Познавательная игра по русскому языку на тему: «Язык – наследие народа» для учащихся 5-8 классов

Содержимое материала:

ГУ «Первомайская средняя школа»

Познавательная игра

по русскому языку

на тему: «Язык – наследие народа»

для учащихся 5-8 классов

Подготовила и

провела: Поплавская Р.А.

2014 год

Познавательная игра по русскому языку

на тему: «Язык – наследие народа»

для учащихся 5-8 классов

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Приветствую интеллектуалов нашей школы на игре «Язык – наследие народа», посвящённой неделе гуманитарных наук! 

Эпиграфом сегодняшней игры, являются слова поэтессы серебряного века Анны Ахматовой: 

Не страшно под пулями мертвыми лечь, 
Не горько остаться без крова, 
И мы сохраним тебя, русская речь, 
Великое Русское Слово. 

Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился, как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песни и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём, какие мысли были у наших предков. Через слова мы можем обратиться к нашим правнукам, которые будут жить после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык. Что же такое слово? (Ответы)

« Слово – это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия».

( С.И.Ожегов.)

«Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».

( В.И.Даль.)

Мы знаем всё то, что можем выразить языком, поэтому в нашей игре будут звучать вопросы не только по русскому языку и литературе, но и вопросы на логику, на общие знания. 
— А демонстрировать командный дух, глубину своих познаний в области истории, русского языка и литературы, состязаться в смекалке, логике и быстроте реакции сегодня будут 2 команды. Давайте с ними познакомимся! 
— Я называю команду, команда встаёт с места и приветствует остальных участников: 
Представление команд 
1. Команда «Грамотеи», капитан команды______________.
2. Команда «Умники», капитан команды_______________.
Следить за ходом игры и определять лучших игроков будет Совет мудрейших: 
1. 
2. 
3. 
4. 
— И прежде чем команды вступят в интеллектуальную битву прослушайте правила нашей игры:

  1. Интеллектуально – познавательная игра состоит из туров.

  2. В каждом туре участники команд отвечают на вопросы и за правильный ответ получают баллы.

  3. Победителем игры становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. 

— Желаю Вам удачи! 

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

1 тур «Разминка»

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? ( Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? ( Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? ( Ь на конце слова. )

5. Что находится между горой и оврагом? ( Буква «и».)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык Пушкина, варёный язык.)

Ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы, «Ведь пословица недаром молвится».

2 тур «Конкурс знатоков поговорок»

1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха.)

2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

4. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)

5. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? ( После дождичка в четверг.)

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? ( Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.)

3 тур «Полиглот». 

Задание. Вы должны вставить в пословицу недостающее слово и перевести это слово на казахский и английский языки. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение. Первым отвечает участник команды, поднявший раньше других сигнальную карту, которая лежит у вас на столах. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. 
Внимание на экран! 
1. « Без труда не вынешь ….. из пруда» (Рыбку, балық, fish) 
2. « Не имей сто рублей, а имей сто …..» (Друзей, дос, friend). 
3. « Делу -…, потехе — час (время, сағат, time ) 
4. «Хлеб — всему ……» ( Голова, бас, head) 
5. «Под лежачий камень и … не течёт.» (Вода, су, water ) 
6. Готовь сани летом, телегу… (зимой, қыс, winter) 

— Итак, подведем итоги 3 тура. (Слово предоставляется судьям) 

1. Команда «Грамотеи» зарабатывает ____________
2. Команда «Умники» зарабатывает _____________

4 тур «Конкурс знатоков пословиц»

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». (Поспешишь — людей насмешишь.)

2. Украинская: « И живи до старости, и учись до старости». ( Век живи — век учись.)

3. Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь».

(Тише едешь — дальше будешь.)

4. Малайская: «Кончил шить — оборвал нить». ( Сделал дело — гуляй смело.)

5. Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». ( Что посеешь, то и пожнёшь.)

6. Таджикская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)

5 тур «Мозговой штурм»

Я по очереди буду задавать каждой команде вопросы. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Время на обдумывание 30 секунд. Каждый правильный ответ принесет командам по 2 балла. 

-Итак, внимание, вопрос

1. Англичане говорят: «Одна птица в руке стоит двух птиц в кустах». А что говорим мы? (лучше синица в руках, чем журавль в небе) 

2. Именно так в Др.Греции назывался пергамент, сложенный для удобства пользования вчетверо. Сейчас вы используете это в школе каждый день. О чём речь? (тетрадь) 

— Следующий вопрос
3. Все вы, конечно, помните басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и слова стрекозы «не оставь меня, друг милой, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». А что означает слово «вешние»? (весенние) 

4. В 1769 году в Петербурге была издана книга "Письмовник", в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, "актер" предлагали заменить на "представщик", "пульс" — на "жилобой". А вместо чего употребили "ошейник"? (галстук) 

— Следующий вопрос
5. Эта пищевая добавка в древности ценилась дороже драгоценных металлов и даже использовалась в качестве заменителя денег. Назовите её. (соль) 

— И последний вопрос
6. Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». О ком идёт речь? (черепаха) 

— 4 тур подошел к концу и сейчас слово предоставляется судьям, которые объявят результаты этого тура. 

6 тур «Подобрать окончания к поговоркам»

1. Сам пропадай — … (а товарища выручай).

2. По одёжке встречают — …(по уму провожают).

3. Семь раз отмерь — …(один раз отрежь).

4. Глаза страшатся — …(а руки делают).

5. С кем поведёшься -…(от того и наберёшься).

6. Старый друг -…(лучше новых двух).

7. Не место красит человека -…(а человек место).

8. Не говори «гоп» -…(пока не перепрыгнешь).

9. Береги платье снову -…(а честь смолоду)

7 тур «Битва капитанов». 

Уважаемые участники, вот и наступил решающий момент, по окончанию этого тура мы узнаем победителя игры. Каждый из капитанов команд в течение 45 секунд должен ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать нужно быстро. Если не знаете ответ говорите «дальше» и если у вас останется время к нему можно потом вернуться». Каждый правильный ответ принесет вам 1 балл. 

1. Сколько месяцев в году? (12) 
2. Слова различные по звучанию и написанию, но схожие по значению (синонимы) 
3. Сколько спряжений у глаголов? (2) 
4. Автор повести «Тарас Бульба» (Гоголь) 
5. Какого рода слово тюль? (м.р.) 
6. Какая часть речи обозначает предмет? (существительное) 
7. Подберите синоним к слову очи (глаза) 
8. Как называется речь одного человека? (монолог) 
9. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (7 раз) 
10. К какому склонению относится слово папа? (I) 

1. Столица Казахстана? (Астана) 
2.Слова противоположные по значению. (антонимы) 
3. какого рода слово кофе (м.р.) 
4. Сколько падежей в русском языке? (6) 
5. Какая часть речи обозначает признак предмета? (прилагательное) 
6. Автор трагедии «Моцарт и Сальери» (Пушкин) 
7. Подберите синоним к слову уста (губы) 
8. Как называется речь двух и более человек? (диалог) 
9. К какому спряжению относятся окончания ут, ют (Iспряжение) 
10. Сколько человек одного не ждут? (семеро) 

Вопросы всем командам

1. Сколько дней в неделе? (7) 
2. Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол) 
3. Какого рода слово кенгуру? (м.р.) 
4. Автор поэмы «Полтава» (Пушкин) 
5. Новые слова, недавно появившиеся в языке. (неологизмы) 
6. Сколько склонений в русском языке? (з) 
7. Подберите антоним к слову друг (враг) 
8. К какому спряжению относятся окончания ат, ят (II спряжение) 
9. Определите вид глагола бежать (несов. вид) 
10. Кто совершил первый полет в космос? (Ю. Гагарин ) 

— Спасибо участникам за ответы.

Заключительное слово учителя.

Образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились,- это лишь капля в море слов. Но, возможно, она приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью», другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». Поэтому, если полез за словами в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, эти мудрёные слова.

( Подведение итогов игры).

А сейчас мы узнаем, сколько баллов набрали наши участники, и какая команда одерживает победу. Слово предоставляется жюри. 

1_________________ 
2_________________ 

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей