Урок-игра «Вода-вода»

Содержимое материала:

,

Разработка Открытого урока на тему

«Вода-вода»

Цели и задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли; закрепить умение находить, показывать водные бас­сейны на карте и наносить их на контурную карту; проверить знания каждого ученика, оценить деятель­ность учащихся на уроке и при подготовке к нему.

Средства обучения: физическая карта полушарий, контурные карты.

Эпиграф к уроку. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цве­та, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаж­даются, не ведая, что ты такое!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувства­ми …Ты самое большое богатство на свете».

Организация урока

Класс заранее разделен на три команды. Ведущий — учитель, он же и строгий судья. За каждый правильный ответ 5 баллов (за нарушения — подсказки, шум в классе баллы снимаются).

1-й конкурс приветствие.

Команды сочиняют и готовят его заранее» Приветст­вие — это визитная карточка команды, в которой отраже­ны название команды, эмблема и девиз команды.

Например, название команды: «Капелька», эмблема — капля, в восторге летящая в облако из воды; девиз ко­манды — «Я —- самое большое богатство на свете».

2-й конкурс разминка.

Ученики должны назвать географические объекты, к которым относятся цифры:

-2 °С — (при этой температуре замерзает океанская вода);

35 %о -— (средняя соленость океанской воды);

0 °С — (при этой температуре замерзает пресная вода);

0 — 200 м — (глубины материковой отмели).

3-й конкурс ~- географическая эстафета.

Капитан команды получает указку. Представители команд по очереди подходят к кар­те и показывают три географических объекта, которые изуча­ли. Должна называть по очереди каждая команда» назва­ния не должны повторяться. Покажите реки (Амазонка, Обь, Лена,

Миссисипи, Амур Енисей,

Волга,Нил, Конго).

За каждый правильный ответ — 1 балл. Если объект показан не верно, то балл не засчитывается, если объект будет показан со второго раза, то за невнимательность снижается 1 балл.

4-й конкурс картографов.

На карточках нанесены контуры водных географиче­ских объектов. От каждой команды выделяется один уча­стник, который должен правильно определить название, местоположение и тип этих объектов и показать их на фи­зической карте полушарий или России. (Лучше всего взять озера мира, т. к. в данном случае ученик должен еще и назвать, к какому типу по происхождению относит­ся озеро, которое показывал ученик»)

5-й конкурс знатоков.

— Почему пресная вода на Земле не иссякает?

— В каком состоянии воды на Земле больше всего?

— Что называют соленостью вод? В каких единицах она измеряется?

— Почему возникают приливы и отливы?

— Можно ли изобразить течение на карте и как?

—Назовите самый протяженный и самый узкий про­лив между материками, (Берингов)

— Что такое айсберг?

— Озеро, в которое впадает 300 рек, а вытекает только одна, самое глубокое.

6-й конкурс капитанов.

Каждый капитан получает по три вопроса:

1 Как по карте определить, какой приток реки — ле­вый или правый?

1, Почему сточные озера, как правило, пресные, а бес­сточные — соленые?

2. Каким образом межпластовые воды проникают че­рез верхний водоупорный слой?

В конце урока подводится итог. Выигравшая команда награждается интересной книгой.

— Что такое залив пролив? -море,

-остров, -полуостров

-архипелаг и т. д.)?

— Из каких частей состоит гидросфера?(внутр.воды,океан)

— Что такое Мировой океан? Сколько знаешь океанов? Перечис­ли их

— Какие искусственные водоемы вы знаете?

— На какие виды делятся ледники?

7. Конкурс «Гонка за лидером».

Вопросы на 4 очка (сравнение)

Чем отличается море от залива?

— Чем отличается внутреннее море от окраинного?

— В чем отличие водопроницаемых пород и водоупорных (грунто­вых и межпластовых вод: тектонических в прогибах озер и тек­тонических в разломах; покровных и горных ледников и т. д.)?

Вопросы на 5 очков (причинно-следственные связи)

От чего зависит соленость?

— От каких причин зависит скорость просачивания подземных вод?

— Какие причины влияют на высоту снеговой линии?

Вопросы на 6 очков (творческое применение знаний)

— Корабль плывет из Индии в Санкт-Петербург. Капитан кораб­ля заметил, что уровень усадки корабля меняется в разных мо­рях, таких как Аравийское, Красное, Средиземное, Балтий­ское. Почему это происходит? Где усадка будет больше, а где меньше?

— Приведите примеры стихотворений поэтов, в которых описы­вается река.

— В вашей местности есть реки.

В завершении игры команда-победительница поощряется оцен­кой «отлично», в конце урока выставляются оценки всем ученикам, по мере количества баллов, которые заработал каждый ученик непо­средственно сам.

Учитель благодарит учеников за работу.

Вопросы на 1 балл

Что такое гидросфера

.- Дайте определение ледник. Какие виды ледников знаете?

— Что называется речной системой? Из каких частей она состоит?

— Перечислите основные формы рельефа дна океана.

— Что такое речной бассейн? речной водораздел? Что такое море?

— Какие типы морей вы знаете?

— Что такое соленость? В чем она измеряется?

— Что такое водоупорный слой? Приведите примеры.

— Какая вода чище грунтовая или межпластовая?

— Какие виды устьев вы знаете?

— Как определить левый берег и правый?

— Какая река самая длинная?

— Какая река в мире самая полноводная?

— Что такое половодье?

— Перечислите типы питания рек?

— Что такое озеро?

— Опишите внешний вид тектонического озера в прогибе.

— Приведите примеры озер в разломах.

— Что такое снеговая линия?

— Какие виды ледников вы знаете?

— Айсберг — это ледник или нет?

— Какие искусственные водоемы вы знаете?

— Что такое речная долина? Из каких частей она состоит?

— Что такое приток первого порядка, второго порядка?

— Что такое течение?

— Какие бывают течения по происхождению?

— Какие бывают течения по температуре?

— В чем причина происхождения отливов и приливов?

— Что такое цунами?

— Перечислите составные части волны?

— Как изменяется температура океанских вод с глубиной?

— Что такое остров, архипелаг?

Чем отличается море от залива?

— В чем отличие внутренних морей от окраинных?

— Почему айсберг не является ледником?

— От чего зависит уровень снеговой линии?

— От чего зависит соленость?

— Какое море самое соленое? Какие причины повлияли на высо­кую концентрацию соли в этом море?

— От чего зависит проницаемость горных пород?

— Приведите примеры водопроницаемых и водоупорных горных пород.

— Чем отличается половодье от паводка?

— Чем отличается дельта от эстуария?

— Объясните происхождение вулканических озер, приведите примеры.

— Какое течение самое мощное?

— Почему прибой всегда движется в сторону берега?

— Объясните изменение температуры океанских вод с глубиной.

— Расскажет о режиме местной реки.

— Где будете искать родник, если в походе у вас закончилась вода?

— Почему говорят, что вода «бьет ключом»?

— В теплых экваториальных водах, или в умеренных больше растворенного кислорода? Почему вы так думаете?

— Корабль плывет из Индии в Санкт-Петербург. Капитан кораб­ля заметил, что уровень усадки судна меняется в разных мо­рях, таких как Аравийское, Красное, Средиземное, Балтий­ское. Где усадка корабля будет больше, а где меньше?

— Канарское течение и Северо-Атлантическое образовались из теплого течения Гольфстрим. Почему тогда Канарское — хо­лодное, а Северо-Атлантическое — теплое?

— Этот мореплаватель первым совершил кругосветное плавание.

— Существует ли море, у которого нет берегов? Объясните, по­чему эту территорию выделяют в море.

— Какие цветные водоемы вы знаете?

8 конкурс «Найди 7 слов по теме «Вода-вода»».

Г

И

Д

Р

О

С

М

О

Л

А

З

Ф

Е

Р

И

В

Н

Е

Н

Е

К

Й

А

Р

И

Л

А

А

Е

А

С

Е

Й

Б

К

О

Г

И

Д

Р

О

С

М

О

Л

А

З

Ф

Е

Р

И

В

Н

Е

Н

Е

К

Й

А

Р

И

Л

А

А

Е

А

С

Е

Й

Б

К

О

Подведение итогов. Выставление оценок.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей