Содержимое материала:
МКОУ «Шинкбалакадинская ООШ»
План — конспект урока
Площадь прямоугольника
Учитель математики
Гаджиев Магомедсаид Г.
с. Дубримахи 2018
Тема: «Площадь прямоугольника»
Цели урока:
—обучающие: вывести правило вычисления площади прямоугольника, знать термины «длина», «ширина», «основание», «высота», уметь вычислять площадь прямоугольника; решать задачи разными способами; уметь работать с разными единицами измерения площади прямоугольника. — развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; -воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Тип урока: изучение нового материала. Методы: по источникам знаний: словесные, наглядные; по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений , Никольский С.М., ноутбук, рабочие тетради
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками
Включаются в деловой ритм урока.
Рассматривали фигуры четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата.
В строительстве, огороде, классе и т.д.
2. Устный счет
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
1. Какие фигуры изображены на доске? Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор.
2. Задача на нахождение периметра прямоугольника
3. Выводит названные выражения на экран.
4. Выводит выражение с ошибкой на экран. Ждет реакции учащихся.
5. Выводит названные выражения на экран
6. Выводит названные выражения на экран
Четырехугольники.
Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны. Решают задачи на нахождение периметра.
Проговаривают выражения при нахождении периметра.
(5+4)*2=18(см)
4. Обращают внимание, что необходимо применять одинаковые единицы измерения длины
(40+60)*2=200 (см)
5. Составляют выражение нахождения периметра квадрата 4*10=40 (см)
6. Находят сторону квадрата по известному периметру, составляя выражение 36/4=9 (см)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
1.2.Этап
проблематизации
Определение учащимися собственного «незнания» относительно фундаментального образовательного объекта урока.
Задача на нахождение площади прямоугольника
А) .Класс имеет форму квадрата со стороной 3м.какова его площадь?
Б).школьная доска имеет форму прямоугольника со сторонами 1м20см. и 2м 40см. Какова её площадь?
—Проблема: как найти площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры, которые мы будем называть единичными квадратами?
-Какими единицами мы измерили площадь прямоугольника?
— Всегда ли площадь можно найти только в ? В каких единицах удобнее измерить площадь доски?
Подсчитывают квадратные сантиметры.
Делают вывод: длину умножить на ширину.
—Квадратными сантиметрами.
-Можно использовать разные единицы измерения площади
П:владеют базовыми предметными понятиями, логичес-кими действиями.
Р: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи.
К: формулируют и аргументируют своё мнение на обсуждаемую проблему.
Л:осознают важность и необходимость изучения предмета в жизни человека.
1.3. Этап
целеполагания
Формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания».
— Как можно сформулировать тему нашего урока? — А что бы вы хотели узнать на уроке?
— Какие цели мы поставим перед собой?
(Напомнить о правильной посадке за партой)
Цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника, используя разные единицы измерения.
П:осуществлять поиск необходимой информации; исполь-зуют знаково-симво-лические средства представления информации для решения учебно-практических задач.
Р: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи.
К: умеют строить понятные для партнёра речевые высказывания.
1.Этап
моделирования
Построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей.
—Итак, тема нашего урока созвучна цели урока. Прочтите в учебнике на с.105 тему урока. Запишите её в тетрадь.
— Как найти площадь прямоугольника?- Что для этого нужно знать?
— Как иначе называются длина и ширина прямоугольника?
— Как вычислить площадь квадрата?
— Найдите площадь классной доски.
Проблема: Удобно ли работать с такими большими числами? Если площадь дана в как выразить её в ?
-Найдите в учебнике на с.106 единицы измерения площади.
— Выразите 1га в арах.
Группа учащихся исследовала, существовали ли раньше другие единицы измерения площадей, и подготовила презентацию.
Тема «Площадь прямоугольника. Единицы площади»
S=a b
— Длину и ширину прямоугольника.
— Основание и высота.
S=
Дети с помощью рулетки измеряют длину и ширину доски и вычисляют её в
Так как 1 см = 10 мм,
то 1 см2 = 102 мм2 = 100 мм2
1 дм2 = 102 см2 = 100 см2
1 м2 = 102 дм2 = 100 дм2
1 км2 = 10002 м2 = 1 000 000 м2.
Для измерения площадей небольших земельных участков оказалось удобным ввести единицу измерения – 1 ар (1 а).
Это площадь квадрата со стороной 10 м.
1 а = 102 м2 = 100 м2
Ар также называют соткой.
Для измерения площадей более крупных земельных участков ввели единицу измерения 1 гектар (1 га). Это площадь квадрата со стороной 100 м.
1 га = 1002 м2 = 10 000м2
1 га = 100 а-
Записывают единицы измерения площадей в тетрадь (слайд или стр. 106 учебника)
4.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Задача на нахождение площади прямоугольника (фигура разбита на клетки 1см х1см). (Слайд 3).
—Проблема: как найти площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры, которые мы будем называть единичными квадратами?
-Какими единицами мы измерили площадь прямоугольника?
— Всегда ли площадь можно найти только в ? В каких единицах удобнее измерить площадь доски?
Подсчитывают квадратные сантиметры.
Делают вывод: длину умножить на ширину.
—Квадратными сантиметрами.
-Можно использовать разные единицы измерения площади
5. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника
-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока
-как называется тема нашего урока?
Записываем в тетрадь тему урока.
Найдите площадь прямоугольника, если основание равно 3 см, а высота 15 см.
Проблема: как найти ширину по площади и длине?
Тема урока: «Площадь прямоугольника. Единицы площади».
Решают устно задачу: 15*3=45 (см2)
Рассуждают, отвечают на вопрос: 51/3=17 (см)
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
6.Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
2) № 481 (устно)
1 мм 1 см 1 дм1 м 10 м100 м1 км
1 мм21 см21 дм21 м21 а—1 га1 км2
3) № 486
а = 500 м
b = 400 м
S = ?
Учитель при необходимости помогает, задавая наводящие вопросы
4) № 488
S = 91 см2
b = 7 см
а — ?
Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
а) слева направо: увеличиваются в 100 раз;
б) справа налево: уменьшаются в 100 раз.
Проводят решение
1) 500 400 = 200000 (м2) – площадь участка
200000 м2 = 2000 а = 20 га
Ответ: 200000 м2, 2000 а, 20 га.
Приводят решение
91 : 7 = 13 (см) – основание прямоугольника
Ответ: 13 см
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Организует физкультминутку
Выполняют задания
7. Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Самостоятельная работа.
Вариант I.
1) Стороны прямоугольника равны 12см и 15см.
Вычислите площадь.
2. Площадь прямоугольника равна 925, высота равна 37. Найдите основание. (25)
3) Выразите в более мелких единицах.
1 = …
1а=…
1а= …
Вариант II
1) Стороны прямоугольника равны 14дм и 15дм.
Вычислите площадь.
2. Площадь прямоугольника равна 952, ширина равна 28. Найдите длину. (34)
3) Выразите в более мелких единицах
1 = …
1га= … а
1 = … га.
Взаимопроверка.
Самостоятельное решение в тетради.
Взаимопроверка
15.12=180(см2) 14.15=210(дм2)
925:37=25(см) 952:28=34(см)
1м2=100м2 1дм2=100(см2)
1а=100м2 1га=100а
1а=10000дм2 1км2=100га
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
8. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
-Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?
-С какими новыми единицами измерения площади мы познакомились?
Оценить отдельных учащихся
S=a*b
Гектар, ар.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
9. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
П 2.9 №485, 489 №*490
10. Рефлексия