Содержимое материала:
Урок – путешествие по МХК
«Достойная культура всех народов».
Цель: Повторение и обобщение по теме на основе креативных навыков.
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Задачи:
-
Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников;
-
Формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой;
-
Формирование элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений;
-
Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления — интуиции, пространственного воображения, смекалки;
-
Развитие памяти;
-
Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.
Оборудование: иллюстрации, применение ТСО, отрывки из литературных, музыкальных произведений, презентация.
Учитель — Тема нашего театрализованного урока-путешествия «Достойная культура всех народов». И сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое.
ЗВУЧИТ: музыкальный фрагмент « к Элизе»
Учитель — Учителя!
Они у каждого найдутся
И знания из поколений
В поколения передаются.
И по крупицам собирая знания
Мы строи, пишем, создаем!
Не важно, где их применяем,
А важно, как и для чего… живем!
(на тексте дети занимают свои места)
ЗОДЧИЙ-
Учителя эпох и поколений
Я, зодчий – строю храмы и жилье.
Мои творения по всей планете…
Пизанской башни торжество.
И мудрый сфинкс, и церковь Святой Ксении.
Я воссоздал благодаря учителям.
МАСТЕР-
Хвалу я пою тем мастерам,
Которые мне вложили разум в руки.
Я мастер! Все умею, все смогу.
Тому народные творенья мне порукой.
И жостовский поднос, и Тульский самовар,
Китайский фарфор, русская матрешка.
Культуру наций, я в веках пронес
Нет большей похвалы, которую бы мог сказать
Любой народный мастер.
ЖИВОПИСЕЦ-
Я – живописец!
Хвала учителям!
Я и Рембрант, и Пикассо и Айвазовский.
Я веру вам, через икону дам!
Творения Рублева, Феофана Грека…
КОМПОЗИТОР –
А я заставлю плакать и смеяться,
Грустить и радоваться,
Горевать и возрождаться.
Я душу трону клавишей, струной
А может быть как Лель и дудочкой простой.
Я музыкой своей гимн пропою учителям
Которые отдали знанья нам.
Учитель –
Мы через творчество свое
Трудом, игрой и КВНом
Искусство и культуру стран всех познаем
И это все уроком называем.
Так вместе творчески, духовно и культурно
Мы как личности растем!
Учитель и ученики – пред вами.
Хотите знать о нас побольше – смотрите:
И увидите все сами!
ЗВУЧИТ: гусли – выходит Боян, проектируется Колокол, эпиграф.
БОЯН – Колокола!
Ваш звучный звон –
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живет в вас радость,
Клич и стон,
Как отголосок
Жизни бывшей…
Учитель — Колокола…на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, освещая время труда и отдыха , сна и бодрствования. С древнейших времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, зазывали народ на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, а в трагические для Родины дни звали на защиту Отечества. Удивительная история колокольной музыки уходит в древность. Но на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, в живописи.
Учитель – Давайте вспомним, когда появились колокола на Руси? Можем ли мы представить историю нашей страны без колокольного звона? И кто их создал?
1ученик — в 1530 году Иван Афанасьевич вылил для Новгорода колокол, звон его уподоблялся «страшной трубе гласящей».
2-й – «Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет!» так писал историк из Византии Павел Алеппский о Большом Успенском колоколе Кремля. Исполин в 800пудов (128 тонн) казался чудом. Большое колокольное дело совершил очень молодой Александр Григорьев в 1655 году.
3-й –Самый огромный колокол не только в России, но и в целом свете был отлит в Москве в 1773-1735 гг. Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес 200 тонн.
4-й-Звонить в колокол было одним из любимых занятий русских людей. Существовал особый устав звонов, в котором указывалось, ак звонить в будни и праздники. Встречать колокольным звоном лучших людей отечества считалось величайшей честью.
5-й – К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена прозвища: Гавриил, Реут (ревун). Широкий, лебедь, Медведь — в зависимости от характера их звучания.
Учитель – Будничный звон колоколов резко контрастирует с приподнятыми праздничными звонами. Его исполняет 1 звонарь. Давайте послушаем.
Звучит: Будничный звон колоколов
Учитель – Во времена Петра ! получил распространение Егорьевский звон, характерный своим плавным и размерным ритмом. Мощные звуки 3-х больших колоколов наполняют пространство гармонией. На фоне их особенно выделяется звучание мелких колоколов. Послушайте.
Звучит: Егорьевский звон».
Учитель — Во время пожаров, бедствий или другого происшествия раздавался звон одного более звучного колокола. Такой звон называется Набатным или всполошным. В древности набатные колокола называли «вечевыми» т.к. в них звонили при сборе народа на вече. Послушайте этот звон.
Звучит: Набатный колокол.
Учитель — В конце 19 века музыкально одаренные ростовские звонари создали свой оригинальный звон , в котором мелки за звонные колокола передают веселый праздничный трезвон, а средние открывают творческий простор для новых мелодий. Давайте послушаем праздничные звоны.
Звучит: праздничные звоны.
Учитель – А как отозвались колокола в нашей русской литературе! Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней. Давайте вспомним некоторые.
1-й – Не спят. Не помнят, не торгуют,
Над черным городом, как стон,
Стоит, терзая ночь глухую,
Торжественный пасхальный звон.
А.А.Блок
2-й– 7 холмов – как 7колоколов!
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетов – сорок сороков.
Колокольное семихолмье.
М.Цветаева
3-й – День православного Востока,
Святись, святись великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Ф.И.Тютчев
Учитель – Спасибо. Часто звучит колокольный звон ив русской классической опере. Вспомните «Ивана Сусанина» М.Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского.
Давайте послушаем фрагменты из этих опер:
ЗВУЧИТ:__________________________________
Учитель – Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках слышалась человеческая речь.
Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
Учитель – Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Очень любили колокольный звон в Англии. При церквах и соборах существовали общества звонарей. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас устраивают праздники колокольной музыки. Чаще всего такие праздники проводят в старинных русских городах Ростове Великом, Суздале, которые славятся своими чудесными колоколами.
Боян – Пусть, Трогая сердца людские,
Потомков звоном будет звать,
Сливаться с хором литургии
В груди скорбящего рыдать!
К единству, дружбе, благостыне
Пусть он людей зовет отныне,
И в мире то исполнит он
Чему он нами посвящен.
Ф.Шиллер
ЗВУЧИТ:_________________________-колокольный звон
Учитель – Говорят: икона – молитва в красках,
Храм – молитва в камне,
Колокол – молитва в звуке.
У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол…
Учитель – А теперь давайте перенесемся к чуду русской архитектуры.
Выходит Зодчий
Зодчий – Большинство памятников древнерусского зодчества. Дошедших до нас –церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.
Учитель – давайте вспомним первые столетия русского зодчества. Перечислите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.
1-й – (прикрепляет картинку на доску) — по случаю выдающейся Победы велел князь Ярослав заложить храм в честь святой Софии в Киеве. Подлинным украшением собора стало многоглавие. Этот собор играл важную роль в жизни средневекового Киева — в нем хранились государственные документы, имелась библиотека и мастерская рукописных книг.
2-й – В середине 11 в. Сын Ярослава князь Владимир заложил храм в Новгороде и назвал Софийским. Поражали его огромные размеры: высокое подкупольное пространство, множество потайных помещений.
3-й – на территории старинного Юрьева монастыря в начале 12в. Был сооружен монументальный Георгиевский собор. Этот собор был последним монументальным сооружением Новгорода.
4-й – последней постройкой 12в., был выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице. Ее заказчик – князь Ярослав Владимирович – пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Несмотря на небольшие размеры храма. Она кажется величественной и монументальной. Главная особенность спаса на Нередице в его пластичности, округлости форм.
5-й – в 3 км. от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с названием Покрова. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью. Почти невесомостью. В своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.
Зодчий – веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византия явилась ее родоначальницей, но выбравшись из уз ученичества, русское зодчество пошло своим самобытным путем.
Демонстрация слайдов
Учитель – кто мне скажет, какие архитектурные памятники 12 века дошли до наших дней?
1-й – Золотые ворота во Владимире. Сохранились до наших дней, правда в сильно искаженном виде.
2-й – ныне белокаменное чудо церкви Покрова на Нерли стоит посреди поля на невысоком холме. У его подножия — небольшое озерцо, остаток русла реки Нерль.
3-й – недалеко от Москвы в Дубровицах сохранился собор.
Учитель – удивительными по красоте были и архитектурные ансамбли русских монастырей, строившихся обычно вдали от селений, в глухих
Лесистых местах. Да и жизнь монахов интересной. Давайте заглянем в монастырь.
ЗВУЧИТ:___________________стоит журнальный столик, свеча, лежит книга, длинный лист бумаги, монах пишет пером.
Учитель – В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Монах — Я писал зимой и летом.
Озаренный тусклым светом,
Я писал из года в год
Про великий наш народ.
Учитель – А что означает слово монах?
1-й – в переводе с греческого, означает «уединенный»
Учитель – кто перечислит подвиги монахов?
2-й – Пещерничество. Затворничество, столпничество, давали монахи и обеты безмолвия, юродство. Юродивым называли человека, притворившегося безумцем, чтобы терпеть поношения и издевательства людей. К их пророчествам прислушивались даже цари.
Учитель – Кто мог постричься в монахи?
3-й – Любой человек , достигший десятилетнего возраста.
Учитель – в какие одежды облачался послушник при пострижении?
4-й – Одежда была из грубой шерстяной ткани черного цвета. Ряса -длинная до пят рубаха, кожаный пояс, сапоги и клобук – невысокая шапочка.
Учитель – какова же была монастырская жизнь?
1-й – В монастырях существовала строгая система управления. Всю их жизнь регламентировал Устав.
2-й – В середине века монастыри были важными очагами культуры – письменности, иконописания, храмостроения. Первые библиотеки на Руси также были монастырскими.
3-й – Книги в монастыре не только собирали, но и переписывали. В русских монастырях жили и работали древние летописцы. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал в 12 веке первую отечественную летопись «Повесть временных лет».
4-й – в 15-17 веках в Троицком монастыре творили величайшие мыслители земли русской. Писатель Епифани Премудрый провел в обители более 30 лет.
5-й – За распространение своих взглядов проповедник Максим Гек, был сослан, скитался по Монастырям, пока не оказался в Троицком, где и умер, оставив богатое литературное наследие – более 150 проповедей, переводов.
6-й – Во многих монастырях хранились богатейшие собрания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
7-й – Святого Сергия Радонежского в Древней Руси называли «Игуменом Земли Русской». Его почитали и любили, считали своим покровителем. Он Родился в боярской семье. В 23 года. Оставшись без родителей, он раздал наследство и вместе со старшим братом. Стефаном. Священником, среди дремучего леса,срубил хижину, чтобы жить в уединении и непрестанной молитве. Сергий принял монашеский постриг. Постепенно к Сергию собиралось немало людей, и на месте одинокой избушки вырос большой монастырь. Сергий первый в России ввел в нем строжайший устав.
Учитель – Мир русского монастыря был удивительно многогранен. Он сочетал в себе возвышенную религиозную, духовность и скудность монашеского быта, многообразие искусств и обширное, образцовое хозяйство, книжную ученость.
Учитель – русская средневековая живопись преимущественно религиозна. Живопись – это прежде всего, искусство цвета. Художники изображали святых, иллюстрировали библейские сюжеты. В храмах их можно увидеть в виде настенной живописи, мозаики и фрески. В старину к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Давайте посмотрим некоторые из них.
Звучит:__________________________выходит живописец
Живописец – В старину в каждом доме на почетном месте – в красном углу –висели образа. В царском быту были распространены «мерные иконы» Когда рождался царевич, с младенца снимали мерку и передавали иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого-покровителя.
Учитель — В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона «Иоанна Лествичника» написанная в 1554г в честь рождения царевича Ивана, сына Ивана Грозного. Чаще всего на иконах изображали святых. А почетное место занимали иконы с изображением «Богоматери». И сегодняшний «вернисаж» познакомит нас с образом «Богоматери» в изобразительном искусстве.
Звучит : Аве Мария.
На Руси было известно более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери. К ее образу многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519) (на доску прикрепляется изображение).
1-й — образ мадонны (так в Италии называли богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Возрождения. Это одно из произведений Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. «Мадонна с цветком» — написанная во Флоренции в 1472г. Полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. «Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как малыш внимательно его рассматривает.
2-й – Еще один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (1490) Изображено состояние спокойной радости. В которое погружена прекрасная молодая женщина с ребенком. Спокойная уравновешенность всех элементов картины подчеркивает гармоничность образа матери.
3-й – С творчеством Рафаэля Санти (1483-1520) связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Неустанное стремление к свету и совершенству составляет суть его художественного творчества. В 1515-1519гг по заказу монастыря Святого Сикста в Пъячеце, ныне она называется «Сикстинская Мадонна» Рафаэль изобразил непросто Божественную мать с младенцем, но чудо явления Царицы небесной, несущей людям своего сына как искупительную жертву. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости. Покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед нею Сикст 4 и святая Варвара.
4-й — Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие Богоматерь, а иконы.
5-й – Главная святыня земли Русской «богоматерь Владимирская» — икона начала 12 века. Вглядитесь в это изображение… Богоматерь держит Младенца на правой руке, а Ребенок прильнул к ее щеке, и протягивает ручонки, обнимая ее за шею. Мария задумалась, прижимая к себе Сына. В ее взгляде мы видим и отрешенность, и печаль: Мать знает, какие страдания ждут ее дитя.
— С благоговением относится к этой иконе русский народ. Перед ней молились русские князья и цари, вступая в поход.
Учитель – Почему именно эта икона стала одной из величайших русских святынь?
1-й – легенды о ней связаны с именем евангелиста Луки и неоднократное участие в спасение Москвы от набегов татар.
2-й – дальнейшая история иконы тесно связана с именем Андрея Боголюбского. Князь Андрей Юрьевич задался целью перенести политический центр страны из Киевской Руси в Суздальские земли.
3-й – Икона к тому времени уже проявилась чудесами: она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели ее парившей под куполом церкви. Исполненный желания взглянуть на чудо, князь осмотрел все иконы и выбрал эту. С нею он отправился в Киев. А затем в Ростов.
4-й – В пути князь несколько раз обращался за помощью к Божьей Матери, и Богородица ему помогала.
5-й- Во Владимире икона исцелила больных и увечных. А когда он задумал перевезти икону в Ростов, кони даже с места не сдвинулись. То место князь назвал Боголюбовым, а позже и сам получил прозвище Боголюбский.
Учитель – Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей земли Русской. Может быть по этому к образу Богородицы неоднократно обращались русские живописцы, создавая произведения большой художественной силы – как церковные, так и светские.
Учитель – А вот такие строки посвятил М.А. Волошин этой иконе:
А она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Учитель –
Путешествие по вернисажу окончено. И давайте еще раз вспомним и повторим то о чем мы сегодня говорили на уроке:
-
Как в древней Руси города передавали друг другу сообщения о приближении врагов? ( с помощью колокола)
-
Где можно услышать концерт колоколов? (В Ростове Великом, Суздале)
-
Какие звоны мы сегодня услышали? (праздничные, набатные, будничные)
-
Какими голосами звонили колокола с названиями Медведь и Ревун? (низкими. Тяжелыми).
-
Какие архитектурные ансамбли дошли до наших дней? (Соборы. В нашем городе восстановлен Собор Покрова пресвятой Богородицы)
-
А что означает слово монах? (уединенный)
-
Какими качествами должен обладать монах?
-
Скажите, а кто-нибудь из вас смог бы вот так отказаться от мирской жизни?
-
Какие литературные произведения мы сегодня с вами вспомнили?
-
Учитель – Более углубленный материал по темам вы можете найти в этих книга, на этих сайтах.( на экране проецируются книги, ссылки на сайты)
ЗВУЧИТ: классическая музыка.
Учитель – трудно перечислить все золотые россыпи народной культуры и искусства России. Знакомясь с ней, вводя ее в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечней, потому, что в ней слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. Этот опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.
И мне учителю родного городка пора пропеть хвалу великим.
Живописец – А я еще хочу сказать негромкие слова,
Спасибо, же предмету МХК.
Композитор – Что дети помнят, знают всю культуру стран
И всех прошедших истинных событий.
Зодчий – Что знают зодчие и мастера.
Мастер – Что знают музыканты, композиторы.
А может быть простой строитель.
Учитель – Я год от года детям отдаю, что знаю!
И свои знанья пополняю.
Я донесла от сердца своего
К сердцам детей достойную культуру
Тех прошедших дней.
ЗВУЧИТ:_______________________________________
Учитель – наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активное участие. Все получают оценку отлично. А домашним заданием будет – написание докладов о культурных памятниках родного края.
12