Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г.

Содержимое материала:

Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс», 2015 г., а также примерной программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного материала

Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

—  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 — владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 -готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

 -овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 -расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; — готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/уметь:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Содержание учебного предмета

История Древнего мира (70ч)

Введение (1)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)

Первобытные собиратели и охотники (3ч)

Понятие «первобытные люди». Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Овладение огнем.

Охота как главное занятие. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии.

Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон­чарство, прядение, ткачество. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов.

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Появление неравенства.

Тема 2. Древний Восток. (21)

Древний Египет(8ч)

Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян.

Искусство древних египтян.

Западная Азия в древности (8ч)

Двуречье в древности. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи.

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа.

Ассирийская держава. Ассирийские завоевания. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения.

Образование Персидской державы.

Индия и Китай в древности (6ч)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Древнейшие города. Представление о кастах. Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане.

Тема 3. Древняя Греция. (22ч)

Древнейшая Греция (5ч)

Местоположение и природные условия.

Критское царство.

Микенское царство. Сведения о войне с Троянским цар­ством. Мифы о начале Троянской войны.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8ч)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита. Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Законы Драконта. Понятие «демос».

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия.

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны.

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5ч)

Афинский морской союз.

Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон.

Образование афинян. Афинские гимнасии. Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра.

Афинская демократия в V в. до н. э.

Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3ч)

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Поход Александра Македонского на Восток. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти.

Повторение (1)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп­равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп­равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 4. Древний Рим (19 ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)

Местоположение и природные особенности Италии. На­селение

Легенда об основании Рима.

Возникновение республики. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья(3ч)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.

Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны в Риме (4ч)

Земельный за­кон Тиберия Гракха.

Крупнейшее в древности восстание рабов.

Возвышение Цезаря. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Окончание гражданских войн.

Могущество Римской империи (5ч)

Территория империи. Поня­тие «варвары».

Нерон и Се­нека.

Возникновение христианства. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Правление Трояна.

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (3ч)

Вторжения варваров. Правление Константина. Основание Константинополя.

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами.

Итоговое повторение (1)

  • Формы контроля

  • Беседа.

  • Анализ схем

  • Анализ источника , работа по карточкам .

  • Работа с картой, документами.

  • Представление презентации.

  • Заполнение таблицы

  • Написание конспекта.

  • Тестирование

Тематическое планирование по истории

п/п

Тема урока

Кол – во часов

1

Введение

1

2

Древнейшие люди.

1

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

6

Появление неравенства и знати.

1

7 – 8

Счёт лет в истории.

Повторение по теме «Древнейшие люди».

2

9

Государство на берегах Нила.

1

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

11

Жизнь египетского вельможи.

1

12

Военные походы фараонов.

1

13

Религия древних египтян.

1

14

Искусство Древнего Египта.

1

15

Письменность и знания древних египтян.

1

16

Повторение по теме «Древний Египет».

1

17

Древнее Двуречье.

1

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

19

Финикийские мореплаватели.

1

20

Библейские сказания.

1

21

Царство Давида и Соломона.

1

22

Ассирийская держава.

1

23

Персидская держава «царя царей».

1

24

Повторение по теме «Персидская держава».

1

25

Природа и люди Древней Индии.

1

26

Индийские касты.

1

27

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

28

Первый властелин единого Китая.

1

29

Повторение по теме «Древняя Индия и Китай».

1

30

Греки и критяне.

1

31

Микены и Троя.

1

32

Поэма Гомера «Илиада».

1

33

Поэма Гомера «Одиссея».

1

34

Религия древних греков.

1

35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

36

Зарождение демократии в Афинах.

1

37

Древняя Спарта.

1

38

Основание греческих колоний.

1

39

Олимпийские игры в древности.

1

40

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

41

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

42

Повторение по теме «Древняя Греция».

1

43

В гаванях афинского порта Пирей.

1

44

В городе богини Афины.

1

45

В афинских школах и гимнасиях.

1

46

В театре Диониса.

1

47

Афинская демократия при Перикле.

1

48

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

49

Поход Александра Македонского на Восток.

1

50

В древней Александрии Египетской.

1

51

Повторение по теме «Александр Македонский».

1

52

Древнейший Рим.

1

53

Завоевание Римом Италии.

1

54

Устройство Римской республики.

1

55

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н.э.).

1

56

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2-м веке до н.э.

1

57

Рабство в Древнем Риме.

1

58

Земельный закон братьев Гракхов.

1

59

Восстание Спартака.

1

60

Единовластие Цезаря.

1

61

Установление империи в Риме.

1

62

Соседи Римской империи в первые века нашей эры.

1

63

В Риме при императоре Нероне.

1

64

Повторение по теме «Римская империя».

1

65

Первые христиане и их учение.

1

66

Расцвет Римской империи во 2-м веке.

1

67

«Вечный город» и его жители».

1

68

Римская империя при Константине.

1

69

Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане.

1

70

Повторение пройденного.

1

Приложение № 1

Календарно – тематическое планирование по истории Древнего мира в 5 классе (70 часов)

п/п

Тема урока

Кол – во часов

Дата проведения

план

факт

1

Введение

1

2

Древнейшие люди.

1

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

6

Появление неравенства и знати.

1

7 – 8

Счёт лет в истории.

Повторение по теме «Древнейшие люди».

2

9

Государство на берегах Нила.

1

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

11

Жизнь египетского вельможи.

1

12

Военные походы фараонов.

1

13

Религия древних египтян.

1

14

Искусство Древнего Египта.

1

15

Письменность и знания древних египтян.

1

16

Повторение по теме «Древний Египет».

1

17

Древнее Двуречье.

1

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

19

Финикийские мореплаватели.

1

20

Библейские сказания.

1

21

Царство Давида и Соломона.

1

22

Ассирийская держава.

1

23

Персидская держава «царя царей».

1

24

Повторение по теме «Персидская держава».

1

25

Природа и люди Древней Индии.

1

26

Индийские касты.

1

27

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

28

Первый властелин единого Китая.

1

29

Повторение по теме «Древняя Индия и Китай».

1

30

Греки и критяне.

1

31

Микены и Троя.

1

32

Поэма Гомера «Илиада».

1

33

Поэма Гомера «Одиссея».

1

34

Религия древних греков.

1

35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

36

Зарождение демократии в Афинах.

1

37

Древняя Спарта.

1

38

Основание греческих колоний.

1

39

Олимпийские игры в древности.

1

40

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

41

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

42

Повторение по теме «Древняя Греция».

1

43

В гаванях афинского порта Пирей.

1

44

В городе богини Афины.

1

45

В афинских школах и гимнасиях.

1

46

В театре Диониса.

1

47

Афинская демократия при Перикле.

1

48

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

49

Поход Александра Македонского на Восток.

1

50

В древней Александрии Египетской.

1

51

Повторение по теме «Александр Македонский».

1

52

Древнейший Рим.

1

53

Завоевание Римом Италии.

1

54

Устройство Римской республики.

1

55

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н.э.).

1

56

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2-м веке до н.э.

1

57

Рабство в Древнем Риме.

1

58

Земельный закон братьев Гракхов.

1

59

Восстание Спартака.

1

60

Единовластие Цезаря.

1

61

Установление империи в Риме.

1

62

Соседи Римской империи в первые века нашей эры.

1

63

В Риме при императоре Нероне.

1

64

Повторение по теме «Римская империя».

1

65

Первые христиане и их учение.

1

66

Расцвет Римской империи во 2-м веке.

1

67

«Вечный город» и его жители».

1

68

Римская империя при Константине.

1

69

Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане.

1

70

Повторение пройденного.

1

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей