Содержимое материала:
РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ
Тема: Роль прилагательных-антонимов в речи
Цели:
— обогащение словарного запаса обучающихся;
– развивается умение наблюдать за ролью прилагательных-антонимов в речи, выявлять комический эффект столкновения антонимов-прилагательных в одном контексте;
– развитие чувства языка и понимания природы комического на основе работы с антонимами-прилагательными.
— развитие коммуникативных навыков при работе над темой урока
— развитие навыков самооценки
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Оборудование:
— учебник «Русский язык» 4 класс (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
— индивидуальные карточки со словарными словами
— карточки со словами для задания «Игра «Разведчики»
— анкета для самооценки (индивидуальная)
— картинка «Яблоня» для самооценки (индивидуальная)
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
1 2 3 1 – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Словарная работа. (Ученики в классе разделены на 4 группы равного состава.) 1. Запись словарных слов «по вертушке». 1 группа: алмаз, газета, карниз, копыто, ладонь, легкий, десерт, забота, пальто, металл 2 группа: копейка, престиж, путешествие, тяжёлый, камыш, корабль, истина, ремонт, свитер, прогресс 3 группа: конструкция, лепесток, решение, рояль, кабинет, чёрный, профессия, простор, коридор, памятник 4 группа: лаборатория, карнавал пианино, корзина, капитан, белоснежный, концерт, матч, конструктор, простор 2. Подчеркнуть изученные орфограммы в словах. (дополнительное задание: определить склонение имен существительных) 3. Найдите среди слов «лишнее». Один ученик из группы пишет слово на доске и объясняет, почему оно «лишнее». (легкий, тяжелый, черный, белоснежный) Это прилагательные, а остальные слова – имена существительные. Второй ученик из группы разбирает слово по составу. Все ученики работают в тетрадях. |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
II. Формулирование проблемы.
|
1 3 3 – Назовите слова, которые мы выписали. — Сформулируйте, о чем мы будем говорить на уроке? — Какие пары можно создать из этих прилагательных? (легкий-тяжелый, черный-белоснежный) — Какие они по смыслу? (противоположные) — Как называют в русском языке такие слова? (слова-антонимы) — Уточните тему урока. (на уроке мы будем говорить о прилагательных-антонимах и их роли в тексте, в речи) – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) — В ходе урока каждая группа будет заполнять схему. Как ее можно озаглавить? (Роль прилагательных-антонимов) |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
|
III. Развитие умений. |
— Составьте предложения с этими именами прилагательными-антонимами так, чтобы они оба были в одном предложении. (Например: Уголь черный, а сахар белоснежный. Кролик легкий, а слон тяжелый.) Запишите эти предложения, подчеркните прилагательные –антонимы. —Какую роль выполняют прилагательные-антонимы? (противопоставляют предметы по их признакам) (в таблицу заносят термин) 2. Работа по учебнику. Упр. 204 – выявляется приём создания комического в стихотворении. (проводится работа над стихотворением «Людоед и Принцесса» Г.Сапгира, текст у каждого ученика) Примечание. Автор использует прилагательные-антонимы ужасный – прекрасный для создания комического эффекта. П Приём противопоставления образов, картин называется антитезой. (Ученики заносят в таблицу термин «антитеза») 3. Запись пословиц. На доске записаны пословицы, в которых пропущено имя прилагательное-антоним. Дети договаривают, а потом записывают подходящее слово на «листе гипотез» по группам. Хороша вещь, когда новая, а друг –когда … ( старый). Лучше горькая правда, чем … (сладкая) ложь — Назовите имена прилагательные-антонимы, подчеркните их. – Объясните орфограмму в словах вещь, ложь, обозначьте графически. 4. Работа с карточкам. Игра «Разведчики» — Сейчас каждая группа получит 2 карточки: на одной прилагательные-антонимы, на другой имя существительное. Вам нужно составить верные словосочетания. 1группа: свежий-чёрствый + рубашка 2 группа: свежий-старый + ветер 3 группа: свежая-грязная + хлеб 4 группа: свежий-теплый + журнал (В результате получаются словосочетания: свежий-черствый хлеб, свежий-старый журнал, свежая-грязная рубашка, свежий-теплый ветер) — Что заметили? ( Повторяется прилагательное свежий) — Какова же роль антонимов в этом случае? (антонимы уточняют значение слова) — Запишите эту роль в нашу таблицу. 5. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. Упр. 206 – наблюдение над строением предложения, части которого содержат антонимы-прилагательные, а также конструирование предложений на основе антонимических противопоставлений. Ученики выполняют задание устно самостоятельно по «шагам». Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. — Какова роль прилагательных антонимов в этом случае? (Они делают нашу речь выразительней) — Запишите эту роль в нашу таблицу. Упражнение 206 вы будете письменно выполнять дома. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
IV. Итог урока. Рефлексия.
|
4 4 – Преобразуйте тему урока в вопрос. (Для чего антонимы используются в речи?) Ученики вывешивают на доску свои таблицы. (Употребление антонимов делает речь более выразительной, уточняет значение слов, противопоставляет предметы по их признакам, усиливает эмоциональность речи, столкновение антонимов создаёт комический эффект-антитезу.) — У каждого ученика анкета с вопросами по самооценке работы на уроке. Оцените себя. — А теперь раскрасим яблочки на «яблоньке успеха». Зеленый цвет – «отлично», Желтый цвет – «хорошо», красный цвет – «не все удалось, есть, к чему стремиться» Ц – яблоко выполнения цели урока П – яблоко правильности И – яблоко интереса Д – яблоко дружбы А – яблоко аккуратности |
|
V. Домашнее задание. |
1. Упр. 206
|
|
-
Анкета
Приложение:
Словарные слова:
Алмаз
Багровый
Багряный
Вдвоём
Ветреный
Внутри
Впервые
Газета
Десерт
Желтый
Забота
Иногда
Истина
Истинный
Кабинет
Камыш
Капитан
Карнавал
Карниз
Клеить
Колено
Компания
Конструктор
Конструкция
Концерт
Копейка
Копыто
Корабль
Корзина
Коридор
Костёр
Лаборатория
Ладонь
Лепесток
Лиловый
Матч
Металл
Наверное
Надолго
Нарочно
Несколько
Обаяние
Облако
Озорной
Отчаяние
Падеж
Пальто
Памятник
Песчаный
Пианино
Пожалуйста
Понимать
Пополам
Поровну
Престиж
Прогресс
Происшествие
Простор
Профессия
Процесс
Путешествие
Развиваться
Ремонт
Решение
Рояль
Свитер
Лёгкий
Тяжёлый
Чёрный
Белоснежный
© ООО «Баласс», 2015 8