Содержимое материала:
МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа
|
Утверждаю Директор школы __________ Приказ № ____ от ____________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Физика»
10 класс
( социально — гуманитарный профиль)
на 2014 – 2015 учебный год
34 часа в год ( 1час в неделю)
Составитель: Т.А. Кошкина
учитель физики высшей
квалификационной категории
«Рассмотрено» на заседании МО учителей физико – математического цикла протокол №____ от «____»______ 20___г
|
«Согласовано» Зам.директора по УВР ___________ |
1. Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
ФЗ «Об образовании в РФ »
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
-
Распоряжение МО Ульяновской области № 929-р от 15.03.2012г. « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
-
Примерная программа среднего ( полного) общего образования по физике 10 — 11 классы;
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
-
на ценностном уровне:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
-
на метапредметном уровне:
овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;
-
на предметном уровне:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
-
— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
-
— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
-
— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
2. Общая характеристика учебного предмета
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
3. Место дисциплины в учебном плане
Курс построен на основе базовой программы. Целесообразность разработки данной программы обусловлена ведением курса в рамках социально – гуманитарного профиля. В рамках учебного предмета «Естествознание» на изучение предмета отводится 34 часа за год (1 час в неделю). В то же время программа разработана таким образом, что включает все основные разделы базовой программы, что позволяет обеспечить выполнение обязательного государственного стандарта среднего (общего) образования. Обеспечение обязательного государственного стандарта в рамках 34 часов по программе за год осуществляется благодаря оптимизации изученного ранее материала, объединения схожих тем, самостоятельного изучения некоторых тем и разделов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
При преподавании используются:
· комбинированные занятия
· Практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач
5. Требования к результатам освоения дисциплины
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
-
сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
-
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
-
мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.
-
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
-
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
— оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
-
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации;
— структурирование знаний;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
— умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
— действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
-
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения физике в полной средней школе являются:
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
· смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, электрический ток;
· смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;
· смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка и полной электрической цепи, Джоуля-Ленца, Кулона, Фарадея.
уметь
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
6. Содержание основной примерной программы:
1. Механика (22 ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Фронтальные лабораторные работы
1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
2. Изучение закона сохранения механической энергии.
2. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Фронтальные лабораторные работы
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Опытная проверка закона Бойля — Мариотта.
5. Измерение модуля упругости резины.
3. Электродинамика (21 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
7. Учебно-тематический план
по предмету «физика» на 34 часа в год
№ п/п |
Наименование раздела, тема |
Всего часов |
к/р |
л/р |
1 |
Механика |
12 |
1 |
|
|
Кинематика материальной точки |
5 |
|
|
|
Динамика |
3 |
|
|
|
Законы сохранения |
3 |
|
|
2 |
Молекулярная физика и термодинамика |
11 |
1 |
|
|
Основы молекулярно-кинетической теории |
1 |
|
|
|
Температура. Энергия теплового движения молекул |
1 |
|
|
|
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы |
2 |
|
|
|
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела |
3 |
|
|
|
Основы термодинамики |
3 |
|
|
3 |
Электродинамика |
11 |
1 |
|
Итого: |
|
34 |
3 |
|
8. Календарно-тематическое планирование
по предмету «физика» на 34 часа в год
Номер урока |
Дата |
Разделы и темы уроков |
Дом. задание |
|||||||
|
|
|||||||||
1. Механика- 12 часов Учащиеся должны знать /понимать: -физический смысл величин: перемещение, путь, скорость, ускорение, период, угловая скорость, частота вращения, центростремительное ускорение ( по плану); — модель материальной точки; — понятия: механическое движение, кинематика, тело отсчета, траектория, радиус-вектор, законы движения; — законы: равномерного прямолинейного движения, равноускоренного прямолинейного движения, равнозамедленного прямолинейного движения, свободное падение, гармонических колебаний. — смысл принципа относительности Галилея; — суть принципа суперпозиции сил; — физический смысл жесткости пружины и гравитационной постоянной; — физическую суть явлений инерции, перегрузки и невесомости; понятия: — инерциальные системы отсчета, сила действия и противодействия, гравитация; величины: — масса, сила, сила трения, сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, сила тяжести, вес тела (по плану изучения физической величины); принципы: -инерции, относительности Галилея, суперпозиции; физические явления и законы: — движение по инерции, перегрузки, невесомость, законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон Гука, закон трения скольжения (по плану изучения закона). понятия: — замкнутая система, полная механическая энергия системы, абсолютно неупругий удар, абсолютно упругий удар; Физические величины: — импульс силы, импульс тела, потенциальная энергия, кинетическая энергия, работа, мощность, принцип минимума потенциальной энергии, законы: — сохранения импульса, сохранения механической энергии.
|
Учащиеся должны уметь: — находить путь, перемещение, скорость для всех видов движения ( аналитически и графически); — по графику V(t) определять перемещение тела при равномерном прямолинейном движении; — строить графики V(t); а(t) для видов прямолинейного движения; — находить характеристики тел при свободном падении, колебаниях; — находить графически и аналитически место и время встречи; вычислять: — скорость, путь при равноускоренном движении. — приводить примеры опытов, обосновывающих принцип относительности Галилея; — приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон всемирного тяготения; — указывать условия и границы применения второго закона Ньютона, закона Гука; измерять: — коэффициент трения скольжения, жесткость пружины; — раскрывать смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, Гука; вычислять: -ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; — делать выводы на основе экспериментальных данных, предоставленных таблицей, графиком или диаграммой. — приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон сохранения импульса; -указывать условия и границы применения закона сохранения импульса, закона сохранения механической энергии; — раскрывать физический смысл законов сохранения импульса и энергии; — вычислять скорость тела, используя закон сохранения механической энергии; — делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой |
|||||||||
1
|
|
|
Основные понятия кинематики. Скорость.Равномерное прямолинейное движение(РПД) |
§1-8, упр.1 |
||||||
2 |
|
|
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике |
§9-10, упр.2 |
||||||
3 |
|
|
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения.( РУПД) |
§11-14,упр.3 |
||||||
4 |
|
|
Свободное падение тел- частный случай РУПД |
§15-16,упр.4 |
||||||
5 |
|
|
Равномерное движение по окружности (РДО) |
§17-19,упр.5 |
||||||
6 |
|
|
Масса и сила. Законы Ньютона. Их экспериментальное подтверждение. |
§20-28,упр.6 |
||||||
7 |
|
|
Силы в механике. Гравитационные силы. |
§29-33,упр.7(1) |
||||||
8 |
|
|
Силы упругости и трения — силы электромагнитной природы. |
§34-38, упр.7(2,3) |
||||||
9 |
|
|
Закон сохранения импульса (ЗСИ). Реактивное движение. |
§39-42, упр.8 |
||||||
10 |
|
|
Работа силы (механическая работа) Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии. |
§43-49, упр.9(1-3) |
||||||
11 |
|
|
Закон сохранения энергии в механике. |
§50-51, упр.9(4,5) |
||||||
12 |
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Механика» |
|
||||||
2. Молекулярная физика и термодинамика- 11 часов |
||||||||||
Учащиеся должны знать/понимать: понятия: — атом, молекула, относительная масса атома, моль, фазовый переход — основные положения молекулярной теории строения вещества; — строение атома; — особенности строения вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии; — условия идеальности плазменного состояния вещества; — физическую суть процесса ионизации. понятия: — стационарное равновесное состояние газа, изопроцесс, изотерма, изохора, изобара. физические величины: — температура, средняя квадратичная скорость, давление газа, значение постоянных Больцмана, Лошмидта, универсальной газовой постоянной, уравнение Менделеева-Клапейрона. законы: — Дальтона, Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, — соотношение между шкалами температур (Цельсия, Кельвина) ; — макроскопические параметры: масса газа, давление, объем, температура; — суть распределения молекул идеального газа по скоростям.
|
Учащиеся должны уметь: — объяснять изменения, происхождение в веществе при фазовых переходах; — приводить примеры плазменного состояния вещества; — указывать границы применения представления об атомах, как неделимых частиц; — определять состав атомного ядра по его заряду и массовому числу. — применять основное уравнение МКТ; уравнение Клапейрона-Менделеева; *- изображать графически изопроцессы в различных координатных осях; — приводить примеры опытов, позволяющих проверить связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой; — указывать границы применимости: — модели идеального газа; — прямо пропорциональной зависимости энергии теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры; — раскрывать влияние молекулярно-кинетической теории на формирование современного мировоззрения; — раскрывать физический смысл: — основного уравнения МКТ; — уравнения Клапейрона-Менделеева; — связи давления газа с его температурой и концентрацией частиц, температуры газа со средней энергией хаотического движения его частиц; — вычислять: — неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Клапейрона-Менделеева или основного уравнения кинетической теории газов; — определять характер изопроцесса по графикам в координатах Р, V; Р, Т и V, Т.
|
|||||||||
13 |
|
|
Основные положения молекулярно-кинетической теории(МКТ) и их опытное обоснование. Решение задач на характеристики молекул и их систем. |
§55-60, упр.11(1-7) |
||||||
14 |
|
|
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура. |
§61-67, упр.11(8-10), упр.12 |
||||||
15 |
|
|
Газовые законы. Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы. |
§68-69, упр.13 |
||||||
16 |
|
|
Реальный газ. Воздух. Пар. |
§70-72,упр.14 |
||||||
17 |
|
|
Твердое состояние вещества. |
§73-74 |
||||||
18 |
|
|
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. |
§75-76,упр.15(1-4) |
||||||
19 |
|
|
Теплопередача. Количество теплоты. |
§77, упр.15(7,10) |
||||||
20 |
|
|
Первый закон термодинамики |
§78-79, упр.15(9) |
||||||
21 |
|
|
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. |
§80-81, упр.15(11,12) |
||||||
22 |
|
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
|
||||||
23 |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика.» |
§ |
||||||
3.Электродинамика- 11часов |
||||||||||
Электростатика – 4 ч. |
||||||||||
Учащиеся должны знать/понимать: понятие: -электростатическое взаимодействие, линии напряженности электростатического поля; физические величины: — электрический заряд, напряженность; законы: — сохранения электрического заряда. Кулона; понятия: — эквипотенциальная поверхность, относительная диэлектрическая проницаемость среды; физические величины: -потенциал, потенциальная энергия заряда, разность потенциалов, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора; — формулы: работы силы электростатического поля, энергии электростатического поля, — строение проводников, диэлектриков и полупроводников
|
Учащиеся должны уметь: — приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы: — существование двух видов (знаков) электрического заряда; описывать их; — закон Кулона; — приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: — электризация тел при их контакте; — раскрывать смысл физических законов и принципов; — законов сохранения электрического заряда. Кулона. — Вычислять: — силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными зарядами в вакууме; — силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле. — сравнивать по аналогии движение электрического заряда в однородном электростатическом поле с движением тела в гравитационном поле; — приводить примеры использования энергии электростатического поля. — вычислять: — работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле (при заданных значениях заряда и разности потенциалов поля); — напряженность однородного электрического поля по известной разности потенциалов между точками, отстоящими друг от друга на известном расстоянии; — заряд и энергию конденсатора по известной электроемкости и напряжению на его обкладках. |
|||||||||
24 |
|
|
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория. Закон Кулона. |
§83-88, упр.16(1,3) |
||||||
25 |
|
|
Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия. Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции. |
§89-92, упр.17(1-2) |
||||||
26 |
|
|
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. |
§93-96 |
||||||
27 |
|
|
Энергетические характеристики электростатического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. |
§97-101, упр.18 |
||||||
Законы постоянного тока – 6 ч. |
||||||||||
Учащиеся должны знать/понимать: понятия: — электрический ток, постоянный электрический ток, сторонние силы. физические величины (по плану): сила тока, ЭДС; — условия возникновения электрического тока; — что принимают за направление тока; — назначение источника тока в цепи; — устройство и принцип действия гальванического элемента. -резистор, дырка, критическая температура; физические величины: -напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, — закон Ома для однородного проводника (участка цепи); — зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры; — закономерности последовательного соединения проводников; — закономерности параллельного соединения проводников; Учащиеся должны уметь: — приводить гидродинамическую аналогию для моделирования последовательного и параллельного соединения проводников; — рассчитывать электрические цепи со смешанным соединением проводников. — устройство, принцип действия и правила включения в цепь амперметра и вольтметра; — закон Ома для замкнутой цепи; — от чего зависит разность потенциалов между полюсами источника тока; — электрический ток в проводиках, жидкостях и газах, плазма; — электронная проводимость металлов. — понятия: электролиты, степень электролитической диссоциации. — явление: электролитическая диссоциация, электролиз. — законы: I и II законы Фарадея. — применение электролиза в технике: гальваностегия, гальванопластика, электрометаллургия, рафинирование металлов понятия: — мощность сторонних сил, полезная мощность; физические величины: — работа электрического тока, мощность электрического тока; — закон Джоуля-Ленца; — принципиальную схему электропередачи от источника к потреблению ; |
Учащиеся должны уметь: — объяснять различие в движении частиц в проводнике в отсутствие и при наличии внешнего электрического поля; — описывать особенности движения заряженной частицы в электролите источника тока; — объяснять, почему разность потенциалов между полюсами источников тока, замкнутого проводником, меньше ЭДС. — вычислять силу тока в проводнике, ЭДС источника тока; — описывать преобразования энергии при протекании электрического тока по проводнику; — объяснять опасность для здоровья человека источников тока, — объяснять равноускоренный характер движения электрических зарядов в однородном проводнике; — приводить механическую аналогию движения заряженных частиц в проводнике; — объяснять гидродинамическую аналогию сопротивления; — объяснять зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры; — находить сопротивление проводника по его вольт-амперной характеристике; — сравнивать значения сопротивлений проводников по их вольт-амперным характеристикам; — решать задачи на применение закона Ома и формулы сопротивления проводника. — раскрывать физический смысл величин работы и мощность электрического тока; — объяснять, на что расходуется энергия направленного движения заряженных частиц в проводнике; — объяснять, почему уменьшение потерь мощности в линиях электропередачи достигается за счет повышения напряжения в передающей электростанции; — решать задачи на расчет работы, мощности электрического тока; на расчет количества теплоты, выделяемого в проводнике с током, закон электролиза.
|
|||||||||
28 |
|
|
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. |
§102-104, упр.19(2-3) |
||||||
29 |
|
|
Схемы электрических цепей. Решение задач на законы Ома для участка цепи. |
§104, № |
||||||
30 |
|
|
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников |
§105, № |
||||||
31 |
|
|
Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. |
§106-108, упр.19(6-9) |
||||||
32 |
|
|
Электрический ток в металлах. Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. |
§109-116, |
||||||
33 |
|
|
Закономерности протекания тока в вакууме. Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях. |
§117-123, упр.20( 5,7) |
||||||
34 |
|
Итоговое тестирование за курс 10 класса |
|
9. Учебно – методический комплект
9.1 Основная литература
-
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н, Физика 10 класс
( классический курс ) , М., Просвещение,2010г.
-
А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике . М., Дрофа ,2006г.
-
Г.Н. Степанова . Сборник задач по физике. М., Просвещение , 2005г.