
Занятие 13 Видео «Уход за цветниками»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16760877715542900115&parent-reqid=1591377658466031-848635195557441431200258-production-app-host-sas-web-yp-189&path=wizard&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4+%D0%B7%D0%B0+%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
Занятие 14 Видео «Уход за цветником»
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15127153292261584503&p=1&path=wizard&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4+%D0%B7%D0%B0+%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
мессенджер WhatsApp;
платформа Zoom – для видео-связи;
сервисы Яндекс.
Нормативные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» — учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования и к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.
11