Урок Голосеменные растения, с использованием здоровьесберегающих технологий

Содержимое материала:

Разработка урока с использованием здоровьесберегающих технологий.

Васильевой Натальи Николаевны.

Тема: Голосеменные растения.

Технологическая карта.

Педагогическая цель: познакомить учащихся с характерными особенностями отдела Голосеменных, их многообразием, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

Задачи урока:

— образовательная: сформировать знания о признаках голосеменных растений, раскрыть их биологические особенности.

— развивающая: формировать умения отличать по внешнему виду шишку сосну и ель, пихту, кедр; развивать творческие способности учащихся.

— воспитательная: воспитывать стремление работать в составе творческих групп, эстетическое восприятие природы.

Тип, вид урока: Постановка и решение учебной задачи, комбинированный.

Планируемые результаты (предметные): определять принадлежность биологических объектов к голосеменным; устанавливать черты сходства и различия у представителей голосеменных; объяснять роль представителей голосеменных растений в природе и жизни человека.

Личностные результаты: будут сформированы: навыки обучения; формирование культуры общения, коммуникативных качеств, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

— регулятивные – научиться: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

-познавательные – умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, работать с различными источниками информации.

-коммуникативные – научиться: работать в составе творческих групп, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Формы и методы обучения:

— формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

— методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, поделками, натуральными объектами); практические (решение кроссворда, составление кластеров, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование:

Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. М.: Дрофа, 2017.

Поделки: деревянный корабль, изба, кормушка для птиц, янтарные бусы.

Живые шишки в коробочках, гербарии.

Картинки с биологическими объектами.

Продукция, сделанная на основе Хвойных растений: Мыло хвойное, бальзам хвойный, зубная паста «Лесной бальзам», соль для ванн «Хвойная».

Печатный раздаточный материал.

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Текущий контроль

1.Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Решение кроссворда (снятие эмоционального напряжения)

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. /Приложение1/.

Письменно отвечают на вопросы кроссворда

Умение четко и лаконично выражать свое мысли, повышают грамотность.

Работа с кроссвордом.

2. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составляют план урока.

Вводная беседа

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

Перед вами поделки, сделанные ребятами нашей школы: деревянный корабль, изба, кормушка для птиц, янтарные бусы.

-Из чего сделаны эти поделки? Из каких пород деревьев? (Сделаны из хвойных пород деревьев). -Древесина, какого дерева самая прочная в Сибири? (Лиственница).

-Отгадайте загадку: зимой и летом – одним цветом. (Ель).

-Что объединяет эти породы деревьев? (Это хвойные деревья)

Озвучивает тему и цель урока:

— Я думаю, вы уже догадались, о какой группе растений идет речь, — это Хвойные или Голосеменные растения. Сегодня мы с вами познакомимся с многообразием этих растений и определим особенности голосеменных.

Выдвигаем проблему:

За что растения получили свое название «голосеменные»?

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют тему урока.

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.

Вопросы учителя и устные ответы.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Работа в парах.

Работа в группах

Работа в парах.

Самостоятельная работа с учебником и натуральными объектами.

Фронтальная работа по заполнению кластера.

Демонстрация продукции, сделанной на основе Хвойных растений.

Сегодня мы познакомимся с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Особенно они занимают обширную территорию нашей Сибири. Кто знает, как называются леса Сибири? (Тайга). Более 300 млн.лет назад , в тропических лесах в связи с изменением климата произошла смена господствующих растений. На смену вымирающим папоротникам и хвощам пришли голосеменные. Им для размножения не требовалась вода, так как мужские и женские шишки находятся на одном растении.

-Рассмотрим выданные живые шишки. Определяем, что семена лежат на чешуйках открыто, т.е. «голо». Вывод – отсюда и название Голосеменные растения.

Используя инструктивную карточку и учебник, выполняют работу. Делают вывод о жизненных формах Голосеменных растений. /Приложение 2/. Назовите все выбранные вами растения.

Физминутка:

Поработали!? Устали? На зарядку быстро встали!

Поднимает руки класс – Это раз.

Повернулась голова – Это два!

Руки вниз – вперед смотри – Это три!

Руки в стороны пошире разверни – на четыре!

Сильно их к плечам прижать – Это пять!

Классу тихо, молча сесть – Это шесть.

Все! Зарядка коротка, отдохнули мы слегка!

Рассмотрите выданные гербарии (один широколиственный экземпляр, другой – хвойный).

-Что различного и что общего у двух разных видов растений? (Различия: разные листовые пластинки; общее – это листья и они зеленого цвета). Запись в тетрадь: хвоя — это видоизмененные листья голосеменных, имеющие вид тонкой иглы.

Каждый получает живую шишку и работает по инструктивной карточке /Приложение 3/.

Физминутка для глаз:

Упражнения для глаз

Будем делать мы сейчас.

Смотрим вверх и смотрим вниз

Смотрим вдаль и смотрим в близь.

И десяток раз моргнем,

И зажмуримся потом.

Если глазки устают —

Упражнения спасут!

Значение

голосеменных растений

в природе

выделяют

кислород

пища для животных

дом для животных

Значение для человека

изготовление пища

бумаги

лекарства

строительный

материал

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Работают с натуральными объектами. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями: выявляют характеристики голосеменных растений. Формулируют выводы на основе наблюдений. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Работают в парах. Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.

Фронтальный опрос с рассказом учителя.

4. Первичное закрепление изученного материала. Освоение полученных знаний.

Фронтальная работа.

Устная проверочная работа по принципу: «Да» (хлопают) или «Нет» (топают):

  1. Листья в виде иголок.

  2. На растениях есть цветы.

  3. Ель, сосна, пихта – это хвойные породы деревьев.

  4. Из почек и хвои изготавливают лекарства.

  5. Нужно бережно относиться к растениям.

По аплодировали себе за работу. Молодцы.

Систематизируют полученные знания.

Устные ответы.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Фронтальная работа.

Домашнее задание

  1. Считаете ли вы, что нам удалось изучить голосеменные растения?

  2. Если «Да», то наклейте на нарисованную елочку (на ватмане) стикеры красного цвета, если «Нет» – синего цвета.

Прочитать § 16, ответить на вопросы в конце параграфа.

А теперь после работы на уроке, помойте руки Хвойным мылом.

Осуществляют самоанализ деятельности.

Записывают задание

Высказывают свое мнение и позицию.

Задают уточняющие вопросы.

Устные ответы.

Наблюдение.

Наблюдение.

Приложение 1.

Кроссворд Папоротники

5

1

4

2

3

  1. Мелкая клетка, служащая для размножения папоротникообразных.

  2. Из этого папоротника получают лекарство от глистов.

  3. Вид топлива из древних папоротников.

  4. Этот вид используют как удобрение.

  5. У папоротников нет этого органа.

5

в

е

1

п

о

р

4.а

т

з

о

2

и

т

о

в

н

и

к

л

3

г

о

л

ь

а

Приложение 2.

  1. Рассмотреть выданные картинки.

  2. Разложить по группам: Хвойные, Широколиственные.

  3. Определить жизненные формы Голосеменных растений..

  4. Записать вывод в тетрадь.

Приложение 3.

  1. Рассмотреть шишку

  2. По рисункам учебника (стр 79, 80, 81), определить : к какому виду голосеменных относиться.

  3. Дать характеристику этому растению по плану:

Признаки

Название растения:

Форма кроны

Отношение к свету

Количество хвоинок в пучке

Как называется лес

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей