Содержимое материала:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
по ОП.05 Трудовое право
для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспчения
НА ТЕМУ:
«Охрана труда»
Автор: М.Ф. Рогачева – преподаватель
юридических дисциплин
2017г.
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии ЭБЮД Протокол № ___ от « _______» _______г. Председатель УМО ЭБЮД ___________________Л.Н.Компаниец |
Автор методической разработки: М.Ф. Рогачева – преподаватель юридических дисциплин
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей юридических дисциплин и преподавателей-предметников по другим дисциплинам, интересующихся приемами практико-ориентированного обучения, а также применением, мультимедийных и интерактивных информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
-
Подготовка к открытому теоретическому занятию
-
Подготовка преподавателя
-
Подготовка группы
-
-
Методика проведения теоретического занятия
План часового занятия
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности.
На сегодняшний день часть выпускников получившие образование в колледже не могут устроиться на работу по специальности. Часть из них устраивается не по специальности. Одной из таких причин является то, что работодателям необходимы специалисты с опытом работы, а у выпускников его обычно нет.
Современные работодатели рассматривают знания, умения и навыки выпускников в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг.
На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения.
Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки. Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.
Таким образом, можно добиться следующего: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; предоставление равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы; возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием.
Применение практико-ориентированного подхода должно начинаться в школе и целенаправленно переходить в систему профессионального образования, причем, являться основным методом обучения данной ступени системы образования.
Любая образовательная технология – это воплощение определенной стратегии. Внедрение практико-ориентированного подхода в учебный процесс образовательного учреждения обусловлено необходимостью поиска адекватных образовательных технологий – совокупности средств и методов обучения и развития студентов, позволяющих успешно реализовать поставленные цели.
В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков выпускников, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества отраслевых и региональных рынков. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.
Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих.
Основной целью в данном подходе — это построение оптимальной модели (технологии), сочетающих применение теоретических знаний в решении практических вопросов и связанных с формированием компетенций молодого специалиста. Технология данного профессионального обучения должна быть тесто связанна с задачами деятельности организаций отраслевых и региональных рынков услуг.
В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, осознания собственной роли в работе. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. А также, становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Основные этапы практико-ориентированного обучения для студента можно представить на рисунке 1.
Внедрение в учебный процесс профессионально-ориентированных технологий
Погружение студента в профессиональную среду
Контекстное изучение профильных и непрофильных дисциплин
Рисунок 1. Этапы практико-ориентированного обучения
К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.
Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.
Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать следующие принципы:
— принцип практико-ориентированного целеполагания;
— принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
— принцип продуктивности обучения;
— принцип первичности образовательной продукции студента;
— принцип ситуативности обучения;
— принцип образовательной рефлексии.
В целях реализации указанных нами выше принципов внедрения практикоориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд базовых предпосылок:
— мотивационное обеспечение учебного процесса;
— связь обучения с практикой;
— сознательность и активность студентов в обучении.
В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.
Интенсификация процесса поиска, приобретение знаний, умений, профессиональных компетенций, является целью практико-ориентированного обучения. Специалист способный применять в практической деятельности приобретенные компетенции, будет являться результатом практико-ориентированного подхода. Учебный процесс, построенный на основе эмоционально-образного и логического компонентов; формирование практического опыта, приобретение практического опыта и их использование при решении профессиональных задач составляет сущность практико-ориентированного обучения. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средства познания.
Для определения эффективности внедрения принципов практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо определить факторы, влияющие на его интенсивность.
Эффективность внедрения принципов практико-ориентированности для колледжа должна измеряться следующими показателями:
— репутация колледжа;
— развитие (колледжа, социально-экономическое развитие региона, рост научного потенциала);
— результат (трудоустроенные по специальности студенты).
Для оценки профессионально-личностных качеств предлагается использовать экзамен (квалификационный), позволяющий провести оценку, еще на этапе обучения. Это соответствует не только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам колледжа, а именно получение практико-ориентированных навыков в процессе прохождения обучения.
Такое обучение уже не будет подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а станет осознанным профессиональным действием в настоящем времени.
Таким образом, необходимость использования практико-ориентированного подхода в образовании вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем, а, следовательно, формирования и развития отраслевых и региональных рынков услуг.
Целью данной методической разработки является демонстрация методики проведения теоретического занятия по ОП.05 Трудовое право, направленной на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала.
Представленный материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению теоретических занятий, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.
1 ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТОМУ ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
- Подготовка преподавателя
Группу необходимо заранее оповестить о проведении и дате открытого урока согласно календарно-тематическому плану. Обучающимся необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, прибыть на занятия подготовленными, иметь конспекты с записью изученного ранее теоретического материала. Предупредить обучающихся о том, что на уроке будут присутствовать гости. Старосте напомнить, чтобы был назначен дежурный, проветрена аудитория. Мотивировать студентов на то, чтобы на уроке проявляли активность, в аудитории должен быть положительный микроклимат.
Интерактивная доска и ноутбук должны быть включены заранее. На экране авторская презентация преподавателя, первый слайд которой демонстрирует тему, цель урока, приобретаемые умения и навыки (Приложение 1). Дальнейшая демонстрация слайдов презентации соответствует этапам поурочного плана.
Во время организационного момента, после взаимного приветствия, проведения проверки посещаемости, сообщения темы занятия, постановки целей и задач и мотивации на лучшее усвоение обучающихся следует познакомить с критериями оценивания их работы на занятии.
При актуализации опорных знаний предлагается использовать фронтальный опрос. Этот метод позволяет преподавателю одновременно с повторением материала вовлечь студентов в дальнейшую командную работу, настроить их на необходимый темп работы, сформировать соревновательный микроклимат в аудитории. Ну а студенты, в свою очередь, могут заработать дополнительные баллы, повысить среднюю оценку.
1.2 Подготовка студентов
При проведении открытого теоретического занятия была поставлена цель: на примере предприятия изучить структуру и управление охраной труда на предприятии.
Очень важно обратить внимание студентов на наличие межпредметных связей, а также на единство трудовых взаимоотношений по вопросам охраны на предприятии.
- МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель за 10-15 минут до начала занятия проверяет работу ноутбука, проектора, экрана, подготавливает календарно-тематический план, план часового занятия, проверяет наличие на столах раздаточного материала.
По звонку на урок преподаватель входит в аудиторию, пропустив пришедших на открытый урок гостей, дав им возможность разместиться.
Этап 1 – Организационный момент.
На доске написана дата и тема занятия. Посмотрев на группу и убедившись, что все студенты встали и сосредоточены, здоровается с ними и разрешает сесть. Делает перекличку и отмечает отсутствующих.
Преподаватель напоминает студентам о присутствии на уроке гостей и мотивирует ребят для продуктивной работы на уроке, к выполнению поставленных целей и задач.
Выводит на экран первый слайд презентации (Приложение 1), сообщает тему занятия, цель, приобретаемые умения и навыки.
Сообщает обучающимся систему оценки знаний.
Этап 2 – Актуализация опорных знаний.
Студентам на предыдущем уроке было предложено опережающее задание по теме: Охрана труда. Необходимо было с помощью программы консультант плюс изучить правовые источники охраны труда.
Опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.
Этап 3 – Изучение нового материала.
Изучение нового материала проходило с помощью объяснительно-иллюстрационного метода.
Объяснительно-иллюстративный метод — метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам. При использовании этого метода доминируют такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память и репродуктивное мышление Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в современной школе том, щ что он обеспечивает системность знаний, последовательность изложения, экономит время Однако этот метод имеет некоторые недостатки, потому ограничивает учебную деятельность ученика процессами запоминания и воспроизведения информации, не развивает достаточной степени его умственные способности.
Преподаватель подводит итоги урока, акцентирует внимание на недочетах и преимуществах каждой группы. Сообщает о достижении цели урока, о приобретенных умениях и навыках, объявляет оценки и переносит их в журнал.
Этап 4 – Закрепление материала.
При закреплении материала используется игровой метод.
Игра — великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо… Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Особенностью игровых технологий является то, что вслед за дошкольным возрастом, где игровая деятельность является ведущей, все следующие возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный воз-раст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
После подведения итогов урока и выставления оценок преподаватель сообщает, на каких страницах учебника освещается изучаемый материал. Обращает внимание на особенности изложения материала. Проводит выдачу домашнего задания(Приложение 1, слайд 15).
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.
В заключение преподаватель интересуется мнением студентов о проведенном занятии, достигнуты ли цели урока по их мнению. Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос путем нанесения смайлика на отрывной лист: улыбающийся смайлик будет свидетельствовать о том, что цель занятия достигнута. Огорченный смайлик будет сигнализировать о недоработках преподавателя и студента, о пробелах в знаниях и сомнении студента в своих силах. Смайлики предлагается оставить в коробках на своих столах.
Далее преподаватель объявляет об окончании урока, прощается со студентами, напомнив дежурным об их обязанностях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатами применения в учебно-познавательном процессе современных образовательных технологий становятся всестороннее развитие обучающихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
1 этап – Смысловой
Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
2 этап – Ценностный
Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.
Но какую бы технологию не выбрали мы для использования на уроке, мы должны помнить, что самое решающее звено этой новации — преподаватель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Казанцев, В.И.Трудовое право: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений./ . Казанцев В.И., Васин В.Н.- М. «Академия», 2014 — 432 с.
2. Панина, А.Б. Трудовое право: Учебное пособие/ А.Б. Панина- 3-е изд., испр. и доп.– М.:ИНФРА-М: ФОРУМ, 2013 — 304с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Никонов, Д.А. Трудовое право: курс лекций (Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов)/ Никонов Д.А., Стремоухов А.В. М.: НОРМА, 2009 — 432с.
2. Головина, С.Ю. Трудовое право: Учебник./ Головина С.Ю., Молодцова М.В. М.: НОРМА, 2009 — 704 с.
Группа |
Дата |
621 |
28.03.2017 |
|
|
|
|
План
двухчасового занятия
УД, МДК_________ Трудовое право__________________
наименование
Тема урока «Охрана труда»
___________________________________________ время_____________1час_____________
Вид занятия __ урок _____________ Тип урока, применяемая современная образовательная технология ____ комбинированный с применением практико-ориентированной технологии обучения.
Цель занятия |
Учебная: изучение новых понятий :охрана труда, условия труда, рабочее место, опасный производственный фактор, вредный производственный фактор, изучить управление охраной труда с помощью практико-ориентированного метода. Воспитательная: формирование уважения к правам и обязанностям человека, законам государства, формирование интереса к предмету. Развивающая: развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества, логического мышления. деятельностная (ОК, ПК) ОК1-6,8,9 уметь анализировать и готовить предложения по расследованию несчастных случаев, анализировать и решать производственные ситуации в сфере охраны труда, с помощью практико-ориентированного обучения.
|
Межпредметные связи |
Обеспечивающие «Обществознание», «Гражданское права» Обеспечиваемые: «Правовое обеспечение в профессиональной деятельности», «Документационное обеспечение управления»
|
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Наглядные пособия: авторская мультимедийная презентация.
Технические средства обучения: компьютер, доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ): ауд. № 32
Литература:
основная:
-
Девисилов В.А. «Охрана труда» Учебник. –М.: Форум: ИНФРА-М., 2015-400с.
-
Раздорожный А.А. «Охрана труда и производственная безопасность»: учебник/ А.А. Раздорожный .-М.: Издательство «Экзамен», 2014.-510с.
-
Кузнецов Ю.М. Охрана труда на автомобиле транспортных предприятиях. М., Транспорт, 2014.
Дополнительная литература.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ элемента |
Элементы занятия, учебные вопросы |
формы и методы обучения |
время |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Организационный момент. |
Беседа |
5 мин |
1.1 |
Приветствие |
|
|
1.2 |
Рапорт дежурного (проверка посещаемости) |
|
|
1.3 |
Настрой на работу, создание положительного психологического настроения |
Беседа |
|
1.4 |
Сообщение темы и целей занятия. |
беседа |
|
|
|
|
|
2. |
Актуализация опорных знаний |
|
5 мин |
2.1 |
Источники охраны труда. |
Метод опережающего задания |
|
3 |
Изучение нового материала. |
|
|
3.1 |
Основные понятия охраны труда.
|
Объяснительно-иллюстрационный метод с элементами практико-ориентированной технологии
|
27 мин |
3.1.1 |
Обязанности работника и работодателя в области охраны труда. |
|
|
3.1.2. |
Служба охраны труда в организации. |
||
3.1.3. |
Управление охраной труда на примере ООО «УПХ «Брюховецкое»» |
Объяснительно-иллюстрационный метод с элементами практико-ориентированной технологии
|
|
4 |
Закрепление изученного материала |
|
5 мин |
5 |
Подведение итогов |
|
2 мин |
5.1 |
Анализ работы, выставление оценок |
Беседа |
|
6. |
Домашнее задание — Подготовить несколько проблемных ситуаций по рассматриваемой теме, опираясь на конспект урока. |
|
1 мин |
Приложение1