Расчет пути и времени урок физики в 7 классе

Содержимое материала:

7 класс. 18.10.07 год.

Тема : Расчет пути и времени движения.

Урок :Блиц-турнир

Цель урока: научить формулировать четкие ответы на качественные задачи, уметь пользоваться формулами; развивать навыки чтения графиков; способствовать воспитанию взаимовыручки в группе.

Развивающая цель: развитее познавательных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

Воспитательная цель: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Ход урока.

  1. Оргмомент – 2 мин.

  2. Проведение игры.

а) Знакомство с правилами игры – 2 мин.

Класс делится на пять команд. Каждая команда выбирает капитана. Пе­ред каждым заданием капитаны команд вытаскивают, не глядя, карточку с заданием. Далее все члены команды обсуждают решение и оформляют его в тетрадях. Один участник защищает эту версию на доске.

Доска разделена на пять частей, таким образом, все пять команд могут работать одновременно.

б) проведение блиц турнира.- 30 – 35 мин.

Первое задание.

1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится эта книга относительно: а) рельсов; б)стола?

2. Как движется токоприемник, расположенный на крыше вагона элек­тропоезда, относительно:

а)вагона;

б) контактного провода?

3. Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел они находятся в это время в покое и относительно каких тел движутся?

4.Сидящий на вращающемся «чертовом колесе» видит, что колесо от­носительно него неподвижно, а деревья и строения движутся. С каким те­лом в данном случае связана система отсчета?

5. Рассмотрите движение концов минутной и часовой стрелок. Что меж­ду этими движениями общего? Чем они отличаются друг от друга?

Второе задание.

1.За какое время плывущий по течению реки плот пройдет 15км, если

скорость течения 0,5.м/с?

2. В течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 12км/ч. Какой путь он прошел за это время?

3. За какое время пройдет автомобиль «Жигули» путь 2км, если его ско­рость 60м/с?

4. Страус бежит со скоростью 22м/с. Какой путь он пробежал за 1 мин

5. Черепаха проползла 5м. Как долго длилось ее путешествие, если ее скорость 0,1 м/с?

Третье задание.

По графику скорости определить путь, пройденный телом за 4с, и пока­зать этот путь на графике штриховкой.

I, с

Четвертое задание.

1. Скорость зайца 15м/с, а скорость дельфина 18км/ч. Кто из них быст­рее?

2. Скорость тепловоза 28м/с, а автомобиля Збкм/ч. Что из них быстрее?

3. Скорость электровоза 25м/с, а скорость автомобиля «Москвич» 108км/ч. Что из них быстрее?

4.Скорость скворца 72км/ч, а скорость велосипедиста 25м/с. Кто из них

быстрее?

5. Миша бежит со скоростью 18км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12м/с. Догонит ли Миша Сашу?

Пятое задание.

По графикам I и II путей двух равномерно движущихся тел определить скорость каждого тела. У какого тела скорость больше? Ответ обосновать.

‘, с

3. подведении итога урока.

Проводится анализ работы команд, выставляются оценки.

Уровень 1

Вариант I

1.Какое из приведенных тел обладает большей внутренней энергией:

1 л воды при 20 °С или 1 л воды при 100 °С?

2.Объясните, почему батареи отопления ставят обычно внизу под ок­нами, а не вверху?

3. Продукты положили в холодильник. Как изменилась их внутренняя энергия?

Вариант II

1. Какие из перечисленных явлений относятся к механическим, а какие -к тепловым: а) падение тела на землю; б) испарение воды; в) движе­ние автомобиля; г) нагревание спутника при спуске в плотных слоях атмосферы?

2. Из какой посуды удобнее пить горячий чай: из алюминиевой кружки или фарфоровой чашки? Почему?

3. В каком случае можно получить большее количество теплоты: сжи­гая 1 кг дров или 1 кг торфа?

Уровень 2

Вариант I

1 Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?

2.Какое количество теплоты необходимо для нагревания 1 кг стали на

2 °С?

3. При полном сгорании сухих дров выделилось 50 МДж энергии. Ка­кая масса дров сгорела?

Вариант II

1. Что быстрее остынет: стакан компота или стакан киселя? Почему?

2. Рассчитайте количества теплоты, необходимое для нагревания алю­миниевой ложки массой 50 г от 20 °С до 90 °С.

3. Какое количество теплоты выделяется при полном сгорании кероси­на объемом 5 л?

Уровень 3

Вариант I

. I. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же темпе­ратуры?

2. На сколько градусов Цельсия нагреются 3 кг воды, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании 10 г спирта, пошла на ее нагре­вание?

3. На сколько градусов должна остыть кирпичная печь массой 1,5 т, чтобы нагреть воздух в комнате объемом 50 м3 от 8 °С до 18 °С?

Вариант II

1. На вершине горы высотой 4000 м вода закипает при температуре 86 °С. Объясните это.

2. Сколько воды можно нагреть от 10 °С до 60 °С, если на ее нагрева­ние пошла половина энергии, полученной в результате сгорания 40 кг каменного угля?

3. Сколько кипятка нужно долить в сосуд, содержащий 2 кг воды при температуре 35 °С, чтобы температура в сосуде увеличилась до 65 °С?

Уровень 4

Вариант I

1. В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время?

2. В 200 г воды при 20 °С помещают 300 г железа при 10 °С и 400 г ме­ди при 25 °С. Найдите установившуюся температуру.

3. Сколько воды можно нагреть от 20 °С до 70 °С, используя теплоту, выделившуюся при полном сгорании 0,42 кг сухих дров?

вариант II

1. Почему реки и озера нагреваются солнечными лучами медленнее, чем суша?

2. В холодную воду массой 300 г, имеющую температуру 10 °С, опус­кают нагретый в кипящей воде медный брусок массой 1 кг. Какой станет температура воды?

3. Сколько дров необходимо сжечь для того, чтобы нагреть 50 л воды в железном котле массой 10 кг от 15 °С до 65 °С? Потерями тепла пре­небречь.!

8 класс 16.10.07год..

Урок-конкурс умников и умниц по теме «Тепловые явления»

Цели: обобщить, повторить материал по теме «Тепловые явления»; раз­вить устную речь учащихся; развить коммуникативные способности.

Развивающая цель: развитее познавательных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

Воспитательная цель: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры

Ход урока

I. Оргмомент.- 2 мин

II. Вступительное слово учителя – 1 мин.

III. Правила игры – 2 мин.

Организаторы (2-3 ученика во главе с учителем) готовят:

• Ордена «умников» по числу вопросов;

• Дорожки трех цветов (с клетками — квадратами);

• Вопросы и задания.

Красная дорожка состоит из двух квадратов, желтая — из трех, зеленая -из четырех.

Выявляем троих «умников». Учащиеся отвечают на «отборочные» во­просы. За полный и правильный ответ ученик получает орден «умника». Три владельца наибольшего числа орденов разыгрывают дорожки. Особен­ности дорожек:

• на красной дорожке — игрок не должен ошибаться, ему задают всего один вопрос;

• на желтой дорожке — должен верно ответить на один из двух предложенных вопросов, он имеет право на одну ошибку;

• на зеленой дорожке игрок должен ответить правильно хотя бы на один из трех вопросов.

Игрок первым прошедший свою дорожку становится «умником» и са­дится на «трон». Оставшиеся два игрока присоединяются к «теоретикам». Далее игра идет между умниками.

Участники игры получают оценки в журнал.

IV.Отборочные вопросы

1. Если в летний солнечный день измерить температуру голой почвы и находящейся неподалеку почвы, покрытой растениями, то окажется, что голая почва нагрета сильнее. Но если же в этих местах измерить темпера­туру почвы ночью, то, наоборот, почва под растениями будет иметь более высокую температуру, чем голая. Объясните почему. {Растения задержи-

вают значительную часть солнечных лучей, поэтому почва под ними днем нагревается меньше, чем голая почва. Ночью, когда температура воздуха существенно понижается, растения предохраняют почву от интенсивного излучения и она охлаждается не так сильно, как голая.)

2. Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги? (Холодный воздух более тяжелый и поэтому всегда находится у пола.)

3. Ящерицы и некоторые другие мелкие животные, обитающие в пустынях , в самое жаркое время дня часто забираются на верхушки кустарников. Прочему? (В жаркое время дня песок в пустынях так сильно нагревается, что даже на высоте пяти сантиметров от его поверхности температура бывает ниже на несколько градусов.)

4. Даже в тихую погоду, когда ветер не шевелит листьев, осина не остается в покое. Ее листочки все время дрожат. Почему? (Даже в самую тихую погоду над землей движутся вертикальные потоки воздуха. Теплые струи поднимаются вверх, холодные опускаются. Листья осины, имеющие •тонкие длинные черешки, чувствительны к самым незначительным перемещениям воздуха.)

5. В стихотворении А. С. Пушкина «Кавказ» есть такие слова: «Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне». Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, па­рящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при ЭТОМ крыльями. (Нагретый у земли воздух поднимается на значительную высоту.. Эти теплые потоки воздуха ударяются снизу в распростертые крылья птицы и поддерживают ее.)

6. Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в воде с вечно плаваю­щими льдами, постоянно сохраняют высокую температуру тела (38-40 °С)? (У этик животных существует подкожный жировой слой, который пре­пятствует быстрой потере тепла (жир, как известно, относится к пло­хим проводникам тепла).)

7. Почему северные олени не замерзают даже в большой мороз? Что за­щищает их от холода? (Оказывается, у оленя надувная шерсть, пустоте­лые шерстинки наполнены воздухом. Поскольку воздух плохо проводит те-«ЯО, то такая шерсть хорошо защищает оленя от холода.)

8. Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время находится в холодной воде и при этом не переохлаждаются? (Грудь и брюш-

ко то есть части тела, которые бывают погружены в воду, покрыты у утки густым пухом, который сверху плотно прикрыт перьями, защищаю­щими пух от воды. Благодаря пуховому покрову тело утки окружено слоем теплого воздуха и не соприкасается непосредственно с холодной водой. Охранению тепла помогает также подкожный слой жира, который у водоплавающих птиц развит сильнее, чем у сухопутных.)

9. С какой целью кусты малины в северных районах пригибают на зиму к земле? (Снежный покров предохраняет малину от вымерзания.)

10.Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерева, глухари, рябчики, куропатки и др.) зарываются в снежные сугробы и там проводят иногда по нескольку суток? (Снег является плохим проводником тепла, поэтому снежный покров во время больших морозов и метелей защищает птиц от замерзания.)

11. Какова нормальная температура тела человека и домашних живот­ных? (Температура тела здорового человека 36,6 °С. Независимо от кли­матических условий и места обитания температура тела здоровых жи­вотных и птиц должна быть следующая: лошади — 38 °С, коровы — 38,5-39,5 °С, курицы и индейки — 41 «С, утки и гуся — 41,5 °С.)

12. Почему утки в сильный мороз охотно лезут в воду? (Температура воды в сильный мороз значительно выше температуры окружающего воз­духа, поэтому в воде птица будет охлаждаться меньше, чем на воздухе.)

13. Зимой на сильном ветру нам гораздо холоднее, чем в затишье. Будет ли при этом разница в показаниях температур? (И на ветру и в затишье показания термометра будут одинаковы, так как температура воздуха одна и та же, но человеку теплее в затишье потому, что слой воздуха, прилегающий непосредственно к телу, нагревается его теплом и предо­храняет от дальнейшего охлаждения. При ветре же такой слой удер­жаться не может и холодный воздух все время обтекает кожу, сильно охлаждая ее.)

14. Как греются в мороз дикие утки? (Утки ныряют в полынью ко дну водоема. Там температура воды держится около +4°С.)

V. Вопросы для определения дорожки

1. Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате. (Объясняется это тем, что уши у лисиц являются органами, отводящими тепло от тела животного. Так как на севере необходимо уменьшить теплоотдачу, то в процессе биологического отбора наиболее приспособились к жизни в условиях Крайнего Севера лиси­цы с меньшими ушами.)

2. Почему опасна для растений гололедица? (Лед по сравнению со сне­гом примерно в 20 раз лучше проводит тепло, поэтому под ледяной коркой растения вымерзают.)

VI.Вопросы для состязания умников

• Для игрока на красной дорожке:

1. Простейший парник — это плотно сколоченный ящик, в который на­сыпана земля. Одна сторона заклеена. Солнечные лучи одинаково нагрева-

вают парник и окружающую его землю. Однако температура в парнике будет значительно выше, чем температура вне его. Откуда же берется дополни- тепло? (Лучи Солнца почти не нагревают атмосферу. Они поглощаются поверхностью земли, а затем земля излучает тепловые невидимые , которые нагревают воздух. Солнечные лучи, проходя через стекло, на землю. Для инфракрасных лучей, испускаемых землей, стекло мало проницаемо. Кроме того, стекло препятствует испарению воды из почвы и тем самым задерживает теплоту, которая затрачивается на испарение.)

игрока на желтой дорожке:

1. Путники суровой зимой разожгли костер. Над костром устроили примитивный полог: натянули кусок парусины, чтобы он задерживал тепло и отбрасывал его вниз, — способ, хорошо известный людям которые учатся физики у природы. Почему теплый воздух поднимается вверх? (Теплый имеет меньшую по сравнению с окружающим воздухом плотность, действием архимедовой силы он поднимается вверх.)

. 2. Перед тем как взлететь, ночная бабочка довольно долго подрагивает крылышками. Почему? (Бабочка «разогревается», подобно спортсмену, делающему разминку перед стартом. Часть совершаемой ею механиче­ской работы идет на увеличение внутренней энергии.)

Для игрока на зеленой дорожке:

1. Предшественница электрической лампочки — керосиновая лампа —временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось черное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает Черное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят? (Электрическая лампочка нагревает окружающий воздух. Возникает конвекционный поток вверх, содержащиеся в воздухе пылинки прилипают к потолку. образуя пятно над лампой.)

2. В трудных условиях приходится работать сталеварам, имеющим дело ; расплавленным металлом. Его горячее дыхание буквально обжигает человек. Казалось бы, что для облегчения условий труда костюмы должны Изготавливаются из материалов с низкой теплопроводностью. Между тем на самом деле спецодежда металлургов часто покрывается тонким слоем

па — великолепного проводника тепла. С какой целью так поступают? передача тепла от раскаленного металла к человеку происходит главным образом через излучение. Максимум энергии излучения при температуре металла несут инфракрасные лучи, которые, как и вообще электромагнитные волны, очень сильно отражаются металлами.)

3.На коробке лежит папироса. Она дымится с обоих концов. Но дым, выходящий через мундштук, опускается вниз, между тем как с другой сто-

1 он вьется вверх. Почему? (Да, дым один и тот же, но над тлеющим концом папиросы имеется восходящее течение нагретого воздуха .Воздух же, проходящий вместе с дымом через мундштук, успевает охладится и не увлекается уже вверх, а так как частицы дыма сами по себе тяжелее воздуха, то они и опускаются вниз.)

VII. Выполнение самостоятельной работы по уровням в рабочих тетрадях. Четыре ученика у доски решают свои задачи, объясняя свои действия и этапы решения..

VIII. Награждение победителей. Учитель выставляет оценки за урок.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей