Рабочая программа по физике для 10 класса ( социально-гуманитарного профиля)

Содержимое материала:

МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы __________

Приказ № ____ от ____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Физика»

10 класс

( социально — гуманитарный профиль)

на 2014 – 2015 учебный год

34 часа в год ( 1час в неделю)

Составитель: Т.А. Кошкина

учитель физики высшей

квалификационной категории

«Рассмотрено» на заседании МО учителей физико – математического цикла протокол №____ от «____»______ 20___г

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________

1. Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • ФЗ «Об образовании в РФ »

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Распоряжение МО Ульяновской области № 929-р от 15.03.2012г. « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».

  • Примерная программа среднего ( полного) общего образования по физике 10 — 11 классы;

Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:

  • на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;

  • на предметном уровне:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В задачи обучения физике входят:

  • — развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • — овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • — усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • — формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

2. Общая характеристика учебного предмета

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

3. Место дисциплины в учебном плане

Курс построен на основе базовой программы. Целесообразность разработки данной программы обусловлена ведением курса в рамках социально – гуманитарного профиля. В рамках учебного предмета «Естествознание» на изучение предмета отводится 34 часа за год (1 час в неделю). В то же время программа разработана таким образом, что включает все основные разделы базовой программы, что позволяет обеспечить выполнение обязательного государственного стандарта среднего (общего) образования. Обеспечение обязательного государственного стандарта в рамках 34 часов по программе за год осуществляется благодаря оптимизации изученного ранее материала, объединения схожих тем, самостоятельного изучения некоторых тем и разделов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универ­сальных способов деятельности и ключевых компетенции. Приоритетами для школьного курса физики на этапе ос­новного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

При преподавании используются:

· комбинированные занятия

· Практические занятия.

· Применение мультимедийного материала.

· Решение экспериментальных задач

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.

  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.

  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации;

— структурирование знаний;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

— умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

— действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в полной средней школе являются:

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

·   смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, электрический ток;

·   смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;

·   смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка и полной электрической цепи, Джоуля-Ленца, Кулона, Фарадея.

уметь

·   описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока;

·   использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

·   представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;

·   выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

·   приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

·   решать задачи на применение изученных физических законов;

·   осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·   обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

·   контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

·   рационального применения простых механизмов;

6. Содержание основной примерной программы:

1. Механика (22 ч)

      Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
      Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
      Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
      Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
      Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
      Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
      Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
      Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
      Фронтальные лабораторные работы
      1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
      2. Изучение закона сохранения механической энергии.

2. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)

      Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
      Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
      Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
      Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
      Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
      Фронтальные лабораторные работы
      3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
      4. Опытная проверка закона Бойля — Мариотта.
      5. Измерение модуля упругости резины.

3. Электродинамика (21 ч)

      Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
      Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
      Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

7. Учебно-тематический план

по предмету «физика» на 34 часа в год

п/п

Наименование раздела, тема

Всего часов

к/р

л/р

1

Механика

12

1

Кинематика материальной точки

5

Динамика

3

Законы сохранения

3

2

Молекулярная физика и термодинамика

11

1

Основы молекулярно-кинетической теории

1

Температура. Энергия теплового движения молекул

1

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

2

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

3

Основы термодинамики

3

3

Электродинамика

11

1

Итого:

34

3

8. Календарно-тематическое планирование

по предмету «физика» на 34 часа в год

Номер урока

Дата

Разделы и темы уроков

Дом. задание

1. Механика- 12 часов

Учащиеся должны знать /понимать:

-физический смысл величин: перемещение, путь, скорость, ускорение, период, угловая скорость, частота вращения, центростремительное ускорение ( по плану); — модель материальной точки; — понятия: механическое движение, кинематика, тело отсчета, траектория, радиус-вектор, законы движения; — законы: равномерного прямолинейного движения, равноускоренного прямолинейного движения, равнозамедленного прямолинейного движения, свободное падение, гармонических колебаний. — смысл принципа относительности Галилея; — суть принципа суперпозиции сил; — физический смысл жесткости пружины и гравитационной постоянной; — физическую суть явлений инерции, перегрузки и невесомости; понятия: — инерциальные системы отсчета, сила действия и противодействия, гравитация; величины:

— масса, сила, сила трения, сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, сила тяжести, вес тела (по плану изучения физической величины); принципы: -инерции, относительности Галилея, суперпозиции; физические явления и законы: — движение по инерции, перегрузки, невесомость, законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон Гука, закон трения скольжения (по плану изучения закона). понятия: — замкнутая система, полная механическая энергия системы, абсолютно неупругий удар, абсолютно упругий удар; Физические величины: — импульс силы, импульс тела, потенциальная энергия, кинетическая энергия, работа, мощность, принцип минимума потенциальной энергии, законы: — сохранения импульса, сохранения механической энергии.

Учащиеся должны уметь:

— находить путь, перемещение, скорость для всех видов движения ( аналитически и графически); — по графику V(t) определять перемещение тела при равномерном прямолинейном движении; — строить графики V(t); а(t) для видов прямолинейного движения; — находить характеристики тел при свободном падении, колебаниях; — находить графически и аналитически место и время встречи; вычислять: — скорость, путь при равноускоренном движении. — приводить примеры опытов, обосновывающих принцип относительности Галилея; — приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон всемирного тяготения; — указывать условия и границы применения второго закона Ньютона, закона Гука; измерять: — коэффициент трения скольжения, жесткость пружины;

— раскрывать смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, Гука; вычислять: -ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; — делать выводы на основе экспериментальных данных, предоставленных таблицей, графиком или диаграммой. — приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон сохранения импульса; -указывать условия и границы применения закона сохранения импульса, закона сохранения механической энергии; — раскрывать физический смысл законов сохранения импульса и энергии; — вычислять скорость тела, используя закон сохранения механической энергии; — делать выводы на основе экспериментальных данных, представлен­ных таблицей, графиком или диаграммой

1

Основные понятия кинематики. Скорость.Равномерное прямолинейное движение(РПД)

§1-8, упр.1

2

Относительность механического движения. Принцип относительности в механике

§9-10, упр.2

3

Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения.( РУПД)

§11-14,упр.3

4

Свободное падение тел- частный случай РУПД

§15-16,упр.4

5

Равномерное движение по окружности (РДО)

§17-19,упр.5

6

Масса и сила. Законы Ньютона. Их экспериментальное подтверждение.

§20-28,упр.6

7

Силы в механике. Гравитационные силы.

§29-33,упр.7(1)

8

Силы упругости и трения — силы электромагнитной природы.

§34-38, упр.7(2,3)

9

Закон сохранения импульса (ЗСИ). Реактивное движение.

§39-42, упр.8

10

Работа силы (механическая работа) Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии.

§43-49, упр.9(1-3)

11

Закон сохранения энергии в механике.

§50-51, упр.9(4,5)

12

Контрольная работа №1 по теме «Механика»

2. Молекулярная физика и термодинамика- 11 часов

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: — атом, молекула, относительная масса атома, моль, фазовый переход — основные положения молекулярной теории строения вещества;

— строение атома; — особенности строения вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии; — условия идеальности плазменного состояния вещества; — физическую суть процесса ионизации. понятия: — стационарное равновесное состояние газа, изопроцесс, изотерма, изохора, изобара. физические величины: — температура, средняя квадратичная скорость, давление газа, значение постоянных Больцмана, Лошмидта, универсальной газовой постоянной, уравнение Менделеева-Клапейрона. законы: — Дальтона, Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, — соотношение между шкалами температур (Цельсия, Кельвина) ; — макроскопические параметры: масса газа, давление, объем, температура; — суть распределения молекул идеального газа по скоростям.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять изменения, происхождение в веществе при фазовых переходах; — приводить примеры плазменного состояния вещества; — указывать границы применения представления об атомах, как неделимых частиц;

— определять состав атомного ядра по его заряду и массовому числу. — применять основное уравнение МКТ; уравнение Клапейрона-Менделеева; *- изображать графически изопроцессы в различных координатных осях; — приводить примеры опытов, позволяющих проверить связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой; — указывать границы применимости: — модели идеального газа; — прямо пропорциональной зависимости энергии теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры; — раскрывать влияние молекулярно-кинетической теории на формирование современного мировоззрения; — раскрывать физический смысл: — основного уравнения МКТ; — уравнения Клапейрона-Менделеева; — связи давления газа с его температурой и концентрацией частиц, температуры газа со средней энергией хаотического движения его частиц; — вычислять: — неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Клапейрона-Менделеева или основного уравнения кинетической теории газов; — определять характер изопроцесса по графикам в координатах Р, V; Р, Т и V, Т.

13

Основные положения молекулярно-кинетической теории(МКТ) и их опытное обоснование. Решение задач на характеристики молекул и их систем.

§55-60, упр.11(1-7)

14

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура.

§61-67, упр.11(8-10),

упр.12

15

Газовые законы. Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы.

§68-69, упр.13

16

Реальный газ. Воздух. Пар.

§70-72,упр.14

17

Твердое состояние вещества.

§73-74

18

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

§75-76,упр.15(1-4)

19

Теплопередача. Количество теплоты.

§77, упр.15(7,10)

20

Первый закон термодинамики

§78-79, упр.15(9)

21

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели.

§80-81, упр.15(11,12)

22

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

23

Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика.»

§

3.Электродинамика- 11часов

Электростатика – 4 ч.

Учащиеся должны знать/понимать: понятие: -электростатическое взаимодействие, линии напряженности электростатического поля; физические величины: — электрический заряд, напряженность; законы: — сохранения электрического заряда. Кулона; понятия: — эквипотенциальная поверхность, относительная диэлектрическая проницаемость среды; физические величины: -потенциал, потенциальная энергия заряда, разность потенциалов, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора; формулы: работы силы электростатического поля, энергии электростатического поля, — строение проводников, диэлектриков и полупроводников

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы: — существование двух видов (знаков) электрического заряда; описывать их; — закон Кулона; — приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: — электризация тел при их контакте; — раскрывать смысл физических законов и принципов; — законов сохранения электрического заряда. Кулона. — Вычислять: — силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными зарядами в вакууме; — силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле. — сравнивать по аналогии движение электрического заряда в однородном электростатическом поле с движением тела в гравитационном поле; — приводить примеры использования энергии электростатического поля. — вычислять: — работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле (при заданных значениях заряда и разности потенциалов поля); — напряженность однородного электрического поля по известной разности потенциалов между точками, отстоящими друг от друга на известном расстоянии; — заряд и энергию конденсатора по известной электроемкости и напряжению на его обкладках.

24

Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория. Закон Кулона.

§83-88, упр.16(1,3)

25

Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия. Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции.

§89-92, упр.17(1-2)

26

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

§93-96

27

Энергетические характеристики электростатического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

§97-101, упр.18

Законы постоянного тока – 6 ч.

Учащиеся должны знать/понимать: понятия: — электрический ток, постоянный электрический ток, сторонние силы. физические величины (по плану): сила тока, ЭДС; — условия возникновения электрического тока; — что принимают за направление тока; — назначение источника тока в цепи; — устройство и принцип действия гальванического элемента. -резистор, дырка, критическая температура; физические величины: -напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, — закон Ома для однородного проводника (участка цепи); — зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры; — закономерности последовательного соединения проводников; — закономерности параллельного соединения проводников; Учащиеся должны уметь: — приводить гидродинамическую аналогию для моделирования последовательного и параллельного соединения проводников; — рассчитывать электрические цепи со смешанным соединением проводников. — устройство, принцип действия и правила включения в цепь амперметра и вольтметра; — закон Ома для замкнутой цепи; — от чего зависит разность потенциалов между полюсами источника тока; — электрический ток в проводиках, жидкостях и газах, плазма; — электронная проводимость металлов.

— понятия: электролиты, степень электролитической диссоциации. — явление: электролитическая диссоциация, электролиз. — законы: I и II законы Фарадея. — применение электролиза в технике: гальваностегия, гальванопластика, электрометаллургия, рафинирование металлов понятия: — мощность сторонних сил, полезная мощность; физические величины: — работа электрического тока, мощность электрического тока; — закон Джоуля-Ленца; — принципиальную схему электропередачи от источника к пот­реблению ;

Учащиеся должны уметь: — объяснять различие в движении частиц в проводнике в отсутствие и при наличии внешнего электрического поля; — описывать особенности движения заряженной частицы в электролите источника тока; — объяснять, почему разность потенциалов между полюсами источников тока, замкнутого проводником, меньше ЭДС. — вычислять силу тока в проводнике, ЭДС источника тока; — описывать преобразования энергии при протекании электрического тока по проводнику; — объяснять опасность для здоровья человека источников тока, — объяснять равноускоренный характер движения электрических зарядов в однородном проводнике; — приводить механическую аналогию движения заряженных частиц в проводнике; — объяснять гидродинамическую аналогию сопротивления; — объяснять зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры; — находить сопротивление проводника по его вольт-амперной характеристике; — сравнивать значения сопротивлений проводников по их вольт-амперным характеристикам; — решать задачи на применение закона Ома и формулы сопротивления проводника. — раскрывать физический смысл величин работы и мощность электрического тока; — объяснять, на что расходуется энергия направленного движения заряженных частиц в проводнике; — объяснять, почему уменьшение потерь мощности в линиях электропередачи достигается за счет повышения напряжения в передающей электростанции; решать задачи на расчет работы, мощности электрического тока; на расчет количества теплоты, выделяемого в проводнике с током, закон электролиза.

28

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи.

§102-104, упр.19(2-3)

29

Схемы электрических цепей. Решение задач на законы Ома для участка цепи.

§104, №

30

Изучение последовательного и параллельного соединений проводников

§105, №

31

Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

§106-108, упр.19(6-9)

32

Электрический ток в металлах. Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.

§109-116,

33

Закономерности протекания тока в вакууме. Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях.

§117-123, упр.20( 5,7)

34

Итоговое тестирование за курс 10 класса

9. Учебно – методический комплект

9.1 Основная литература

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н, Физика 10 класс

( классический курс ) , М., Просвещение,2010г.

  1. А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике . М., Дрофа ,2006г.

  2. Г.Н. Степанова . Сборник задач по физике. М., Просвещение , 2005г.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей