Содержимое материала:
Разработка урока с использованием здоровьесберегающих технологий.
Васильевой Натальи Николаевны.
Тема: Голосеменные растения.
Технологическая карта.
Педагогическая цель: познакомить учащихся с характерными особенностями отдела Голосеменных, их многообразием, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.
Задачи урока:
— образовательная: сформировать знания о признаках голосеменных растений, раскрыть их биологические особенности.
— развивающая: формировать умения отличать по внешнему виду шишку сосну и ель, пихту, кедр; развивать творческие способности учащихся.
— воспитательная: воспитывать стремление работать в составе творческих групп, эстетическое восприятие природы.
Тип, вид урока: Постановка и решение учебной задачи, комбинированный.
Планируемые результаты (предметные): определять принадлежность биологических объектов к голосеменным; устанавливать черты сходства и различия у представителей голосеменных; объяснять роль представителей голосеменных растений в природе и жизни человека.
Личностные результаты: будут сформированы: навыки обучения; формирование культуры общения, коммуникативных качеств, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
— регулятивные – научиться: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
-познавательные – умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, работать с различными источниками информации.
-коммуникативные – научиться: работать в составе творческих групп, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.
Формы и методы обучения:
— формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
— методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, поделками, натуральными объектами); практические (решение кроссворда, составление кластеров, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Оборудование:
Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. М.: Дрофа, 2017.
Поделки: деревянный корабль, изба, кормушка для птиц, янтарные бусы.
Живые шишки в коробочках, гербарии.
Картинки с биологическими объектами.
Продукция, сделанная на основе Хвойных растений: Мыло хвойное, бальзам хвойный, зубная паста «Лесной бальзам», соль для ванн «Хвойная».
Печатный раздаточный материал.
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
Текущий контроль |
|||
1.Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. |
Решение кроссворда (снятие эмоционального напряжения) |
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. /Приложение1/. |
Письменно отвечают на вопросы кроссворда |
Умение четко и лаконично выражать свое мысли, повышают грамотность. |
Работа с кроссвордом. |
2. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составляют план урока. |
Вводная беседа |
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока: Перед вами поделки, сделанные ребятами нашей школы: деревянный корабль, изба, кормушка для птиц, янтарные бусы. -Из чего сделаны эти поделки? Из каких пород деревьев? (Сделаны из хвойных пород деревьев). -Древесина, какого дерева самая прочная в Сибири? (Лиственница). -Отгадайте загадку: зимой и летом – одним цветом. (Ель). -Что объединяет эти породы деревьев? (Это хвойные деревья) Озвучивает тему и цель урока: — Я думаю, вы уже догадались, о какой группе растений идет речь, — это Хвойные или Голосеменные растения. Сегодня мы с вами познакомимся с многообразием этих растений и определим особенности голосеменных. Выдвигаем проблему: За что растения получили свое название «голосеменные»? |
Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. |
Вопросы учителя и устные ответы. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. |
Работа в парах.
Работа в группах
Работа в парах.
Самостоятельная работа с учебником и натуральными объектами.
Фронтальная работа по заполнению кластера. Демонстрация продукции, сделанной на основе Хвойных растений. |
Сегодня мы познакомимся с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Особенно они занимают обширную территорию нашей Сибири. Кто знает, как называются леса Сибири? (Тайга). Более 300 млн.лет назад , в тропических лесах в связи с изменением климата произошла смена господствующих растений. На смену вымирающим папоротникам и хвощам пришли голосеменные. Им для размножения не требовалась вода, так как мужские и женские шишки находятся на одном растении. -Рассмотрим выданные живые шишки. Определяем, что семена лежат на чешуйках открыто, т.е. «голо». Вывод – отсюда и название Голосеменные растения. Используя инструктивную карточку и учебник, выполняют работу. Делают вывод о жизненных формах Голосеменных растений. /Приложение 2/. Назовите все выбранные вами растения. Физминутка: Поработали!? Устали? На зарядку быстро встали! Поднимает руки класс – Это раз. Повернулась голова – Это два! Руки вниз – вперед смотри – Это три! Руки в стороны пошире разверни – на четыре! Сильно их к плечам прижать – Это пять! Классу тихо, молча сесть – Это шесть. Все! Зарядка коротка, отдохнули мы слегка! Рассмотрите выданные гербарии (один широколиственный экземпляр, другой – хвойный). -Что различного и что общего у двух разных видов растений? (Различия: разные листовые пластинки; общее – это листья и они зеленого цвета). Запись в тетрадь: хвоя — это видоизмененные листья голосеменных, имеющие вид тонкой иглы. Каждый получает живую шишку и работает по инструктивной карточке /Приложение 3/.
Физминутка для глаз: Упражнения для глаз Будем делать мы сейчас. Смотрим вверх и смотрим вниз Смотрим вдаль и смотрим в близь. И десяток раз моргнем, И зажмуримся потом. Если глазки устают — Упражнения спасут!
Значение голосеменных растений в природе
выделяют кислород пища для животных дом для животных
Значение для человека изготовление пища бумаги лекарства строительный материал
|
Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Работают с натуральными объектами. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями: выявляют характеристики голосеменных растений. Формулируют выводы на основе наблюдений. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. |
Работают в парах. Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. |
Фронтальный опрос с рассказом учителя. |
4. Первичное закрепление изученного материала. Освоение полученных знаний. |
Фронтальная работа. |
Устная проверочная работа по принципу: «Да» (хлопают) или «Нет» (топают): Листья в виде иголок. На растениях есть цветы. Ель, сосна, пихта – это хвойные породы деревьев. Из почек и хвои изготавливают лекарства. Нужно бережно относиться к растениям. По аплодировали себе за работу. Молодцы. |
Систематизируют полученные знания. |
|
Устные ответы. |
Рефлексия учебной деятельности. |
Фронтальная работа.
Домашнее задание |
Считаете ли вы, что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «Да», то наклейте на нарисованную елочку (на ватмане) стикеры красного цвета, если «Нет» – синего цвета.
Прочитать § 16, ответить на вопросы в конце параграфа. А теперь после работы на уроке, помойте руки Хвойным мылом. |
Осуществляют самоанализ деятельности.
Записывают задание |
Высказывают свое мнение и позицию.
Задают уточняющие вопросы. |
Устные ответы. Наблюдение.
Наблюдение. |
Приложение 1.
Кроссворд Папоротники
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
4 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
2 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Мелкая клетка, служащая для размножения папоротникообразных.
Из этого папоротника получают лекарство от глистов.
Вид топлива из древних папоротников.
Этот вид используют как удобрение.
У папоротников нет этого органа.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
1.с |
п |
о |
р |
4.а |
|
|
|
т |
|
|
|
|
з |
|
|
|
о |
|
2.щ |
и |
т |
о |
в |
н |
и |
к |
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
3.у |
г |
о |
л |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
Приложение 2.
Рассмотреть выданные картинки.
Разложить по группам: Хвойные, Широколиственные.
Определить жизненные формы Голосеменных растений..
Записать вывод в тетрадь.
Приложение 3.
Рассмотреть шишку
По рисункам учебника (стр 79, 80, 81), определить : к какому виду голосеменных относиться.
Дать характеристику этому растению по плану:
Признаки |
Название растения: |
Форма кроны |
|
Отношение к свету |
|
Количество хвоинок в пучке |
|
Как называется лес |
|