Содержимое материала:
Технологическая карта урока по физике по теме Механическая работа. Единицы работы. 7 класс.
МБОУ «Школа № 101 им. П. А. Полушкина» Советского района г.Казани
Ф.И.О. учителя: Чуракова Л.Г.
Класс: 7
Предмет: физика
Тема урока: Механическая работа. Единицы работы.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные:
Ввести понятие «работа силы» и дать ему физическое объяснение.
Объяснить, что означает «тело совершило работу»
Рассмотреть, когда и при каких условиях выполняется механическая работа
Проконтролировать степень усвоения знаний о механической работе на уроке.
Развивающие:
Формировать мыслительные умения выделять признаки совершения механической работы, самостоятельно делать выводы о направлении перемещения тела под действием силы.
Развивать умения творческой деятельности в выдвижении гипотез и проявлении интуиции в приведении примеров совершения механической работы
Развивать познавательный интерес к предмету, через умение применять знания в незнакомых ситуациях, мировоззренческие качества в понимании общности явлений и процессов, их описывающих в физике и жизни.
Воспитательные:
Способствовать развитию инициативности, самостоятельности, стремления к духовному и интеллектуальному саморазвитию учащихся в ходе коллективных обсуждений и взаимных консультаций.
Развивать умение образно воспринимать окружающий мир.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
||||
|
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||
1. Постановка учебных задач |
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
|
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
|
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Я думаю — я работаю. Я иду — я тоже работаю. |
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Если под действием силы тело перемещается, то совершается механическая работа. |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. В физике «механической работой» называют работу какой-нибудь силы (силы тяжести, упругости, трения и т.д.) над телом, в результате действия которой тело перемещается. |
2. Совместное исследование проблемы. |
Поиск решения учебной задачи. |
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Работа характеризует результат действия силы. А всегда ли сила совершает работу? Например, сила тяжести? |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Например: мы действуем с силой на камень, но не можем его сдвинуть. Или тело перемещается, а сила равна нулю…… А если поезд движется по горизонтали, а сила тяжести действует по вертикали…… |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий 1. Работа не совершается (т.е. равна 0), если: Сила действует, а тело не перемещается. 2. При движении по инерции работа не совершается. При движении поезда по горизонтали сила тяжести работу не совершает |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Работа может быть положительной и отрицательной. 2.Если направление силы и движения тела противоположны, совершается отрицательная работа (мяч движется вверх) |
3. Моделирование |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. А — механическая работа,
|
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Как они зависят друг от друга? Какая математическая модель подойдет механической работе? |
Воспринимают ответы учащихся Работа больше, если сила больше! И путь больше, если сила больше! |
Осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
4. Конструирование нового способа действия. |
Построение ориентированной основы нового способа действия. |
Организует учебное исследование для выделения понятия. Работа совершается, если соблюдаются одновременно 2 условия: на тело действует сила и оно перемещается в направлении действия силы. |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Проводится индивидуально каждым ребенком эксперимент с использованием динамометра, бруска и линейки |
Участвуют в обсуждении содержания материала Приводят доказательные факты проводимого эксперимента
|
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль
Механическая работа равна 1 Дж, если под действием силы в 1 Н тело перемещается на 1 м в направлении действия этой силы. |
5. Переход к этапу решения частных задач. |
Первичный контроль правильности выполнения способа действия. |
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы, что соответствует работе, совершенной при поднятии груза массой 10 кг на высоту 1 см. |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Оформление задачи на доске и тетрадях |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию Взаимоконтроль решения задачи |
Осуществляют самоконтроль При перелете с большого пальца руки человека на указательный |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. |
Коррекция отработки способа. |
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
|
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
|
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Путь превышает размеры комара, а сила невелика |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату Используя собственную руку осуществить замеры расстояния между пальцами и подсчитать силу |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. |
Контроль. |
Диагностическая работа (на выходе): организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность. тест |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Выполняют задания по карточкам взаимоконтроль |
Рефлексия своих действий Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре |
Осуществляют пошаговый контроль по результату Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы |