Краткосрочная дополнительная развивающая программа «Основы ландшафтного дизайна»

Содержимое материала:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА

Принята на заседании

педагогического совета

от __________________

Протокол № ___

Утверждаю

Директор МБОУ ДО ЦТ

__________/Е.С. Миндрина/

Пр. №____ от _____________

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

« Основы ландшафтного дизайна »

(указывается наименование программы)

Уровень программы: ознакомительный

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 28 часов

(общее количество часов)

Возрастная категория: от 8 до 16 лет

Форма обучения: очная, дистанционная

Вид программы: модифицированная

(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется на бюджетной основе

ID-номер Программы в Навигаторе: 31484

Автор-составитель:

Зинченко Екатерина Владимировна —

педагог дополнительного образования

(указать ФИО и должность разработчика)

с. Красное, 2021

Введение.

Благоустройство и озеленение территории очень важный и ответственный процесс. Окруженный зеленью и оформленный участок не только воспитывает чувство прекрасного, бережное отношение к природе, а также способствует общению, психологической разгрузке детей, снятию стрессов, создает условия для повышения двигательной активности, снятию зрительного напряжения, профилактике заболеваний дыхательной и сердечно — сосудистой системы.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1 Пояснительная записка.

Направленность программы — естественнонаучная, так как способствует экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Актуальность программы. Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Отличительной особенностью программы от уже существующих является то, что она направлена на развитие коммуникативных навыков у обучающихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у обучающихся экологической грамотности, экологической культуры.

Особенности организации образовательного процесса.

Реализация данной программы возможна с применением дистанционных технологий.

Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.

Дистанционное обучение включает в себя комплекс телекоммуникационных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.

Онлайн-обучение:

  • Видеоконференция на платформе ZOOM;

  • Чат (онлайн-консультация);

  • Видео-консультирование.

Офлайн-обучение:

  • Мессенджер WhatsApp;

  • Электронная почта;

  • Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия.

Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.

Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы от 8 до 16 лет.

Объём программы: 28 часов.

Формы обучения и виды занятий: форма работы — групповая.

Методы: теория + практика.

Срок освоения программы: шесть недель.

Режим занятий. Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.

В дистанционном режиме: дети от 7 до 11 лет — 40 минут, от 11 до 18 лет — 60 минут.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель программы —  развитие интереса детей к искусству ландшафтного дизайна.

Задачи программы:

Образовательные:

— научить обучающихся наблюдать за жизнью растений, изучить и применять на практике полученные знания;

— привлечь к практической деятельности и дать навыки работы с живыми организмами.

Метапредметные:

 — развить коммуникативные навыки, с целью распространения экологических знаний, умений среди обучающихся;

— развить способность добиваться намеченной цели, даже потерпев неудачу;

— развить навык использования социальных сетей в образовательных целях.

— развить умения работать дистанционно индивидуально;

Личностные:

— воспитать у ребят любовь к природе;

— воспитывать ответственность за сохранность живой природы;

— воспитывать бережное отношение к жизни, ценность жизни;

— сформировать навык владения техническими средствами обучения и программами;

— сформировать навык самостоятельного поиска информации на сайтах, блогах и т.д.

1.3 Содержание программы:

-учебный план

Название раздела, темы

Всего часов

теория

практика

Формы аттестации/

контроля

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы.

2

2

2

Ландшафтный дизайн. Садовые фигуры.

12

6

6

3

Наблюдение за ростом растений, уход за ними.

Практические работы на участке при Центре.

14

6

8

Устный опрос

Итого:

28

14

14

содержание учебно-тематического плана-

Тема №1 Вводное занятие.

Теория. Предусматривает ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебном заведении, в объединении и программой обучения. Знакомство с детьми. Техника безопасности.

Тема № 2 Инструменты и материалы.

Теория. Включает в себя: подготовку инструментов и приспособлений для изготовления поделок из бросовых материалов.

Тема №3 Ландшафтный дизайн. Садовые фигуры.

Теория. Ознакомление детей с всевозможными способами изготовления садовых фигур.

Практика. Изготовление садовых фигур.

Тема № 4 Наблюдение за ростом растений, уход за ними.

Практические работы на участке при Центре.

Теория. Ознакомление детей, как нужно ухаживать за живыми растениями. Размещение комнатных растений. Полив и банный день. Подготовка почвы и пересадка. Пикировка. Подкормка и размножение. Наиболее распространенные вредители комнатных и грунтовых растений: паутинные клещики, тли, щитовка. Болезни комнатных и грунтовых растений: гниль, ржавчина и меры борьбы с ними.

Практика. Наблюдения и уход за живыми растениями.

1.4 Планируемые результаты.

Должен знать

Должен уметь

Технику безопасности при работе с бытовыми орудиями труда, правила поведения в коллективе, в обществе.

Выполнять технику безопасности.

Инструменты и материалы.

Пользоваться инструментами и материалами по назначению.

Связь между человеком и природой.

Бережно относится к природе и к своей жизни.

Поделки из подручных средств, бросового материала.

Самостоятельно делать поделки.

Как правильно распределить растения на клумбе.

Высаживать семена и растения на клумбы.

Правильный уход за растениями.

Использовать свои наблюдения в уходе за растениями.

2. Комплекс организационно — педагогических условий.

2.1 Календарный учебный график

Дата

Тема занятия

Кол-во часов/время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма

контроля

план

факт

1

01.06

Вводное занятие.

Инструменты и материалы.

2 часа по 45 мин.

групповая

ЦТ Кб. №6

2

Ландшафтный дизайн. Садовые фигуры.

