Содержимое материала:
МБОУ ДОД « ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА им. ШЕНДЕРЕВА Г. Г.»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Адрес: 298000
Республика Крым, г. Судак, ул. Ленина,д.42
Тел: (06566)2-23-62
Открытый урок
«Работа над крупной формой в классе фортепиано (вариации)».
Провела: Лычёва Т. В.
Преподаватель 1 категории
С У Д А К
Тема урока
«Работа над крупной формой в классе фортепиано».
Урок с учащейся 8 класса Барановой Анастасией
Тип урока: комбинированный.
Цель: Совершенствование знаний и исполнительских навыков на примере изучаемого произведения М. Глинка Вариации на тему романса «Среди долины ровныя»
Задачи:
— Образовательные: осознанное восприятие цикла «Вариации» как одно целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей русской музыки, работа над выразительностью исполнения.
— Развивающие: развитие интеллекта — памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма».
— Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.
Методы:
— словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения);
— наглядный (прослушивание музыкального материала, просмотр видеозаписи исполнения данного произведения, просмотр фотокопий репродукций картин, изображающих сцены из сельской жизни для представления характера мелодии);
— практический (работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).
Структура урока:
-
Вступительная часть:
2. Основная часть:
— работа над произведением:
тема,
1 вариация,
2 вариация,
3 вариация,
4. вариация,
5. вариация.
3. Заключительная часть:
— итог урока;
— домашнее задание.
Приемы и методы
-
Вступительная часть
-
(цель и ход работы).
Словесный, наглядный (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой: проигрывание педагогом данного произведения, просмотр, прослушивание видеозаписи исполнения произведения, демонстрация фотокопий картин).
2. Основная часть (работа над произведением).
Словесный, ритмический, артикуляционный: силовой вариант, многократное повторение, способ постепенного удлинения при работе над регулировкой звучности, над выразительностью деталей.
Методы для выучивания на память музыкального текста: мысленная игра, игра в медленном темпе, игра с опорных пунктов.
3. Заключительная часть (итог урока, домашнее задание).
Словесный, наглядный.
Учебно – методический комплекс:
1. Фортепиано,
2. Ноутбук,
3. Иллюстративный материал (фотокопии картин, видеозаписи, нотный текст).
Ход урока:
1. Вступительная часть
Изучение произведений крупной формы позволяют учащимся осознать основы и закономерности строения и развития музыкального материала, стилевые особенности эпох. Специфическая особенность фортепианного обучения заключается в том, что мыслительная деятельность протекает в процессе исполнительского освоения произведения, когда учащийся не только умозрительно, но и посредством практических действий оперирует музыкальным материалом. Работа над произведением — определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения — все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.
2. Основная часть.
Работа над произведением.
Прослушивание и просмотр видео и фотоматериала.
Исполнение произведения ученицей.
Тема. Сложна в плане исполнения. Нелегко добиться совершенного legato. Необходимо научиться слышать длинную фразу, вести мелодическую линию, почувствовать образ и широту мелодии (слушаем оригинал романса М. Глинки «Среди долины ровныя»). Добиваемся целостности в исполнении мелодической линии.
1 вариация. Имеет полифоническое строение. Тема проходит в басу, рельефно выделяясь на фоне верхнего голоса. При проучивании вариации — один голос поем, другой играем. Добиваемся выразительного исполнения.
2 вариация. Канон — мужественный, энергичный. Принцип проучивания тот же: один голос поем, другой — играем и наоборот. Добиваемся умения слышать параллельные голоса.
3 вариация. Фактурная, сложна в пианистическом отношении. Проучиваем в медленном темпе крепкими пальцами, двойными репетициями, разбиваем пассажи на звенья, постепенно их объединяем. Середину проучиваем различными способами — отдельно правую руку замахом, второй голос пропеваем, ведущий голос играем весом руки «тяжело», звуки сопровождения «мягко переступающими» пальцами, на staccato, руку собираем к 5 пальцу. В конце вариации появляется тема в сокращении на фоне аккордов. Необходимо распределить вес в пальцах, чтобы звучание было естественным и звуки темы не потерялись в аккордах. Также для выразительного исполнения важную роль играет развитие образа, педаль, цезуры, темп в произведении. Добиваемся создания целостного образа.
4 вариация Сложная в ритмическом плане. Септоли сочетаются триолями и квартолями. При этом в аккомпанементе 3-хдольный размер.
5. вариация Характер торжественный, бравурный. Добиваемся яркого, выразительного исполнения, отрабатывая штрих marcato.
Исполняем произведение полностью, с учетом отработанных трудностей, технических моментов, нюансов динамики, штрихов.
3. Заключительная часть.
Итог урока.
После исполнения произведения педагог с ученицей рассуждают над вопросами: что происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют цезуры, динамические оттенки, тембр, ритм. В чем особенность русской музыки.
Таким образом — средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.
При изучении произведения ученик осознает стилевые особенности русской музыки, проникает в понимание интонации, полифонии, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро-ритмические особенности.
Домашнее задание:
отработать каждый раздел в произведении предложенными приемами, достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.
Список литературы:
-
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М., 1961.
-
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избр. Труды в 2-х томах. М., 1985.
-
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. — М., 1984.
-
Тагильцева Н.Н. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей. — М., 2002.
Нотный материал: М. Глинка Вариации на тему романса «Среди долины ровныя».