Содержимое материала:
ТЕМА. Образование слов.
Цели: научить детей указывать способ словообразования (с помощью приставки и суффикса), читать и составлять схемы слов,; формировать навык работы с Толковым словарем.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
III. Чистописание
—Маша предложила Мише разгадать слово, которое она «спрятала» в рисунке.
(На доске рисунок.)
-
Придумайте слова, начинающиеся на буквы д, о, м.
-
Придумайте предложение, в котором слова начинаются на эти буквы, например: «Дайте Олегу машину».
-
Сегодня мы будем писать это слово с усложнением.
— В чем трудность этого задания? (Проверка в парах.)
IV. Словарная работа
Пенал, сорока, яблоко.
-
Запишите слова, обозначьте безударную гласную, проверьте по словарю «Пиши правильно».
-
Как эти слова могут быть связаны между собой?
V. Работа по теме урока
1. Наблюдение над однокоренными словами
— Ребята, как вы думаете, что есть общего у кустов, деревьев
и слов? (Корень.)
(Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень * находят его в списке корней, представленном на доске: -лес-, тет-, -лет-, -лед-, -сад-, -род-, -ход-, -труд-, -дом-.)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой , трудись, труды…
— Как вы думаете, можно ли к этому списку добавить слово дом’
— Почему? (На доске запись.) — Домик, домовой, домище
— С помощью чего образовалось новое слово? — Как называются эти слова? {Родственные.)
2. Игра «Да-нет»
Если слова являются однокоренными родственными, нале хлопнуть в ладоши, если не являются, хлопать не нужно.
-
Зима, зимний , зимушка, зимовка. (Да.)
-
Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет.)
-
Час, часовщик, часики, часовая. (Да.)
-
Больница, боль, больной, большой. (Нет.)
-
Вода, водный, водитель, водяной. (Нет.)
• Соль, солонка, солить, соленый (Да.)
3. Работа с Обратным словарем
-
Найдите слова на букву K и на -ик.
-
Прочитайте их. С помощью чего они образовались?
-
На примере одного из слов покажите, как оно образовалось. (Работа у доски с комментированием.)
-
С помощью чего образовалось это слово? (С помощью суффикса.)
-
Какая еще часть слова помогает образовывать новые слова? (Приставка.)
№95(ч.З, с. 85).
Это шуточное упражнение.
Обратите внимание, что слова в русском языке продолжают образовываться. Вот, например, имена известных литературных героев, которые придумал писатель Николай Носов: Знайка- знать; Винтик — винт; Сиропчик — сироп; Пилюлькин- пилюля; Цветик — цвет; Торопыжка — торопиться; Авоська — авось.
-
Найдите слово авось в Толковом словаре.
-
Покажите более подробно, как образовались имена Винтик, Сиропчик и Цветик. (Винт/ + ик + … = винтик; сироп/ + чик +… = сиропчик; цвет/ + ик +… = цветик.)
-
Физкультминутка
-
Закрепление изученного материала
— Как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью и приставки, и суффикса? Давайте проведем небольшое исследование.
1. Работа по учебнику
Ч. 3, с. 84.
Чтение стихотворения учащимися; беседа по его содержанию.)
-
Как называется первый весенний цветок? (Подснежник.)
-
Почему его так называют? От какого слова образовалось слово подснежник! (Примерный ответ. Подснежник — снег: 1) снег — снег/; 2) под + снеж + ник + = подснеж-ник)
-
С помощью чего образовалось это слово? (С помощью приставки под- и суффикса -ник.)
-
Узнайте слово по описанию: бывает медным, бронзовым, серебряным, стеклянным, керамическим, декоративным… Это подставка для свечи или свечей. Что это? (Подсвечник.)
Слово записывается и аналогичным образом разбирается е. доске с комментированием.)
№97(ч.З, с. 86).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
В словах — названиях действий, придуманных детьми, скрытые слова — названия предметов, т. е. каждый раз обнаруживается то слово, от основы которого образовано новое слово: налужил — луж/а; распакетитъ — пакет; залошадило — лошадь; задверитъ — дверь; откнопкалась — кнопк/а; намакаронился — макарон/’ы.
— А какое настоящее, существующее в жизни слово — названия действия послужило образцом для детского творчества (для создания новых слов)? (Распакетитъ — это рас…(раскрыть). Залошадило — это за…(заполнило, заполонило.) Задверил руку — это за…(защемил). Откнопкалась — это от…
(отвалилась, оторвалась от стены). Намакаронился — это на…(наелся макарон).)
№96(ч.З, с. 85-86).
-
Прочитайте стихотворение.
-
Как пишутся приставки и предлоги? (Предлоги пишутся со словами, называющими предметы, а не действия; предлоги — это часть формы слова, называющего предмет! Частица не пишется со словами, называющими действия, отдельно.)
Образец
В уголке: в — предлог, можно вставить слово, например: «в ма-Веньком уголке»; запивала: за — приставка, поскольку запиваг на — это слово — название действия, а со словами — названиями действий предлоги не употребляются и т. д.
— Почему предложение «Где ты, мышка?» выделено желтым цветом? (В предложении, выделенном цветом, есть обращение.)
2. Индивидуальная работа у доски
-
Покажи, как образовались слова намордник, покраска, заготовка, наплечник, неудачник.
-
Итак, с помощью чего могут образовываться слова? (С помощью приставки и суффикса.)
-
Подтвердилось ваше предположение? (Да.)
VШ. Подведение итогов урока
— Продолжите фразу: «Сегодня на уроке мы…»
Домашнее задание Учебник (ч. 3): № 94 (с. 84)