12

2

02.06

08.06

09.06

Подборка бросового материала, заготовки материала, выбор дизайна.

2 часа по 45 мин.

групповая

ЦТ Кб. №6

3

15.06

16.06

22.06

Изготовление садовых фигур.

2 часа по 45 мин.

групповая

ЦТ Кб. №6

Устный опрос

3

Наблюдение за ростом растений, уход за ними.

14

6

24.06

29.06

30.06

17.08

18.08

24.08

25.08

Уход за растениями, полив, рыхление почвы.

2 часа по 45 мин.

групповая

ЦТ Кб. №6

Устный опрос

Итого:

28

2.2 Условия реализации программы – для реализации программы необходимо:

  1. Инструменты (клей, ножницы, садовый инвентарь).

  2. Материал (бросовый).

  3. Учебные пособия по изготовлению поделок.

  4. Учебные пособия по исследованию флоры.

Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения необходим: компьютер или сотовый телефон с подключением к сети интернет и соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.

2.3 Формы аттестации. Для полноценной реализации данной программы используется итоговая аттестация в форме устного опроса.

2.4 Оценочные материалы

— наблюдение, беседа, лист наблюдений, практическое задание, творческая работа.

2.5 Методические материалы. Главный методологический принцип преподавания – освоение закономерностей поведения в обществе и наедине с природой. В проведении занятий используются следующие методы обучения – словесный и наглядный, индивидуальный и групповой.

        Беседа;

   Самостоятельная работа;

Наблюдения;

Анализ;

Экспериментальная деятельность;

Исследовательская деятельность.

Игровое начало – основа всех упражнений и заданий, предусмотренных программой. Это увеличивает объём изучаемого материала и снижает утомляемость детей. Даёт выход избыточной энергии и помогает детям реализовать инстинкт подражания. Она полезна  для тренировки навыков, необходимых в разных делах. И предоставляет удовлетворять потребность в отдыхе и разрядке. Компенсируются вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни желания. Дети испытывают потребность в игре. В игре же формируются их эстетические запросы.

Программа расширяет познания обучающихся в области экологии, даёт возможность проведения самостоятельной исследовательской работы. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений любить, ценить и оберегать окружающую их природу

3. Список литературы.

1. Г. В. Вагин — Азбука огородника/(2004г.)

2. Н.Я.Дмитриева, И. П. Товпинец — учебное издание Естествознание

3. Б.М.Каплан — Научно-методические основы учебного исследования флоры(2016г.)

5. Научно-популярное издание «Хочу всё знать» — И.В.Черныш — Мир растений(2010г.)

6. А. В. Смирнов — Мир растений(2011г.)

7. С. Ю. Афонькин — Самые удивительные растения(2008)

8. Интернет ресурсы:

  • http://www.kakprosto.ru/kak-24253-kak-vyrastit-rassadu-doma

  • http://www.liveinternet.ru/users/4027220/post312736622

  • https://yandex.ru/images/search?text

  • https://yandex.ru/images/search?text

  • http://www.infoniac.ru/news/Podelki-iz-prirodnogo-materiala-svoimi-rukami.html

  • Занятие 1 , 2 Видео «Основы ландшафтного дизайна» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=968334137232028199&parent-reqid=1591376204776282-1663383391385217353400122-production-app-host-man-web-yp-356&path=wizard&text=%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

  • Видео «Секреты ландшафтного дизайна»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11710585362625808568&parent-reqid=1591376204776282-1663383391385217353400122-production-app-host-man-web-yp-356&path=wizard&text=%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

  • Занятие 3, 4, 5,6 Видео «Стили, основы ландшафтного дизайна»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13479095084711022387&parent-reqid=1591376204776282-1663383391385217353400122-production-app-host-man-web-yp-356&path=wizard&text=%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

  • Видео «Ландшафтный дизайн маленького сада»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=134652043541649782&p=1&parent-reqid=1591376204776282-1663383391385217353400122-production-app-host-man-web-yp-356&path=wizard&text=%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

  • Занятие 7,8 Видео «Садовая фигура своими руками»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7114368752109246817&text=%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1591376978138613-799881643016455361400288-prestable-app-host-sas-web-yp-141&redircnt=1591377067.1

  • Занятие 9 Видео «Садовая фигура своими руками»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8020559077417421807&parent-reqid=1591376978138613-799881643016455361400288-prestable-app-host-sas-web-yp-141&path=wizard&text=%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8+%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8+%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

  • Занятие 10 Видео «Садовая фигура своими руками»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18068867489503973406&parent-reqid=1591376978138613-799881643016455361400288-prestable-app-host-sas-web-yp-141&path=wizard&text=%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8+%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8+%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81

  • Занятие 11 Видео «Клумба своими руками»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6244691759990091690&path=wizard&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4+%D0%B7%D0%B0+%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

  • Занятие 12 Видео «Как создать клумбу»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5481633506156191428&p=1&path=wizard&text=Видео+уход+за+клумбой+для+детей

  • Занятие 13 Видео «Уход за цветниками»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16760877715542900115&parent-reqid=1591377658466031-848635195557441431200258-production-app-host-sas-web-yp-189&path=wizard&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4+%D0%B7%D0%B0+%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

  • Занятие 14 Видео «Уход за цветником»

  • https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15127153292261584503&p=1&path=wizard&text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4+%D0%B7%D0%B0+%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

  • мессенджер WhatsApp;

  • платформа Zoom – для видео-связи;

  • сервисы Яндекс.

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» — учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования и к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

  5. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.

11

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей