Содержимое материала:
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литература» для 8 класса составлено на основе рабочей программы курса «Литература», разработанной учителем русского языка и литературы Полухиной Татьяной Олеговной в соответствии с авторской Программой курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С. А. Зинин. -2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013г. (ФГОС. Инновационная школа). Количество часов 68, в неделю 2 часа. В связи с тем, что в программе 70 часов, внесены изменения за счет уплотнения материала в разделы «У. Шекспир» на 1 час и «М. Сервантес» на 1 час.
Календарно-тематическое планирование для 8 «А» класса по учебному предмету «Литература»
№ урока |
Наименование раздела программы, тема |
Часы учебного времени |
Плановые сроки прохождения
|
Примечание |
|
Введение Художественная литература и история. Творческий процесс. |
1 |
01.09 |
|
|
Из устного народного творчества |
3 |
|
|
|
Исторические песни. Периоды создания русских исторических песен. «Иван Грозный молится по сыне». |
1
|
06.09 |
|
|
Исторические песни. «Возвращение Филарета». Связь с представлениями и исторической памятью |
1 |
08.09 |
|
|
Исторические песни. «Солдаты освобождают Смоленск» |
1 |
13.09 |
|
|
Из древнерусской литературы |
3 |
|
|
|
«Житие Сергия Радонежского».Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси- основные нравственные проблемы житийной литературы. |
1
|
15.09 |
|
|
Тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. «Слово о погибели русской земли» |
1 |
20.09 |
|
|
«Житие Александра Невского» (фрагмент). Глубина и сила нравственных представлений о человеке. |
1 |
22.09 |
|
|
Из литературы XVIII века |
5 |
|
|
|
Г.Р. ДЕРЖАВИН |
2 |
|
|
|
Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа». Тема отношений поэта и власти |
1
|
27.09
|
|
|
Г.Р. Державин «Памятник». Тема поэта и поэзии. |
1 |
29.09 |
|
|
Н.М. КАРАМЗИН |
3 |
|
|
|
Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин |
1 |
04.10 |
|
|
Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика повести, новый тип героя, образ Лизы. |
1 |
06.10 |
|
|
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» |
1 |
11.10 |
|
|
Из литературы XIX века |
33 |
|
|
|
В.А. Жуковский. Краткие сведения о поэте. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». Художественное богатство поэтических произведений. |
1 |
13.10 |
|
|
К.Ф. Рылеев. Краткие сведения о поэте. «Иван Сусанин» |
1 |
18.10 |
|
|
К.Ф. Рылеев « Смерть Ермака». Основные темы, мотивы |
1 |
20.10 |
|
|
А.С. ПУШКИН |
8 |
|
|
|
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы» |
1
|
25.10
|
|
|
Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. |
1 |
27.10 |
|
|
«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). |
1 |
08.11 |
|
|
«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и долг, любовь и дружба, честь, вольнолюбие) |
1 |
10.11 |
|
|
«Капитанская дочка». Система образов романа. |
1 |
15.11 |
|
|
«Капитанская дочка». Отношение автора к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. |
1
|
17.11 |
|
|
Р.Р. Подготовка к классному сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» |
1 |
22.11
|
|
|
Р.р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» |
1 |
24.11 |
|
|
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ |
3 |
|
|
|
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. «Мцыри»: свободолюбие, гордость и сила духа – основные мотивы поэмы. |
1
|
29.11 |
|
|
Художественная идея поэмы «Мцыри» и средства ее выражения; образ — персонаж, образ- пейзаж. |
1 |
01.12 |
|
|
« Мцыри – любимый идеал Лермонтова». В. Г. Белинский) |
1 |
06.12 |
|
|
Н.В. ГОГОЛЬ |
6 |
|
|
|
Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. |
1
|
08.12 |
|
|
Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, взяточничества |
1 |
13.12 |
|
|
Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. |
1 |
15.12 |
|
|
Подготовка к классному сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» |
1 |
20.12 |
|
|
Р.р. Классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» |
1 |
22.12 |
|
|
Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. |
1 |
10.01 |
|
|
И.С. ТУРГЕНЕВ |
3 |
|
|
|
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви. |
1 |
10.01 |
|
|
Повесть И.С. Тургенева «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера |
1 |
17.01 |
|
|
И.С. Тургенев «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. |
1 |
17.01 |
|
|
Н.А. НЕКРАСОВ |
2 |
|
|
|
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны..». |
1
|
24.01 |
|
|
Н.А. Некрасов «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. |
1 |
24.01 |
|
|
А.А. ФЕТ |
2 |
|
|
|
Краткие сведения об А.А. Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой» «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». |
1
|
31.01 |
|
|
Гармония чувств, единство с миром природы – основные мотивы лирики А.А. Фета |
1 |
31.01
|
|
|
А.Н. ОСТРОВСКИЙ |
3 |
|
|
|
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка». Творческая и сценическая история пьесы. |
1 |
07.02 |
|
|
«Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Элементы фольклора в сказке. |
1
|
07.02 |
|
|
Образ Снегурочки. Язык персонажей |
1 |
14.02 |
|
|
Л. Н. ТОЛСТОЙ |
3 |
|
|
|
Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести). |
1 |
14.02 |
|
|
Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. |
1 |
21.02 |
|
|
Р.р. Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого |
1 |
28.02 |
|
|
Из русской литературы XX века |
|
|
|
|
М. ГОРЬКИЙ |
3 |
|
|
|
М.Горький. Основные вехи биографии писателя. |
1 |
07.03 |
|
|
Рассказ «Макар Чудра». Художественнее своеобразие ранней прозы М. Горького. Специфика песни и романтического рассказа |
1 |
07.03 |
|
|
Рассказ «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. |
1 |
07.03
|
|
|
В. В. МАЯКОВСКИЙ |
2 |
|
|
|
Краткие сведения о поэте.«Я» и «вы». |
1 |
14.03 |
|
|
Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». |
1 |
14.03 |
|
|
О серьезном – с улыбкой |
2 |
|
|
|
Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества. «Свои и чужие» |
1
|
14.03 |
|
|
М.М.Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. |
1
|
21.03 |
|
|
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ |
2 |
|
|
|
Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Я не ищу гармонии в природе…», « Некрасивая девочка», «Старая актриса» |
1
|
21.03 |
|
|
Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950-60-х годов. |
1 |
04.04 |
|
|
М.В. ИСАКОВСКИЙ |
2 |
|
|
|
Основные вехи биографии поэта. «Катюша». Творческая история стихотворения. |
1 |
04.04 |
|
|
«Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Продолжение в творчестве М. В. Исаковского традиций русской народной поэзии и лирики XIX века. |
1 |
04.04 |
|
|
В.П. АСТАФЬЕВ |
3 |
|
|
|
Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева. |
1 |
11.04 |
|
|
Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика. |
1
|
11.04 |
|
|
Р.р. Классное сочинение по рассказу «Фотография, на которой меня нет» |
1 |
18.04 |
|
|
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ |
2 |
|
|
|
Основные вехи биографии поэта. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы |
1
|
18.04 |
|
|
«За далью — даль». Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие. |
1 |
25.04 |
|
|
В.Г. РАСПУТИН |
3 |
|
|
|
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. |
1 |
25.04 |
|
|
Нравственная проблематика повести В.Г. Распутина «Уроки французского».Новое раскрытие темы детства на страницах повести. |
1
|
25.04 |
|
|
Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания. Мотивы милосердия |
1 |
16.05 |
|
|
Из зарубежной литературы У.Шекспир. |
2 |
|
|
|
Краткие сведения об У. Шекспире. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем: жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей. |
1
|
16.05
|
|
|
Сценическая история пьесы. «Ромео и Джульетта» на русской сцене. |
1 |
23.05 |
|
|
М. СЕРВАНТЕС |
2 |
|
|
|
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. |
1
|
23.05 |
|
|
Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Рекомендации для летнего чтения |
1 |
23.05 |
|
Формы и средства контроля
Виды контроля |
В год |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Классные сочинения |
4 |
|
2 |
1 |
1 |
Домашние сочинения |
1 |
1 |
|
|
|
Тексты контрольных работ, ключи, критерии оценивания
Творческие работы (сочинения)
Пояснительная записка
Сочинение — это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.
Сочинение по литературе — это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода — это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.
Требования к сочинению:
-
Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
-
Сочинение должно быть основано на знании текста.
-
Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
-
В сочинении необходимо показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если приводится термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что под ним понимается.
-
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей — у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
-
Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).
-
Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
-
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
-
Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
-
Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п
-
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
Сочинение1 (домашнее)
-
Какие чувства, размышления вызвала у тебя повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
-
Какова роль рассказчика в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
-
Какова роль пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
-
Каков смысл заглавия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Сочинение 2 (классное)
-
Пугачевщина и Пугачев на страницах романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: восстание или бунт?
-
Для чего нужна в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» линия Петр Гринёв – Швабрин?
-
Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
-
Отношение Пушкина к изображаемым событиям и героям. ( По роману «Капитанская дочка»)
Сочинение 3 (классное)
-
Что такое хлестаковщина? Это явление уже достояние истории или оно характерно и для нашего времени?
2. Самый комический эпизод в «Ревизоре»
3. Нравственные принципы чиновников города N, ваше отношение к ним.
4. Придуманная и реальная жизнь Хлестакова.
Сочинение 4 (классное)
-
Мое отношение к проблемам, волновавшим героев повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
-
Обстоятельства и жизненный выбор в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».
-
Как Л.Н.Толстой использует прием контраста в рассказе «После бала»?
-
Образ повествователя в рассказе «После бала».
Сочинение 5 (классное)
-
«…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель». (По рассказу В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет»)
-
«Спешите делать добрые дела» (По самостоятельно прочитанным произведениям, с опорой на рассказ В.П.Астафьева)
-
Анализ эпизода по выбору учителя.
-
«Народные приметы не знают границ и расстояний». Какие основания были у писателя, чтобы прийти к такому выводу? (По рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Критерии оценки сочинения
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
-последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-стилевое единство и выразительность речи;
-число речевых недочетов.
Оценка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка. |
Безошибочная работа или 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
|
«4» |
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок. |
2 орфографических и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 0 орфографических и 4 пунктуационные, а также 2 грамматических.
|
«3» |
1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок. |
4 орфографических и 4 пунктуационных, или 3 орфографическая и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. |
«2» |
1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста. В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок. |
7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографическая и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационные, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических.
|
Примечания
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
4