Содержимое материала:
Тема: Символика России. Герб.
Цели:
-
Образовательная: обобщить материал по истории России конца ХV – начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства, показать связь между государственным символом и историей государства;
-
Развивающая: развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать и синтезировать материал, выстраивать причинно-следственные связи, развитие творческих способностей учащихся;
-
Воспитательная: привлечь внимание и пробудить интерес к истории Российского герба, воспитание патриотизма.
Материалы и оборудование:
-
Изображение герба Российской Федерации;
-
Таблица “Рисунки государственного орла” (для каждого учащегося).
-
Приложение 1;
Карта “Образование Русского централизованного государства”;
Презентация к уроку.
Эпиграфы к уроку:
Символ – художественный образ, воплощающий какую-то идею. (Словарь иностранных слов)
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,
Двуязычный, двухголовый,
Всероссийский наш орел. (В.С. Курочкин -поэт начала ХХ века)
(Слова второго эпиграфа “Гербовый, двуязычный, двухголовый, всероссийский наш орел” закрыты листом ватмана).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня урок у нас не совсем обычный. Мы постараемся применить знания, полученные на занятиях и на основе их обобщить материал по истории ХV – ХVI веков, который мы с вами только что прошли.
В конце урока мы должны ответить на вопрос, вынесенный в тему: в чем причины изменения Российского герба? А для аргументированного ответа на этот вопрос нам необходимо будет найти общее и различия в политике трех государей Ивана Ш, Василия Ш, Ивана IV.
Таким образом, обобщить материал нам поможет герб России, на современный вариант которого вы уже обратили внимание.
Изучая русскую историю, мы постоянно сравниваем исторический путь России и Западной Европы, задаем вопросы – почему у нас – так, а у них по-другому? Эти вопросы волновали русских людей во все времена. Ответы все давали разные. Поэт-демократ начала ХХ века Василий Курочкин тоже искал ответ на этот вопрос и нашел
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем…
Ответ Василия Курочкина пока скрыт от нас. Давайте мы сегодня попробуем найти свой ответ на этот вопрос, а потом, если захотим, сверим его с ответом поэта.
Вопрос :Вспомните, что такое герб?
Ответ :Герб – отличительный знак, символ города, государства, сословия, рода, отдельного человека.
Итак, это символ, а символ, по трактовке словаря иностранных слов, художественный образ, воплощающий какую-то идею.
Вопрос: Вспомните, у кого впервые в Западной Европе появились гербы?
Ответ: У рыцарей это был отличительный знак одного человека.
ГЕРБ.Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.
Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей.
Специальные люди – герольды — давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана даже целая система строгих правил, по которым составлялись гербы. А наука, занимающаяся изучением гербов, называется – геральдика.
Использовались следующие цвета – красный, зелёный, чёрный, пурпурный. Пурпур — это фиолетовый цвет. Кроме того, в геральдике допускаются и натуральные цвета, в том числе телесный. Чаще этим цветом изображают человеческие фигуры. На гербах разрешалось изображать фигуры животных. Часто там помещался лев, двуглавый или одноглавый орёл, дракон, единорог, медведь.
Для того чтобы на щите можно было поместить много фигур и органично скомпоновать их, в геральдике принято три деления щита. Вертикальное деление называется рассечением, горизонтальное – пересечением, а диагональное – скошением.
В гербе используют два металла – это золото и серебро.В рыцарском гербе обязательно присутствовал девиз – краткая надпись.
Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита.Изображение в щите называют фигурами. Они бывают геральдическими и негеральдическими.
Учитель: Кто раньше рисовал герб государства?
Ответ: Герб государства рисуют простые люди. В ХV-ХVI веках это делали люди, работавшие на Царском подворье, а потом в Посольской избе или приказе. Их могли звать по-разному. Ивашка Долгий, Афонька Чернов, а, может, Сережка сын Гончара или Ивашка Проняев рисовали герб государства. Но что же воплощает герб государства? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев историю нашего герба.
Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах у России появился герб – двуглавый Орел?
Ответ: В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России — двуглавый орел. Дело в том, что в 1472 году Иван Ш заключил брак с наследницей Византийского престола царевной Софьей Палеолог. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван Ш воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии.
Грудь его покрывается Московским щитом с изображением Георгия Победоносца.
Вопрос: Почему именно Московский щит лег на грудь Орла?
Ответ: Образование Российского централизованного государства происходило вокруг Москвы, а гербом Московского княжества была икона-эмблема Воина небесного Св.Георгия Победоносца, поражающего копьем змея.
Вопрос: Что символизирует герб Москвы?
Ответ: Георгий Победоносец символизировал идею борьбы России с антихристовым злом за утверждение правды Христа.
Учитель: Таким был Орел Ивана Ш. Кто его рисовал? Может Сашка Гусь или Ивашка Долгий. Но потом кто-то с не менее прекрасным именем рисует уже другого Государственного Орла.
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Вопрос: Что может символизировать меч? Зачем он появился в лапе Орла?
Ответ: Государство должно было защищать себя от осколков Золотой Орды – Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, вело борьбу за земли на западных границах.
Вопрос: Зачем в лапе Орла появился крест?
Ответ: В лапе Орла крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество.
Вопрос: Какое событие в русской истории периода Ивана Ш могло заставить Орла взлететь?
Ответ: В 1480 году в ходе стояния на Угре произошло свержение многовекового монголо-татарского ига.
Учитель: Помните, что символ воплощает какую-то идею. Какую идею воплотил Орел Ивана Ш?
Ответ: Идею создания нового православного государства, которое готово себя защищать – государства Россия, объединение которого завершилось в период правления Ивана Ш.
Учитель: Мы сравнили с вами двух Орлов Ивана Ш. А теперь продолжим эту работу в группах. Каждая группа сравнивает предложенного ей орла с предыдущим и пытается определить, какому периоду он мог соответствовать. Подсказка одна: в расположении Орлов соблюдена хронология, а вы знаете, кто за кем правил: Иван Ш, Василий Ш, Иван IV Грозный. Три правителя, но шесть Орлов. Я надеюсь, вы решите эту задачу. Потом каждая группа отчитается о проделанной работе.
Отчет групп о проделанной работе дается по следующей схеме: какие изменения произошли в изображении Орла, к периоду какого правления он может относиться, что могут означать произошедшие изменения. Все по мере отчета групп делают записи в соответствующие колонки таблицы.
Учитель: Вот мы и закончили с вами детскую игру, которая, я думаю, помогла нам сделать важный вывод, ответить на вопрос урока: в чем причина изменения в гербе России?
Ответ: Изменения в политике правителей приводила к изменениям в гербе.
Вопрос: Посмотрите на Государственных Орлов трех правителей и по ним определите, Ответ: Все три правителя России воевали за Смоленские земли на западе и боролись с осколками Золотой Орды. Об этом говорит меч. Причем меч с каждым новым правлением удлиняется, что говорит об активизации внешней политики России.
Все три правителя защищали православие от попыток насаждения католицизма, о чем говорит православный крест. И все правители заботились об усилении самодержавного правления, что символизирует корона.
Различия в символах наблюдаются следующие.
Во-первых, меч становится длиннее, что говорит об усилении воинственности и активизации внешней политики.
Во-вторых, две маленькие сменяются одной большой короной, что говорит об усилении самодержавия.
Учитель: Вот и помог нам герб России обобщить пройденный материал. Но почему сегодня герб не меняется, а в прошлом менялся так часто? Дело в том, что вплоть до конца ХIХ века Российский герб не был регламентирован, и это давало возможность каждому новому художнику рисовать его несколько иначе. Представьте, что сегодня наш герб тоже не был бы четко определен, и вам представилась возможность нарисовать Государственный герб России. Каким бы он был? Мы сделали важный вывод, что герб России, как символ государства, как художественное воплощение основной идеи государственности изменялся, так как менялась политика правителей. Вы правильно решили задачу, которая перед вами была поставлена. Но я вам намеренно не сказала полностью условие задачи, а вы уже знаете, изучая царицу наук – математику, что измени немного условие задачи, меняется и ответ. Ни у кого не возник вопрос, а когда были нарисованы Орлы, в начале или в конце царствования государей. А ответ на этот вопрос сильно влияет на вывод урока. Дело в том, что практически все орлы – коронационные, то есть рисовались к коронации правителей, а значит, появлялись в начале правления. Наш вывод поменяется в точности наоборот. Как?
Ответ: Изменения в гербе влияют на изменение в политике правителей.
Учитель: Видимо, именно об этом писал поэт Курочкин:
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,
Двуязычный, двухголовый,
Всероссийский наш орел.
Государственный Орел будет влиять на политику вплоть до ХХ века. А может быть, нет? Нам трудно сейчас понять, как это рисунок может повлиять на правление. Да этого и не было, просто люди, рисовавшие герб жили в России, чувствовали ее нужды, беды, проблемы и успехи, а свои ожидания воплощали в Государственном гербе России.
(Начало показа слайдов. № 1 – герб на печати Ивана Третьего)
№ 2. При Иване IV на груди орла появился всадник.
№ 3. Это большая государственная печать 1577 года. Она отличается сложностью композиции: двуглавый орел с драконоборцем на груди, его головы венчает большая корона, по сторонам орла 24 эмблемы – печати тех княжеств и земель, которые входили в состав полного государственного титула царя.
№ 4. Печать Алексея Михайловича 1667 года – еще более усложненное изображение: орел под тремя коронами держит в лапах скипетр и державу. Крылья его распахнуты.
№ 5. После провозглашения России Империей герб стали изображать на щите, а вокруг него – цепь ордена Андрея Первозванного (высшего ордена Российского государства при Петре I). Именно так выглядел герб, описание которого составил знаток геральдики Ф.Санти в 1730 году: “Черный двуглавый орел расположен на золотом поле, на груди орла помещается герб Москвы, окруженный цепью ордена А. Первозванного”.
№ 6. В 1799 году при Павле I вышел указ о новом Российском гербе (с него исчезла орденская цепь, а щиток располагался на мальтийском кресте (4 ласточкиных белых хвоста) под мальтийской короной. Павел I был магистром мальтийского ордена госпитальеров и это нашло отражение в государственной символике России. Но следующий правитель – Александр I нововведения отменил.
№ 7. В 1857 году специалист по геральдике Бернгард Кене, приглашенный в Россию Николаем I, составил описание трех российских гербов: большого, среднего и малого. Они использовались на печатях в зависимости от важности документа.
“Черный двуглавый орел с поднятыми крыльями и хищно раскрытыми клювами под 2 императорскими коронами, над которыми располагается третья императорская корона большего размера. Орел расположен на щите желтого цвета, вокруг него голубая цепь ордена Андрея Первозванного, в лапах – скипетр и держава, на груди герб Москвы. (Всадник изображен в непривычном европейском шлеме и развернут на 180° в угоду строгим правилам геральдики.) Щит увенчивает шлем А. Невского, по бокам – архангелы Михаил и Гавриил (у одного в руках пламенеющий меч, у другого – крест), все это окружено сенью (мантией). Она золотая, усеянная двуглавыми орлами, оторочена горностаем. Ее венчает императорская корона, под которой девиз: “С нами бог!”. Над мантией – государственная хоругвь с осьмиконечным крестом. По окружности герба родовой герб Романовых и гербы земель, входящих в полный титул императора. Герб, составленный по всем правилам геральдического искусства, получился тяжелым и громоздким, поэтому не получил большого распространения.
№ 8. После свержения монархии в 1917 году стали повсеместно уничтожать двуглавые символы. Но государство не может долго обходиться без герба. Художник Билибин взял за основу герб Ивана Третьего, но без короны. Орла окружала надпись “Российское временное правительство”, а под ним располагалось изображение Таврического дворца. В этом исполнении герб просуществовал около года.
№ 9. Как выглядит современный герб мы с вами уже выяснили. В законе о Российском гербе РФ он описывается так: “Государственный герб РФ представляет собой 4-угольный с закругленными нижними углами заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и над ними одной большой императорской коронами, соединенными лентами. В правой лапе – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне поражает серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона”.
Это официальная эмблема РФ. Мы должны видеть в ней знак суверенности, памятник прошлого, неразрывно связанный с историей нашей страны, а не символ царизма.
Приложение 1.
№ пп |
В какой период правления |
Изменения в изображении |
Событие, с которым связано изменение |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|