Методическая разработка открытого урока по теме «Охрана труда»

Содержимое материала:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

по ОП.05 Трудовое право

для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспчения

НА ТЕМУ:

«Охрана труда»

Автор: М.Ф. Рогачева – преподаватель

юридических дисциплин

2017г.

Рассмотрено

на заседании предметной цикловой комиссии ЭБЮД

Протокол № ___ от « _______» _______г.

Председатель УМО ЭБЮД

___________________Л.Н.Компаниец

Автор методической разработки: М.Ф. Рогачева – преподаватель юридических дисциплин

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей юридических дисциплин и преподавателей-предметников по другим дисциплинам, интересующихся приемами практико-ориентированного обучения, а также применением, мультимедийных и интерактивных информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Подготовка к открытому теоретическому занятию

    1. Подготовка преподавателя

    2. Подготовка группы

  2. Методика проведения теоретического занятия

План часового занятия

Заключение

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности.

На сегодняшний день часть выпускников получившие образование в колледже не могут устроиться на работу по специальности. Часть из них устраивается не по специальности. Одной из таких причин является то, что работодателям необходимы специалисты с опытом работы, а у выпускников его обычно нет.

Современные работодатели рассматривают знания, умения и навыки выпускников в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг.

На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения.

Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки. Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.

Таким образом, можно добиться следующего: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; предоставление равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы; возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием.

Применение практико-ориентированного подхода должно начинаться в школе и целенаправленно переходить в систему профессионального образования, причем, являться основным методом обучения данной ступени системы образования.

Любая образовательная технология – это воплощение определенной стратегии. Внедрение практико-ориентированного подхода в учебный процесс образовательного учреждения обусловлено необходимостью поиска адекватных образовательных технологий – совокупности средств и методов обучения и развития студентов, позволяющих успешно реализовать поставленные цели.

В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков выпускников, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества отраслевых и региональных рынков. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.

Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих.

Основной целью в данном подходе — это построение оптимальной модели (технологии), сочетающих применение теоретических знаний в решении практических вопросов и связанных с формированием компетенций молодого специалиста. Технология данного профессионального обучения должна быть тесто связанна с задачами деятельности организаций отраслевых и региональных рынков услуг.

В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, осознания собственной роли в работе. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. А также, становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Основные этапы практико-ориентированного обучения для студента можно представить на рисунке 1.

Внедрение в учебный процесс профессионально-ориентированных технологий

Погружение студента в профессиональную среду

Контекстное изучение профильных и непрофильных дисциплин

Рисунок 1. Этапы практико-ориентированного обучения

К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.

Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.

Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать следующие принципы:

— принцип практико-ориентированного целеполагания;

— принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;

— принцип продуктивности обучения;

— принцип первичности образовательной продукции студента;

— принцип ситуативности обучения;

— принцип образовательной рефлексии.

В целях реализации указанных нами выше принципов внедрения практикоориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд базовых предпосылок:

— мотивационное обеспечение учебного процесса;

— связь обучения с практикой;

— сознательность и активность студентов в обучении.

В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.

Интенсификация процесса поиска, приобретение знаний, умений, профессиональных компетенций, является целью практико-ориентированного обучения. Специалист способный применять в практической деятельности приобретенные компетенции, будет являться результатом практико-ориентированного подхода. Учебный процесс, построенный на основе эмоционально-образного и логического компонентов; формирование практического опыта, приобретение практического опыта и их использование при решении профессиональных задач составляет сущность практико-ориентированного обучения. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средства познания.

Для определения эффективности внедрения принципов практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо определить факторы, влияющие на его интенсивность.

Эффективность внедрения принципов практико-ориентированности для колледжа должна измеряться следующими показателями:

— репутация колледжа;

— развитие (колледжа, социально-экономическое развитие региона, рост научного потенциала);

— результат (трудоустроенные по специальности студенты).

Для оценки профессионально-личностных качеств предлагается использовать экзамен (квалификационный), позволяющий провести оценку, еще на этапе обучения. Это соответствует не только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам колледжа, а именно получение практико-ориентированных навыков в процессе прохождения обучения.

Такое обучение уже не будет подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а станет осознанным профессиональным действием в настоящем времени.

Таким образом, необходимость использования практико-ориентированного подхода в образовании вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем, а, следовательно, формирования и развития отраслевых и региональных рынков услуг.

Целью данной методической разработки является демонстрация методики проведения теоретического занятия по ОП.05 Трудовое право, направленной на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала.

Представленный материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению теоретических занятий, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.

1 ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТОМУ ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

    1. Подготовка преподавателя

Группу необходимо заранее оповестить о проведении и дате открытого урока согласно календарно-тематическому плану. Обучающимся необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, прибыть на занятия подготовленными, иметь конспекты с записью изученного ранее теоретического материала. Предупредить обучающихся о том, что на уроке будут присутствовать гости. Старосте напомнить, чтобы был назначен дежурный, проветрена аудитория. Мотивировать студентов на то, чтобы на уроке проявляли активность, в аудитории должен быть положительный микроклимат.

Интерактивная доска и ноутбук должны быть включены заранее. На экране авторская презентация преподавателя, первый слайд которой демонстрирует тему, цель урока, приобретаемые умения и навыки (Приложение 1). Дальнейшая демонстрация слайдов презентации соответствует этапам поурочного плана.

Во время организационного момента, после взаимного приветствия, проведения проверки посещаемости, сообщения темы занятия, постановки целей и задач и мотивации на лучшее усвоение обучающихся следует познакомить с критериями оценивания их работы на занятии.

При актуализации опорных знаний предлагается использовать фронтальный опрос. Этот метод позволяет преподавателю одновременно с повторением материала вовлечь студентов в дальнейшую командную работу, настроить их на необходимый темп работы, сформировать соревновательный микроклимат в аудитории. Ну а студенты, в свою очередь, могут заработать дополнительные баллы, повысить среднюю оценку.

1.2 Подготовка студентов

При проведении открытого теоретического занятия была поставлена цель: на примере предприятия изучить структуру и управление охраной труда на предприятии.

Очень важно обратить внимание студентов на наличие межпредметных связей, а также на единство трудовых взаимоотношений по вопросам охраны на предприятии.

  1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель за 10-15 минут до начала занятия проверяет работу ноутбука, проектора, экрана, подготавливает календарно-тематический план, план часового занятия, проверяет наличие на столах раздаточного материала.

По звонку на урок преподаватель входит в аудиторию, пропустив пришедших на открытый урок гостей, дав им возможность разместиться.

Этап 1 – Организационный момент.

На доске написана дата и тема занятия. Посмотрев на группу и убедившись, что все студенты встали и сосредоточены, здоровается с ними и разрешает сесть. Делает перекличку и отмечает отсутствующих.

Преподаватель напоминает студентам о присутствии на уроке гостей и мотивирует ребят для продуктивной работы на уроке, к выполнению поставленных целей и задач.

Выводит на экран первый слайд презентации (Приложение 1), сообщает тему занятия, цель, приобретаемые умения и навыки.

Сообщает обучающимся систему оценки знаний.

Этап 2 – Актуализация опорных знаний.

Студентам на предыдущем уроке было предложено опережающее задание по теме: Охрана труда. Необходимо было с помощью программы консультант плюс изучить правовые источники охраны труда.

Опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Этап 3 – Изучение нового материала.

Изучение нового материала проходило с помощью объяснительно-иллюстрационного метода.

Объяснительно-иллюстративный метод — метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам. При использовании этого метода доминируют такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память и репродуктивное мышление Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в современной школе том, щ что он обеспечивает системность знаний, последовательность изложения, экономит время Однако этот метод имеет некоторые недостатки, потому ограничивает учебную деятельность ученика процессами запоминания и воспроизведения информации, не развивает достаточной степени его умственные способности.

Преподаватель подводит итоги урока, акцентирует внимание на недочетах и преимуществах каждой группы. Сообщает о достижении цели урока, о приобретенных умениях и навыках, объявляет оценки и переносит их в журнал.

Этап 4 – Закрепление материала.

При закреплении материала используется игровой метод.

Игра — великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо… Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Особенностью игровых технологий является то, что вслед за дошкольным возрастом, где игровая деятельность является ведущей, все следующие возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный воз-раст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

После подведения итогов урока и выставления оценок преподаватель сообщает, на каких страницах учебника освещается изучаемый материал. Обращает внимание на особенности изложения материала. Проводит выдачу домашнего задания(Приложение 1, слайд 15).

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.

В заключение преподаватель интересуется мнением студентов о проведенном занятии, достигнуты ли цели урока по их мнению. Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос путем нанесения смайлика на отрывной лист: улыбающийся смайлик будет свидетельствовать о том, что цель занятия достигнута. Огорченный смайлик будет сигнализировать о недоработках преподавателя и студента, о пробелах в знаниях и сомнении студента в своих силах. Смайлики предлагается оставить в коробках на своих столах.

Далее преподаватель объявляет об окончании урока, прощается со студентами, напомнив дежурным об их обязанностях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатами применения в учебно-познавательном процессе современных образовательных технологий становятся всестороннее развитие обучающихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента.

 1 этап – Смысловой  

Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

2 этап – Ценностный  

Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Но какую бы технологию не выбрали мы для использования на уроке, мы должны помнить, что самое решающее звено этой новации — преподаватель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Казанцев, В.И.Трудовое право: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений./ . Казанцев В.И., Васин В.Н.- М. «Академия», 2014 — 432 с.

2. Панина, А.Б. Трудовое право: Учебное пособие/ А.Б. Панина- 3-е изд., испр. и доп.– М.:ИНФРА-М: ФОРУМ, 2013 — 304с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Никонов, Д.А. Трудовое право: курс лекций (Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов)/ Никонов Д.А., Стремоухов А.В. М.: НОРМА, 2009 — 432с.

2. Головина, С.Ю. Трудовое право: Учебник./ Головина С.Ю., Молодцова М.В. М.: НОРМА, 2009 — 704 с.

Группа

Дата

621

28.03.2017

План

двухчасового занятия

УД, МДК_________ Трудовое право__________________

наименование

Тема урока «Охрана труда»

___________________________________________ время_____________1час_____________

Вид занятия __ урок _____________ Тип урока, применяемая современная образовательная технология ____ комбинированный с применением практико-ориентированной технологии обучения.

Цель занятия

Учебная: изучение новых понятий :охрана труда, условия труда, рабочее место, опасный производственный фактор, вредный производственный фактор, изучить управление охраной труда с помощью практико-ориентированного метода.

Воспитательная: формирование уважения к правам и обязанностям человека, законам государства, формирование интереса к предмету.

Развивающая: развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества, логического мышления.

деятельностная (ОК, ПК) ОК1-6,8,9

уметь анализировать и готовить предложения по расследованию несчастных случаев, анализировать и решать производственные ситуации в сфере охраны труда, с помощью практико-ориентированного обучения.

Межпредметные связи

Обеспечивающие «Обществознание», «Гражданское права»

Обеспечиваемые: «Правовое обеспечение в профессиональной деятельности», «Документационное обеспечение управления»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия: авторская мультимедийная презентация.

Технические средства обучения: компьютер, доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ): ауд. № 32

Литература:

основная:

  1. Девисилов В.А. «Охрана труда» Учебник. –М.: Форум: ИНФРА-М., 2015-400с.

  2. Раздорожный А.А. «Охрана труда и производственная безопасность»: учебник/ А.А. Раздорожный .-М.: Издательство «Экзамен», 2014.-510с.

  3. Кузнецов Ю.М. Охрана труда на автомобиле транспортных предприятиях. М., Транспорт, 2014.

Дополнительная литература.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

2

3

4

1

Организационный момент.

Беседа

5 мин

1.1

Приветствие

1.2

Рапорт дежурного (проверка посещаемости)

1.3

Настрой на работу, создание положительного психологического настроения

Беседа

1.4

Сообщение темы и целей занятия.

беседа

2.

Актуализация опорных знаний

5 мин

2.1

Источники охраны труда.

Метод опережающего задания

3

Изучение нового материала.

3.1

Основные понятия охраны труда.

Объяснительно-иллюстрационный метод с элементами практико-ориентированной технологии

27 мин

3.1.1

Обязанности работника и работодателя в области охраны труда.

3.1.2.

Служба охраны труда в организации.

3.1.3.

Управление охраной труда на примере ООО «УПХ «Брюховецкое»»

Объяснительно-иллюстрационный метод с элементами практико-ориентированной технологии

4

Закрепление изученного материала

5 мин

5

Подведение итогов

2 мин

5.1

Анализ работы, выставление оценок

Беседа

6.

Домашнее задание — Подготовить несколько проблемных ситуаций по рассматриваемой теме, опираясь на конспект урока.

1 мин

Приложение1

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей