Содержимое материала:
Ересектопқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы
Білім саласы — Образовательная область:Познание
Бөлімі — Раздел: Естествознание
Тақырыбы — Тема: «Что вокруг нас?»
Мақсаты — Цель:
— Ознакомление с понятием «неживая природа», обучение умению различать предметы неживой природы от предметов, сделанных руками человека.
— Воспитание желания самостоятельно познавать мир.
Көрнекілік. Оборудование: картинки «живое-неживое», картинки «рукотворный мир», кусочки ситца, драпа и льна, бумага, картон, металлические предметы, музыкальный центр и ноотбук (по возможности).
Билингвальный компонент: табиғат — природа
Қызмет кезеңдері Этапы деятельности |
Тәрбиешінің іс — әрекеті Действия воспитателя |
Балалардың іс — әрекеті Деятельность детей |
Мотивациялық –лептік Мотивационно- побудительный |
Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения. Воспитатель использует технику «Корзина идей» для актуализации имеющихся знаний у детей. Педагог предлагает воспитанникам высказать всё, что им известно о живых и неживых объектах.
|
Музафар Алимбаев Родник земли родной Родник земли родной Прозрачен и негромок. Он летом и зимой Лепечет, как ребёнок. До камешка на дне Он чист, но со слезами Сравненье не по мне, Как поняли вы сами. Ведь так вода сладка, Что пей — всё будет мало. И в нём берёт река И жизнь своё начало. Небыстро он течёт, А стоит приглядеться — Толкает жизнь вперёд, Как маленькое сердце.
Приводят свои знания, высказывают идеи по данной теме. Стараются, чтобы ответы не повторялись. Проявляют неподдельный интерес к происходящему. |
Мәселелі — Іздену
Проблемно — поисковый
|
Педагог сообщает, что шла в детский сад и увидела, что в небе летит самолёт, а ниже его пролетает голубь, и задумалась – живые они или нет. Просит детей объяснить, почему ворона живая, а самолёт – нет. Побуждает детей к процессу познания, используя задания в азбуке-тетради: Что такое природа? Почему мы относим эти объекты к природе? Предлагает рассмотреть рисунки в азбуке-тетради и рассказать, что здесь природные объекты, а что – нет. Природа — это все, что существует без помощи человека. Все, что создано человеком, не является объектами природы. Мир природы делят на две большие части: на мир живой природы и мир неживой природы. Предлагает разобраться, что такое живая природа? Предлагает подойти воспитанникам к окошку и провести эпизодическое наблюдение за окружающим миром.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, какие предметы составляют рукотворный мир?
Организует работу в подгруппах. Предлагает деление детей на подгруппы с помощью техники «случайное объединение». Организует процесс познания через привлечение воспитанников группы к экспериментальной деятельности. Предлагает детям первой подгруппы исследование ткани. Вторая подгруппа исследует бумагу. Третья подгруппа работает с металлом. Динамическая пауза Педагог старается с помощью физминутокповысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях. Предлагает назвать предметы в окружающем рукотворном мире, которые существуют парами. Найти их в помещении группы. Работа в азбуке-тетради. Организует дидактическую игру «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА». Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Как вариант организуется дидактическая игра «МОЁ ОБЛАКО». Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы. Предлагает назвать все возможные пути использования пустых коробок, стружки от карандашей, бумажных пакетов…и т.д. |
Выслушав все доказательства, воспитатель предлагает рассмотреть изображение в азбуке-тетради. Акцентирует внимание детей на том, что голубям бывает холодно, жарко, страшно, больно, весело. Голубь – живой. Предлагает посмотреть вокруг и назвать всё живое, что есть в группе. Просит доказать, что стол неживой.
Рассказывают, что может делать живой организм: дышит, питается, передвигается, растёт, размножается.
В рамках наблюдения рассматривают объекты живой и неживой природы, перечисляют их, сравнивают его с другими предметами, предложенными педагогом, находят различия и сходства, устанавливают связь между различными явлениями природы.
Рассуждают с помощью педагога о том, что к рукотворному (неживому) миру относится одежда, обувь, посуда, мебель и т.д.
Дети рассчитываются на 1-4 и, по сигналу воспитателя, ребята с одинаковыми номерами создают группу. Исследуют кусочки ситца, драпа и льна. Определяют, что случится с тканью, если её намочить, подсушить. Затем рассматривают болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обращают внимание, как плотно нити ткани прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? Куртки, штаны, сумки, зонты. С помощью педагога приходят к выводу, что тело плохо дышит в такой одежде, потому что она плохо пропускает воздух, плотная, не продувает и не намокает Исследуют свойства бумаги: определяют ее на ощупь, режут ножницами, используют воду и описывают свойства. Выводы исследований. 1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая. 2. Бумага бывает прочной и не прочной. 3. Бумага боится воды. 4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками. 5. Из бумаги можно сделать поделки. Отбирают металлические предметы и предметы, сделанные из пластмассы. Дети кладут пластину на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Работают с магнитом и делают элементарные выводы. Улыбнись. Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. (Приседания.) А в конце — ходьба на месте, Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) Упражненье повтори Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Корпус влево мы вращаем, Три-четыре, раз-два. Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.) Мы размяться все успели, И на место снова сели. (Дети садятся.)
Выполняют задание: Какой из этих предметов не относится к живой природе? Расскажи, почему ты так решил. Отгадай загадку. Объясни, почему этот предмет относится к рукотворному миру. Нарисуй отгадку. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла, Только выпустит хвост — Понесется до звезд.
«Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
Фантазируют. |
Рефлексивті – корригидтік Рефлексивно — корригирующий |
Подводит итог деятельности на занятии. Фиксирует индивидуальный шаг каждого воспитанника в ходе познания, исследования. Педагог предлагает закончить предложение, оценить свою деятельность.
Создаёт эмоционально-нравственную ситуацию (поощрение). |
Выражают своё настроение. Заканчивают предложения: сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу решать.. я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам… |
Қолданады — Применяют:Приводит примеры из личного опыта; использует предметы по назначению; самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи через наблюдение, труд, эксперимент.