Содержимое материала:
,
Разработка Открытого урока на тему
«Вода-вода»
Цели и задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли; закрепить умение находить, показывать водные бассейны на карте и наносить их на контурную карту; проверить знания каждого ученика, оценить деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему.
Средства обучения: физическая карта полушарий, контурные карты.
Эпиграф к уроку. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете».
Организация урока
Класс заранее разделен на три команды. Ведущий — учитель, он же и строгий судья. За каждый правильный ответ 5 баллов (за нарушения — подсказки, шум в классе баллы снимаются).
1-й конкурс — приветствие.
Команды сочиняют и готовят его заранее» Приветствие — это визитная карточка команды, в которой отражены название команды, эмблема и девиз команды.
Например, название команды: «Капелька», эмблема — капля, в восторге летящая в облако из воды; девиз команды — «Я —- самое большое богатство на свете».
2-й конкурс — разминка.
Ученики должны назвать географические объекты, к которым относятся цифры:
-2 °С — (при этой температуре замерзает океанская вода);
35 %о -— (средняя соленость океанской воды);
0 °С — (при этой температуре замерзает пресная вода);
0 — 200 м — (глубины материковой отмели).
3-й конкурс ~- географическая эстафета.
Капитан команды получает указку. Представители команд по очереди подходят к карте и показывают три географических объекта, которые изучали. Должна называть по очереди каждая команда» названия не должны повторяться. Покажите реки (Амазонка, Обь, Лена,
Миссисипи, Амур Енисей,
Волга,Нил, Конго).
За каждый правильный ответ — 1 балл. Если объект показан не верно, то балл не засчитывается, если объект будет показан со второго раза, то за невнимательность снижается 1 балл.
4-й конкурс — картографов.
На карточках нанесены контуры водных географических объектов. От каждой команды выделяется один участник, который должен правильно определить название, местоположение и тип этих объектов и показать их на физической карте полушарий или России. (Лучше всего взять озера мира, т. к. в данном случае ученик должен еще и назвать, к какому типу по происхождению относится озеро, которое показывал ученик»)
5-й конкурс знатоков.
— Почему пресная вода на Земле не иссякает?
— В каком состоянии воды на Земле больше всего?
— Что называют соленостью вод? В каких единицах она измеряется?
— Почему возникают приливы и отливы?
— Можно ли изобразить течение на карте и как?
—Назовите самый протяженный и самый узкий пролив между материками, (Берингов)
— Что такое айсберг?
— Озеро, в которое впадает 300 рек, а вытекает только одна, самое глубокое.
6-й конкурс капитанов.
Каждый капитан получает по три вопроса:
1 Как по карте определить, какой приток реки — левый или правый?
1, Почему сточные озера, как правило, пресные, а бессточные — соленые?
2. Каким образом межпластовые воды проникают через верхний водоупорный слой?
В конце урока подводится итог. Выигравшая команда награждается интересной книгой.
— Что такое залив пролив? -море,
-остров, -полуостров
-архипелаг и т. д.)?
— Из каких частей состоит гидросфера?(внутр.воды,океан)
— Что такое Мировой океан? Сколько знаешь океанов? Перечисли их
— Какие искусственные водоемы вы знаете?
— На какие виды делятся ледники?
7. Конкурс «Гонка за лидером».
Вопросы на 4 очка (сравнение)
— Чем отличается море от залива?
— Чем отличается внутреннее море от окраинного?
— В чем отличие водопроницаемых пород и водоупорных (грунтовых и межпластовых вод: тектонических в прогибах озер и тектонических в разломах; покровных и горных ледников и т. д.)?
Вопросы на 5 очков (причинно-следственные связи)
— От чего зависит соленость?
— От каких причин зависит скорость просачивания подземных вод?
— Какие причины влияют на высоту снеговой линии?
Вопросы на 6 очков (творческое применение знаний)
— Корабль плывет из Индии в Санкт-Петербург. Капитан корабля заметил, что уровень усадки корабля меняется в разных морях, таких как Аравийское, Красное, Средиземное, Балтийское. Почему это происходит? Где усадка будет больше, а где меньше?
— Приведите примеры стихотворений поэтов, в которых описывается река.
— В вашей местности есть реки.
В завершении игры команда-победительница поощряется оценкой «отлично», в конце урока выставляются оценки всем ученикам, по мере количества баллов, которые заработал каждый ученик непосредственно сам.
Учитель благодарит учеников за работу.
Вопросы на 1 балл
— Что такое гидросфера
.- Дайте определение ледник. Какие виды ледников знаете?
— Что называется речной системой? Из каких частей она состоит?
— Перечислите основные формы рельефа дна океана.
— Что такое речной бассейн? речной водораздел? Что такое море?
— Какие типы морей вы знаете?
— Что такое соленость? В чем она измеряется?
— Что такое водоупорный слой? Приведите примеры.
— Какая вода чище грунтовая или межпластовая?
— Какие виды устьев вы знаете?
— Как определить левый берег и правый?
— Какая река самая длинная?
— Какая река в мире самая полноводная?
— Что такое половодье?
— Перечислите типы питания рек?
— Что такое озеро?
— Опишите внешний вид тектонического озера в прогибе.
— Приведите примеры озер в разломах.
— Что такое снеговая линия?
— Какие виды ледников вы знаете?
— Айсберг — это ледник или нет?
— Какие искусственные водоемы вы знаете?
— Что такое речная долина? Из каких частей она состоит?
— Что такое приток первого порядка, второго порядка?
— Что такое течение?
— Какие бывают течения по происхождению?
— Какие бывают течения по температуре?
— В чем причина происхождения отливов и приливов?
— Что такое цунами?
— Перечислите составные части волны?
— Как изменяется температура океанских вод с глубиной?
— Что такое остров, архипелаг?
— Чем отличается море от залива?
— В чем отличие внутренних морей от окраинных?
— Почему айсберг не является ледником?
— От чего зависит уровень снеговой линии?
— От чего зависит соленость?
— Какое море самое соленое? Какие причины повлияли на высокую концентрацию соли в этом море?
— От чего зависит проницаемость горных пород?
— Приведите примеры водопроницаемых и водоупорных горных пород.
— Чем отличается половодье от паводка?
— Чем отличается дельта от эстуария?
— Объясните происхождение вулканических озер, приведите примеры.
— Какое течение самое мощное?
— Почему прибой всегда движется в сторону берега?
— Объясните изменение температуры океанских вод с глубиной.
— Расскажет о режиме местной реки.
— Где будете искать родник, если в походе у вас закончилась вода?
— Почему говорят, что вода «бьет ключом»?
— В теплых экваториальных водах, или в умеренных больше растворенного кислорода? Почему вы так думаете?
— Корабль плывет из Индии в Санкт-Петербург. Капитан корабля заметил, что уровень усадки судна меняется в разных морях, таких как Аравийское, Красное, Средиземное, Балтийское. Где усадка корабля будет больше, а где меньше?
— Канарское течение и Северо-Атлантическое образовались из теплого течения Гольфстрим. Почему тогда Канарское — холодное, а Северо-Атлантическое — теплое?
— Этот мореплаватель первым совершил кругосветное плавание.
— Существует ли море, у которого нет берегов? Объясните, почему эту территорию выделяют в море.
— Какие цветные водоемы вы знаете?
8 конкурс «Найди 7 слов по теме «Вода-вода»».
Г |
И |
Д |
Р |
О |
С |
М |
О |
Л |
А |
З |
Ф |
Е |
Р |
И |
В |
Н |
Е |
Н |
Е |
К |
Й |
А |
Р |
И |
Л |
А |
А |
Е |
А |
С |
Е |
Й |
Б |
К |
О |
Г |
И |
Д |
Р |
О |
С |
М |
О |
Л |
А |
З |
Ф |
Е |
Р |
И |
В |
Н |
Е |
Н |
Е |
К |
Й |
А |
Р |
И |
Л |
А |
А |
Е |
А |
С |
Е |
Й |
Б |
К |
О |
Подведение итогов. Выставление оценок.