Статья «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии»

Содержимое материала:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 станицы Балковской муниципального образования Выселковский район

Статья «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии»

Выполнила:

Харченко В.Г.

учитель технологии

МБОУ СОШ №16 станицы Балковской

На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Создание швейных изделий», «Оформление интерьера» и конечно «Художественная обработка материалов».

Учащиеся 5 класса в разделе «Оформление интерьера» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.

• Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему «Художественной обработке материалов». Я, предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.

• Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники.

• Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение ручных и машинных швов; разметку тканей по выкройке; одновременный раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам простёгивания.

■ Мой опыт показывает, что эти работы получаются очень интересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на другие. Эти вещи сразу настраивают на добродушный и веселый лад — ведь улыбка никогда не помешает.

В 6 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Вышивала я узоры»:

• На этом году обучения учащимся представляется возможность выбирать материал с которым они будут работать (нитки или бисер). Дети знакомятся с историей вышивки, национальными особенностями русской, белорусской, украинской, грузинской, татарской манерой выполнения.

 Теоретическая часть этого раздела проходит насыщенно, творчески. Дети принимают активное участие. Собирают различные сведения о вышивке и стеклоделии. Готовят доклады, составляют кроссворды. На уроках такого типа присутствуют элементы самоуправления.

• Вторая часть этого раздела «Практические работы». Мой опыт показывает, что 70 % учащихся выбирают вышивание бисером. Вышивание бисером — труд кропотливый, но увлекательный и интересный. Такая работа развивает не просто воображение, а творческую фантазию, художественный вкус, внимание. Вырабатывает в детях усидчивость, аккуратность, терпение. С овладением необходимых навыков приходит и ловкость в работе.

В 7 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Русский сувенир».

Велико влияние народного искусства на эстетическое воспитание школьников, на развитие их творческой способности.

Целью этого раздела является приобщение учащихся к народной культуре ее национальному своеобразию. Изучение вышесказанного дает возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа.

Изучение этой темы начинается с исторических сведений о сувенире.

Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей — дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

Все виды художественной деятельности способствуют развитию творческого мышления, воображения, интеллекта школьников.

Возможность творить — сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения.

На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким.

Заключение

Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

 У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию. 

В истории образования выработаны два способа организации учебы:

— с опорой на внутреннюю культуру деятельности учащегося, его критическое сознание, самостоятельность, интересы и чувство ответственности;

— с опорой на руководство учителя, жестко заданные им обучающие требования и нормы.

Учитель и школа всегда стоят перед выбором: чему отдать предпочтение и что будет доминировать – целенаправленное предметное поурочное преподавание и следование логике учителя или разнообразная самостоятельная деятельность школьника и развитие его собственной логики?

Проанализировав свою деятельность, я поняла, что отдавала предпочтение первому способу организации учебы, а на сегодняшний день, возникла острая потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную творческую личность, обладающую широким кругозором, ответственностью и самостоятельностью. Теперь чтобы достичь высоких результатов, развить творческие способности учащихся, я вынуждена была признать, что мне необходимо изучить и внедрить в работу второй вариант, который предполагает переход обучения на более активный и интересный метод работы, метод проектов. Задания, его содержание, планирование предстоящей работы выступают, как стимул творческой активности учащихся.

Метод проектов всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит детей мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания.

В 20-е и начале 30-х годов ΧΧ столетия в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребёнка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

Актуальность опыта.

Во все времена конечным результатом обучения является высоко-образованная, эстетически развитая творческая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески. 

В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу.

Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, — к творчеству. Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Опыт моей работы, а также изучение опыта работы коллег, анализ научно-методической литературы показал, что оправдано и эффективно на самом начальном этапе преподавания технологии использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. Ведь очень важно в начале преподавания нового предмета, заинтересовать предметом, научить посещать этот урок с жаждой получить новые знания, вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто «любить» предмет. Для того чтобы систематизировать проектную деятельность учащихся и руководство ею со стороны учителя, в программу по технологии был введён раздел «Проект». Уроки с использованием творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.

Позвольте напомнить, что есть творчество — это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. 

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является организация учебного процесса, способствующего развитию творческого потенциала и познавательной активности личности.

Убеждена, что на основе проектного метода обучения можно не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А условия таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности каждого ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким какой он есть, делаю все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия. Привлекательность проектного метода обучения состоит также в том, что в процессе работы над проектом у девочек развиваются организационные и рефлексивные способности, они учатся планировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.

Выступление
на районном методическом объединении 
учителей технологии.
Урок – творческая мастерская учителя.
Предмет: технология
Автор: Чигринова Анна Леонидовна
Должность: учитель изобразительного искусства и технологии
Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 6
ст. Новоалексеевская
Курганинский район 
Краснодарский край 
2015 год
Урок – творческая мастерская учителя.
Урок всегда занимал, и будет занимать особое место, и играть особую роль в образовательном процессе школы. Являясь основной формой организации образовательного процесса, современный урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия требованиям современного общества. 
А в современных условиях динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и малоквалифицированного труда происходит становление нового образования. При этом на смену жесткой централизации образования приходят тенденции вариативности.
Новый этап развития российской системы образования характеризуется изменением представлений о личности учащегося, которая наделяется свойствами, определяющими её самостоятельность, независимость, способность к саморегуляции, рефлексии. Кроме того в обществе растет востребованность в творчески мыслящих людях, способных самостоятельно видеть и решать проблемы.
Сегодня урок – это творческая мастерская учителя. Тем более в изучении предмета «Технология». Ведь независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Ввести учащихся в мир созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей – вот основные задачи трудового обучения в школе.
На уроках технологии возможна реализация различных типов нестандартных занятий. Такие уроки формируют у учащихся, и общеучебные, и лидерские навыки, развивают интеллектуальные способности и логическое мышление. Это: деловая игра, бинарные уроки, урок – инсценировка, урок – соревнование, урок – путешествие, урок «Что? Где? Когда?», урок – практикум, урок – диспут, урок – защита творческих проектов, урок – семинар и др.Однако в последние годы стал заметен такой феномен: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это где-то вне уроков – на улице, на переменах, в виртуальном пространстве. А на уроках скованны, говорят плохо, односложно, не могут или боятся выразить свою мысль, а чужие не запоминают. Или они добросовестно повторяют за нами одно, а делают другое. Отчего это происходит? 
Может быть, дело в том, что на уроках дети находятся в полной зависимости от нас, взрослых. Мы даём им указания, кого любить, кого ненавидеть, о чём писать и как писать, что хорошо и что плохо. Но ребята интуитивно чувствуют, что эти указания как-то противоречат их жизни, а иногда просто непригодны для жизни. Поэтому и возникает противоречие между словами и поступками.
Чтобы как-то ликвидировать это противоречие, необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление. Одной из таких технологий является технология уроков-мастерских. 
Вследствие этого возникает необходимость  рассмотрения и изучения педагогической технологии творческих мастерских, практическое применение которой позволит управлять проявлением и развитием индивидуальных творческих способностей учащихся в массовой общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности.
Часто  уроки-мастерские   называют французскими. Над разработкой этой системы трудились французские педагоги и психологи, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. С начала 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности. 
Что составляет основу мастерских? В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Выготского, Гальперина, Амонашвили, Лысенковой, Занкова, Эльконина-Давыдова. Эта технология, называемая французской мастерской, выросла на русской почве и подкреплена мыслями Ж.-Ж. Руссо и З. Фрейда. В целом, французы, представляют себе новую школу по типу старой русской школы Л. Н. Толстого или Рачинского (1868г.) Давайте вспомним картину Н. Богданова-Бельского «Устный счёт». Здесь изображён сам учитель математики Рачинский на уроке. Дети свободно передвигаются по классу, учитель ждёт ответа от каждого. В такой школе всё идёт от запросов детей.
Темп урока задают дети. Ответа ждут от каждого, поэтому со временем не считаются. Учитель и ученик свободны в пространстве: можно сидеть по кругу, можно – группами, можно свободно передвигаться по классу, можно соблюдать привычный порядок посадки. Сегодня о технологии творческих мастерских  знают все. И если по какой-то причине учитель ещё не опробовал в своей практике сей опыт, стоит поближе познакомиться с этой поистине выдающейся технологией.
«Человек познаёт, что он такое, с помощью двух наставников: инстинкта и опыта»,- считал Паскаль, и если согласиться с этим высказыванием, то надо сделать так, чтобы ученик был погружён в деятельность самовыражения и приобретения опыта, наработанного человечеством. С этой точки зрения, педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая позволяет не вбивать знания в детей, а создавать условия для проживания того, что накоплено поколениями в культуре и науке, и овладения ими.
Мастерская, как и урок, объединяет все три направления педагогической деятельности: обучающее, развивающее и воспитывающее. В чём же её суть? И в чём отличие мастерской от урока?
Независимо от сознания учителя и ученика в истории школы сложился традиционный урок, к проведению которого написаны тысячи рекомендаций. Учитель учит, т. е. говорит, а ученик учится, т. е. чаще слушает, молчит, кое-что запоминает и мечтает, когда же он будет на свободе.А мастерская? Там все что-то мастерят, и каждый при этом идёт своим путём. Самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я — вот тебе план» или «делай лучше меня». Закон же урока-мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».
