Содержимое материала:
Афанасьева Т.Н.
ТЕМА: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ
Пояснительная записка. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМЧП (технологии развития критического мышления через чтение и письмо). Технология развития критического мышления через чтение и письмо, относится к личностно-ориентированному подходу в обучении.
Данное занятие может быть проведено с учащимися 8 класса, (базовый уровень) на основе УМК А. А. Данилова (по учебнику А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России .ХIХ век).
Данный урок первый при изучении темы. Учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, способствует повышению мотивации к изучению предмета. Важным в данном занятии является самоконтроль и самооценка учащихся. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстрационный материал и задания для работы учащихся.
Цели и задачи:
1. Образовательная: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений о пути и последствиях реформ на примере реформы отмены крепостного права в России , готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяя обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
2. Развивающая: создать условия для переноса усвоенных знаний в новые условия через составление фишбоуна, кластера, анализа синквейна, способствовать формированию навыков аналитической и оценочной деятельности;
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, познавательной активности посредством активизации различных каналов поступления информации.
Тип урока: применение знаний по теме.
Оборудование: ПК; дополнительный материал к уроку — презентация, кейсы для учащихся.
Схема урока:
1. Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в реформировании крестьянского вопроса Александром I и Николаем I, актуализации знаний в форме беседы, совместного целеполагания.
2. Усвоение материала – работа с текстом учебника и составление фишбоуна «Причины и последствия отмены крепостного права», составления сравнительной таблицы, составление кластера – предположения.
3. Рефлексия – прием «паучок» , синквейн.
Использование ТРКМЧП является ключевым условием повышения качества образования, развития критического и аналитического мышления.
Стадия « вызов».
Учитель актуализирует знания учащихся через беседу по вопросам:
Сравните позицию Николая I и Александра II по отношению к крепостному праву в России. Слайд 1-2. Предполагаемый ответ:
Николай I: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное. Но его отмена была бы еще большим злом, так как нарушила бы общественное спокойствие».
Александр II «: Слухи носятся, что хочу я дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, и несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти».
Вспомните, предпринимались ли при Павле I, Николае I, Александре II попытки реформирования крестьянского вопроса?
Слайд 3 — 5. Предполагаемый ответ:
1797 – указ о трехдневной барщине; 1803 – указ о «вольных» хлебопашцах;
1842 – Закон об «обязанных» крестьянах.
Предпринимались ли попытки отмены крепостного права?
Предполагаемый ответ:
В Латвии и Эстонии в 1816 году было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу, но не получили землю.
Учитель обобщает результаты работы учащихся, делает вывод о необходимости решения крестьянского вопроса в России.
Какова тема нашего урока?
Запись на доске темы урока: Причины и последствия отмены крепостного права в России.
Определение цели урока совместно с учащимися.
— причины отмены крепостного права;
— факты, свидетельствующие о наличии причин отмены крепостного права;
— альтернативы развития России после отмены крепостного права;
— последствия отмены крепостного права. Слайд 6.
Стадия «осмысления».
По первому и второму вопросам учитель дает задание самостоятельно найти материал в учебнике и составить фишбоун.
Проверка выполненного задания и запись на доске элементов фишбоуна. Беседа учителя с учащимися:
— как вы думаете, по каким направлениям могут быть составлены проекты отмены крепостного права?
— как отнесутся помещики черноземных губерний к освобождению крестьян с землей?
— что думали помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли в нечерноземных губерниях?
Слайд № 6.
Помещики черноземных губерний |
Помещики нечерноземных губерний |
Освобождение крестьян без земли или с маленьким наделом за большой выкуп |
Освобождение крестьян с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина. |
Каковы альтернативы развития России после отмены крепостного права?
Учитель выслушивает версии учащихся и предлагает составить кластер — предположение. Приложение № 1.
Учитель дает задание:
Сравните свои кластеры с кластерами своих одноклассников. Учитель обобщает ответы, заполняет общий кластер на доске.
Заполнив кластер, учитель предлагает вернуться к заполнению фишбоуна и ответить на вопрос – каковы последствия отмены крепостного права? Приложение № 2.
Положительные черты:
— ликвидация крепостничества;
— создание условий для утверждения капиталистического уклада в экономике ;
— появление рынка рабочей силы;
— развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве ;
— появление рынка рабочей силы;
— развитие промышленности и завершение промышленного переворота;
— развитие торговли и рост городов.
Назовите отрицательные черты:
— сохранение помещичьего землевладения;
— трудности в перестройке крестьянских и помещичьих хозяйств на капиталистические рельсы;
— сохранение самодержавной монархии.
Закрепление:
— почему страна нуждалась в отмене крепостного права?
— почему проекты отмены крепостного права не реализовывались ранее?
— в чем заключается угроза сохранения крепостного права в России?
— назовите причины медленной перестройки хозяйств
крестьян и помещиков на капиталистические рельсы?
Стадия «рефлексия».
Вопросы учителя:
Напомните цели урока. Достигли ли мы поставленных целей?
Что было трудно? Что помогло при рассмотрении нового материала?
Оцените свою работу на уроке и работу группы.
Составьте синквейн по теме: причины отмены крепостного права.
-
Причины отмены.
-
Вынужденные, обусловленные.
3. 3адерживают, мешают, дестабилизируют.
4. Сохранение крепостного права – угроза развитию.
5. Историческая необходимость.
Домашнее задание: 20, записи в тетради.
Приложение №2. Кластер «Альтернативы развития России после отмены крепостного права».
Приложение №1.
причины причины причины причины причины
политические экономические социальные внешнеполитические духовные
причины вывод
и последствия отрицательные
отмены — невозможность — обезземеливание — рост крестьянских — выявление отсталости — распространение и положительные
крепостного укрепить и крестьянства; волнений; России в ходе поражения идей либерализма; последствия
права усовершенствовать — препятствие развитию — недовольство ростом в Крымской войне; — российская оттепель:
государственную промышленного повинностей, — необходимость первые годы
систему управления; переворота; рекрутскими наборами. возвращения статуса царствия Александра II
— невозможность -ухудшение финансового великой державы.
преодолеть отсталость положения;
страны; — отсутствие рынка рабочей
— угроза общественному силы;
спокойствию. — нерентабельность
хозяйства, основанного на
подневольном труде.