Содержимое материала:
Данный урок завершает эпоху Петра Великого. Учитывая важность темы, целесообразно провести тест по данной теме и олимпиаду во внеурочное время. На уроке можно проверить и закрепить основные события, явления и понятия темы. Особое внимание уделить личности Петра и его соратникам. Обратить внимание учащихся 8 класса, что существовали и существуют различные точки зрения на деятельность первого российского императора. Показать значение реформ.
Учитель истории МБОУ СОШ №11 г. Биробиджан
Колягина Л.В.
8 класс. История России
Тема урока: Значение петровских преобразований в истории страны
Цели урока:
Обучающие: создать условия для формирования у учащихся представления о реформах Петра Великого.
Развивающие: продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы
Воспитательные: дальнейшая работа по воспитанию патриотизма, чувства ответственности и целеустремленности.
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок
Форма урока: урок — исследование с элементами технологии критического мышления
Оборудование: иллюстрации, учебник и рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: И.Артасов, А.Данилов и др. под редакцией Торкунова . История России 8 класс. 1 часть.«Просвещение» 2019 г.
Н.С.Кочетов. Поурочные планы 10 класс, 2005г. История России, карта «Российская империя в 18 веке», раздаточный материал.
1.Орг.момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Мотивация
Вы видите памятник на фотографии, установленной в Петербурге. Кому посвящен памятник? Кто автор памятника? В годы правления, какого императора он был создан? Памятник Петру I, автор его Фальконе. Памятник создан в годы правления Екатерины II. Эта тема завершает целую эпоху в развитии страны.
Чему будет посвящен наш урок? ( Итогам правления Петра I) Запись темы в тетрадь.
3. Актуализация знаний
— Прежде чем перейдем непосредственно к изучению темы. Посмотрите, пожалуйста на эпиграф нашего урока: «ПетрI поднял Россию на дыбы или на дыбу?» Разобрать термины: «дыба» и «дыбы».
Какова проблема урока?
План урока
Какие вопросы необходимо рассмотреть?
1.Повторение основных реформ в экономике, военном деле, управлении, социальной сфере, культуре.
2.Точки зрения известных историков о реформах ПетраI
3.Значение реформ для дальнейшего развития страны
Ход урока
1.Повторение основных реформ в экономике, военном деле, управлении
Связаны ли реформы Петра с допетровской историей? (Ответ учащихся должен содержать информацию о попытках преобразований во времена царевны Софьи и других правителей) Учащиеся выполняют задания, которые у них на столе.
А) Что связано с реформами в экономике?
Введена рекрутская повинность, подушная подать, учреждены коллегии, созданы Сенат и Синод, создание воинских уставов, строительство верфей и мануфактур.
Учащиеся отмечают правильные варианты. Как вы думаете, были ли необходимы преобразования в экономике?
Учащиеся приводят аргументы, используя карту «Российская империя в 18 веке»: Россия отставала от стран Запада. Была оторвана от теплых морей, чтобы вести успешную торговлю.
Каковы итоги реформ в экономике?
Б) С какими реформами связаны эти даты?
1714, 1722, 1718-1721, 1708, 1711. Это реформы управления: Указ о единонаследии, Табель о рангах, создание коллегий, создание губерний и Сената. Были ли эти реформы последовательными?
В) Как связана Северная война с реформами? (Они проводились в ходе ее, по мере необходимости.) Был ли четкий план реформ? (Нет) Предположите причину?
Большинство реформ связано с Великой Северной войной.
Напишите хронологически события войны.
1) Полтавская битва;
2) сражение у д. Лесной;
3) сражение у о. Гренгам;
4) сражение у мыса Гангут;
5) Ништадтский мир;
6) Нарвское сражение.
Г) Какие изменения в культуре произошли при Петре Великом?
Как принял народ эти изменения в социальной сфере и культуре? Учащиеся отмечают, что в ходе реформ были восстания. Например, восстание под руководством К.Булавина и Астраханское восстание. Приводят и другие аргументы.
Повторение основных терминов и понятий:
абсолютизм, меркантилизм, протекционизм, рекрут, мануфактура, Сенат, Синод, коллегии, губерния, приписные крестьяне, подушная подать.
2.Точки зрения известных историков о реформах ПетраI
Учащиеся получают высказывания о Петре Великом
Работа с источниками
С.В.Бушуев – автор работы «Свет и тени петровских реформ» отмечал: «Истина в противоречивости самого царя и его реформ, неоднозначности его дела, сочетании доброго и злого, государственного блага и народного страдания. Любой человек противоречив. Петр — такой же. Реформы во многом определили исторический путь России. Воздействие реформ громадно».
Е.В.Анисимов – автор работы «Время петровских реформ» называет петровское время временем основания тоталитарного государства. Время Петра — проповедь культа «отца нации», «учителя народов». Это страх, внешняя и внутренняя несвобода личности.
Порабощение церкви при Петре самодержавным государством, лишение ее патриарха, которого заменил покорный императору Синод – духовная коллегия.
Д.С.Мережковский утверждал: «Что такое Петр? Чудо или чудище? Я решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно». Далее, называет его «первым русским интеллигентом».
Н.М.Карамзин сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремлением сделать Россию Голландией. Он утверждал, что «жестокая ломка быта и национальных традиций не всегда была оправдана». В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России».
С.Соловьев в своем труде «История России» оценивает время Петра как революцию 18 века. Он писал о Петре: «Один человек, одаренный небывалой силой, взял в свои руки направление революционного движения, и этот человек был прирожденный глава государства»
В.Ключевский отмечает неимоверную тяжесть для народа петровских реформ.
П.Милюков отмечал: «Ценой разорения страны Россия была возведена в ранг европейской державы»
Все ли историки одобряли реформы?
Все ли среди членов царской семьи поддерживали реформы? (Царевич Алексей, его мать были против реформ).
Сообщение учащегося о царевиче Алексее.
3.Значение реформ для дальнейшего развития страны
Учащиеся работают с текстом параграфа №12.Составляют короткий план о реформах Петра
Целесообразно ли было насилие над народом при проведении реформ? (Существуют разные точки зрения)
Например, рекрутская система набора в армию отвечала интересам крепостничества, где офицером был дворянин, а солдатом – крестьянин. Рекруты были пожизненными солдатами. Часто рекрутов заковывали как преступников, т.к. они не хотели идти в армию.Ремесленников записывали в цехи, а купцов – в гильдии.
Можно ли было проводить реформы, не имея достаточных средств? (Финансовая реформа разорила страну).
Каково ваше мнение о реформах Петра Великого? Попробуйте сами их оценить. Вернемся к началу урока, к нашему эпиграфу. Существует ли и в настоящее время однозначное мнение на эти реформы Рефлексия
Домашнее задание: параграф 12, вопросы к уроку.