Таким образом, мастерская — это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов.
Цель технологии мастерских  – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.
Задачи технологии творческих  мастерских:
Активное восприятие учащимися учебного материала;
Творческое осмысление учебного материала;
Саморазвитие ученика;
Повышение интереса к процессу обучения;
Развитие креативности;
Повышения уровня грамотности;
Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
Развитие социальной компетенции.
И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума.
Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания.
Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.Девиз французских  мастерских  – «Делай по-своему». Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему  на  основе собственного опыта. Принципы и правила ведения мастерской
• Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.
• Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
• Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
• Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской; во-вторых, в праве не участвовать на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
• Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
• Диалоговость, как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.
• Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого "продукта" каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.
• Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу "на равных" с участниками.
Этапы работы мастерской
Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов.
1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.
Педагог сможет правильно реализовать данный этап только в том случае, если попытается взглянуть на проблему занятия глазами ребенка, понять, что может заинтересовать его, вызвать эмоциональные переживания, потребность включиться в исследование. По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.
Таким образом, 1 этап — это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта.
2 этап – цепочка заданий, продуманная педагогом так, чтобы постоянно углублять знания учащихся об исследуемом явлении. 
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, ответа, проекта. Для развития творческого потенциала личности школьника необходимо сформировать у него стремление найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Учитель просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
3. Социоконструкция – работа учащихся в парах по построению определенных ранее элементов. Данный компонент является наиболее необходимым способом воспитания коллективного разума, воспитания умений диалога и парной работы учеников. Появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.
4. Социализация – процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей в малых группах. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.
5. Афиширование – представление коллективных работ обучающихся, ознакомление с результатами работы каждой группы. Можно сказать, что происходит взаимообмен мнениями.
6. Разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. На данном этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него.
7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникающих у участников в процессе мастерской. Происходит анализ выполненной работы, оценивается эмоциональное состояние и удовлетворенность учеников от результатов их индивидуального, парного и группового труда.
Виды деятельности в мастерской это:
— Игры, импровизация, творчество;
— Работа в парах, группах, коллективе, в целом:
— Самостоятельная индивидуальная работа;
— Обмен наработанным материалом;
— Выбор видов работы, заимствование у других;
— Исследование, поиск, собственный ответ.
Мастерская ещё и потому, что в ней есть Мастер.
Учитель в мастерской превращается в мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия. Каждое последующее задание дополняет, расширяет, углубляет знания учащихся, помогает им понять что-то новое.
Мастер наигрывает общую тему, а ученик сам разыгрывает свою тему.
Мастер создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс.
Мастер несёт нравственную ответственность за выбор материала, процесс и результат работы.
Общий принцип медика и педагога: Не навреди!
В мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс.
Алгоритм действий в мастерской:
1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало.
2. Работа с материалом:
— деконструкция – смешение, разложение, развёртывание;
— выбор;
— реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка и т. д.
3. Первичная социализация – представление промежуточного результата;
4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого, обмен материалом, доработка;
5. Информационный запрос – дополнение из разных источников;
6. Творчество – чистый лист – итоги работы (рассказ, решение, таблица, технологическая карта, эскиз и т. д.)7. Новая социализация – представление своей работы всем. Разрыв между старым и новым знанием.
Урок-мастерская заканчивается РЕФЛЕКСИЕЙ.
Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения:
Что испытывал вначале?
Каким путём решил идти?
Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе?
С каким чувством заканчивал работу?
Несомненным достоинством технологии мастерских является то, что при её реализации и преподаватель, и обучающиеся на занятиях выступают в качестве свободных творцов, уходя при этом от целого ряда формальных моментов учебной деятельности. Такой подход позволяет забыть об отметке, об оценке, которые перестают быть стимулом для дальнейшей работы. Однако, следует понимать, что совсем без оценки не обойтись, учитывая, что оценка – это признание достижений или критический взгляд на сделанное, оценка позволяет узнать мнение других о проделанной работе, выразить свою позицию. В традиционной школе отметка – это своего рода контроль учителем знаний ученика, но во время проведения занятий в технологии педагогических мастерских эти понятия разводятся: контроль остается, а отметка убирается из самого познавательного процесса. Однако учитель (мастер) должен как-то отметить работу обучающегося, а как можно оценить творческий процесс? Только положительной отметкой! И здесь опять реализуется принцип успешности, возможности получения даже самым нерадивым учеником самой высокой отметки, без которой, к сожалению, учитель в российской школе обойтись не может.
Личностный рост обучающегося в технологии творческих мастерских происходит в безопасном, поддерживающем окружении. Отношения обучающегося и педагога в технологии мастерских выстраиваются как честные, теплые, открытые, заботливые. Педагог указывает возможные направления развития ученика, стремится стимулировать его желание совершенствоваться. Он приоткрывает вместе с обучающимися дверь в интеллектуальный, эмоциональный, нравственный мир, способствует их самостоятельному прорыву к себе через разрыв с прежним взглядом на мир. 
Основная работа в этом плане  идет во время занятий через парную и групповую работу, социализацию, рефлексию, через свободное высказывание своей позиции, через осознание причин её принятия или непринятия, через многочисленные вопросы, возникающие даже тогда, когда, казалось бы, использована возможность свободного изложения позиции по обсуждающейся проблеме, но слово друга высветило вдруг непонимание, и обучающийся опять в поиске ответа на важнейший вопрос. Л.С. Выготский писал, что мышление всегда возникает из затруднений, что «нужно создавать побольше затруднений для ребенка как отправных точек для его мыслей». Результат работы в мастерской описывается не словами «получил», «овладел», «узнал», «запомнил», «записал», а словами «сделал», «открыл», «понял», «почувствовал», «помог», «выстроил», «создал», «задумался», «выбрал», «приблизился», или «сделаю», «подумаю», «почитаю», «рассмотрю», «понаблюдаю», «проанализирую».В педагогической технологии мастерских используются различные способы обучения:
—       индивидуальный,
—       парный,
—       групповой.
Но они имеют здесь свою специфику. На первый план здесь выдвигается личность обучающегося, который сам без вмешательства мастера, сталкивается с проблемой, сам конкретизирует её, формулирует вопросы, сам познает что-то новое, выделяет непонятное, отбирает то, что нужно затем обсудить в паре, группе, а может быть и вынести для всеобщего обсуждения. Следовательно, он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.
          Педагогические методы работы в творческих мастерских:- репродуктивный;- проблемный;- эвристический;- исследовательский.            Типы творческих мастерских:- мастерские творческого письма;- мастерские построения знаний;- мастерские по самопознанию;- мастерские ценностных ориентаций.
Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие, проявление индивидуальности человека, реализации его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формирование способов умственных действий, в то же время в педагогической технологии мастерских приоритет отдается развитию творческих способностей.     
Мастерские можно рассматривать как педагогическую технологию, соответствующую современным подходам (компетентностному, гуманистическому, субъект-субъектному, педагогике сотрудничества, педагогике успеха).
           В практической деятельности технология творческих мастерских мной применяется на уроках технологии в 5-х — 8-х классах. Успешно применяется эта технология и для проведения практических работ в 5-х,6-х классах во внеурочное время в домашних условиях, где ученицы, свободны в своём выборе. Они могут выполнять их как индивидуально, так и в парах, тройках, применяя на практике, полученные на уроках знания. И здесь в роли мастера может выступить мама, бабушка, старшая сестра, которые могут помочь и направить на необходимые действия, если возникает такая необходимость. Это, и укрепление семейных отношений, и связь поколений. Формой отчёта при этом являются фото и видеоматериалы, готовые презентации, отзывы родителей о проделанной работе, что позволяет контролировать выполнение практических работ. Но это происходит при огромном желании учащихся и высоком эмоциональном настрое. Самым интересным для всех при этом является коллективный просмотр фото-видеоматериалов.            Данная технология помогает учащимся поверить в свои силы.
Список используемой литературы.
Белова Н.И. Урок-мастерская: приглашение к поиску [Текст] // Частная школа. – 1997. — №1.
Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции //Советская педагогика. — 1991. — №4. — С.132-136.
Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? “Педагогические мастерские”, издательство “ Корифей”, 2000.
Педагогические мастерские «Франция — Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа, 2007 г.
Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 .Сост. И.А.Мухина. –СПб.: СПбГУПМ, 1995.
Степанова Г.В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.
http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/pedagogicheskij-opyt/144-tekhnologiya-tvorcheskikh-masterskikh

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей