Содержимое материала:
Открытый урок по русскому языку
учителя начальных классов ГОУ СОШ № 292 Резинковой Е.В.
Тема урока: «Сочинение по картине И. И. Левитана Весна – большая вода».
Цели:
-
Воспитывать любовь к природе.
-
Воспитывать культуру.
-
Развивать умение видеть красоту природы, слышать и чувствовать музыку.
-
Учить детей писать сочинение по плану и опорным словам.
-
Развивать словарный запас, речь детей.
План урока:
1.Вступительная беседа.
2.Работа над планом сочинения.
3.Самостоятельное написание сочинения.
Ход урока:
1.Чтение стихотворения русского поэта о весне:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е. А. Баратынский.
-Кто написал это произведение?
-О каком времени года оно рассказывает?
-Какая весна у автора?
-Какие слова и выражения использует поэт, чтобы показать красоту, нежность весны?
2. Слушание музыкального произведения о весне.
П. И. Чайковский, альбом « Времена года».
-Какая музыка?
-Что услышали?
-Что представили, слушая музыку?
3. Репродукции с картин русских художников. (выставка)
-Что общего в этих репродукциях?
-Как называются картины, на которых художники изображают природу?
ПЕЙЗАЖ
-Откуда пришло это слово?
-Что оно обозначает?
4. Обобщение.
-Что общего между всеми произведениями?
(Они все изображают весну, выражают свое отношение к этому времени года.
Только каждый выражает по своему).
-Какое было настроение, когда эти люди работали над созданием своих произведений?
Почему чаще всего композиторы, художники, поэты изображают радость, веселье, молодость, а не грусть, тоску? ( Хотя весна, как вы знаете, бывает разная).
5.Весна- это время пробуждения, обновления природы.
-Какие явления в природе мы наблюдаем только весной?
ПОЛОВОДЬЕ
-Почему происходит это явление в природе?
6.Первичное рассматривание картины.
-В каждом явлении природы можно найти свою прелесть.
-Чем это явление природы может привлечь внимание художников?
Это явление природы изобразил в своей картине русский художник в 1896 году.
(показать репродукцию, имя художника не называть)
Посмотрите на репродукцию.
-Как вы думаете это , работа какого художника- пейзажиста?
-Почему вы так думаете?
-Какая особенность в написании этой картины говорит о том, что это именно работа Левитана?
(ощущение воздуха, спокойные тона, русские березы)
7.Рассказ о художнике.
-К какому жанру изобразительного искусства относится эта репродукция?
8.Работа над составлением плана.
-Где мы сейчас?
Опишите, что вы видите.
Мы еще не знаем названия картины, можем ли мы сказать какое это время года?
Почему?
-Как бы вы назвали картину?
-Почему эта картина называется «Большая вода»?
-Какой месяц весны изображен?
-Почему вы так думаете?
-Какая вода? Подберите слова и выражения, описывающие воду.
-Почему вода такого цвета?
-От чего зависит цвет воды?
Вода затопила лесок. Почему, глядя на картину, мы видим не только что находится перед нами, но и проглядывается все, что вдали.
-Воде затопила не весь лес. Она спокойно остановилась и образовала берег.
-Почему это именно берег, а не остров?
-Какой он?
(опишите)
Мы видим лес, воду, берег и даже лодку.
-А что мы не видим, но глядя на картину, ощущается?
(запахи, воздух, солнечный свет)
-Чем веет с этой картины?
-Что помогает передать запах?
-Чем наполнена вся картина?
(картина полна солнечного света, легко дышится, чувствуется запах воды, первой зелени, свежести, неуловимый запах весны)
-Какое чувство охватывает вас?
9.План.
1.Пейзаж.
2.Что я вижу?
-вода;
-небо, облака;
-лес;
-берег
3.Общее состояние зрителя: при помощи чего добивается автор этого настроения?
10.Рабочие материалы.
Картина Исаака Ильича Левитана « Весна- большая вода».
1896 год
Пейзаж от франц. « пеи» — «страна»
Половодье в самом разгаре, вода затопила луга, поля и даже лес. Вдалеке затопленные домики и островки суши.
Вода синяя, голубоватая, как зеркало, отражаются деревья, коричневая, широко разлилась.
Небо высокое, голубое, перистые облака, легкие.
Лес нежный, прозрачный, тонкие деревья, деревца, облако первой нежной зелени.
Берег полностью сошел снег, земля просохла, большие длинные тени от деревьев, у берега одинокая лодка, кажется уплывет по этой бесконечной воде.
Все пронизано ярким солнечным светом, легко дышится, запах воды, первой зелени, свежести, неуловимый запах весны.
11.Игог урока.