Содержимое материала:
Образование слов при помощи суффиксов
Вопросы:
(Морфема)
1. Наименьшая значимая часть слова.
2. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
(Суффикс)
3. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
(Приставка)
(Корень)
4. Главная значимая часть слова.
(Основа)
5. Часть изменяемого слова без окончания.
6. Знаяимая часть слова которая образует формы слова.
(Окончание)
(Нулевое)
7. Окончание, которое не выражено звуками.
(Однокоренные)
8. Слова с одинаковыми корнями.
1. Отметь слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание:
в) подснежник;
а) повозка;
Т
Е
С
Т
г) портрет;
б) пони;
2. Нулевое окончание:
в) золото;
а) барсук ;
г) стебель;
б) ромашка;
3. Слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, окончание:
в) неправда;
а) забота;
б) выход;
г) прогулка.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: читать – чита тель , двор – двор ник .
камень — -камен щик
перевод – перевод чик
футбол – футбол ист
читать – чита тель
двор – двор ник
Физминутка
Мы Ногами Топ – Топ,
Мы Руками Хлоп – Хлоп!
Мы Глазами Миг – Миг,
Мы Плечами Чик – Чик!
Раз – Сюда, Два – Туда –
Повернись Вокруг Себя.
Раз – Присели, Два – Привстали.
Раз – Два, Раз – Два –
Заниматься Нам Пара!
Задание 1.
Чтение текста учащимся. Найти в тексте суффиксы.
Кот Васька и мышки
Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет. Да так и никого не поймал.
Задание 2.
Подбери к слову подходящие суффиксы:
гитара
трактор
двор
строить
учить
читать
футбол
пианино
лес
охота
писать
Задание 3.
Найди слова, образованные при помощи суффиксов:
снеговик, снег, снежный, снегоход.
Задание 5.
Назови одним словом. Как мы называем того, кто:
а) работает на радио или на телевидении;
б) проверяет и продает билеты в транспорте;
г) пишет рассказы, сказки, романы;
д) спасает людей;
е) строит дома;
ж) дрессирует зверей;
и) чинит водопровод.
заяц –
лось –
лосенок
зайчонок
еж –
ежонок
белка –
медведь –
бельчонок
медвежонок
Задание 7.
Назови изображенных животных. Запиши названия их детенышей.
— С какой частью слова мы сегодня работали?
— Что же такое суффикс?
— Для чего служит?
— Где стоит?
— Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?
Домашнее задание
Написать рассказ на тему “ Зима”, используя суффиксы –ик, -ник.