Содержимое материала:
Виды презентаций на уроке иностранного языка
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
Презентации отличаются друг от друга по различным параметрам и могут быть классифицированы по разным критериям (данная классификация критериев составлена Л. И. Ястребовым):
-
по направленности на определенную аудиторию:
— для работы в аудитории с проецированием па большой экран;
— для самостоятельной работы за персональным компьютером;
-
по функциональному использованию:
— деловая (официальная, официально-эмоциональная, информационный ролик);
— учебная (чтение лекций, проведение семинаров, защита курсовых и дипломных работ, выступление на конференции);
— обучающая (при обучении дисциплинам в школе и в вузе);
— прикладная (раздаточный материал в виде графиков, схем, таблиц и т.д.);
-развлекательная (поздравления, сопровождение концертов и увеселительных мероприятий).
-
по характеру представляемой информации:
— текстовая;
— аудио-видео;
— иллюстративная;
— комбинированная (сочетание текстовых, иллюстративных и аудио-видео материалов в одной презентации).
-
по структуре и управлению:
— линейная с жесткой последовательностью кадров — представление цельных слайдов, так называемых «плакатов»;
— линейная с эффектами анимации последовательный переход от одного слайда к другому с использованием эффектов анимации;
— гипертекстовая с разветвленной структурой — последовательность подачи материала произвольна и регламентируется гиперссылками;
— в форме Интернет-страницы — единственным отличием от гипертекстовой презентации является способ управления с помощью вертикального или горизонтального меню;
— с эффектами скрытых сладов — презентация, в структурном плане которой имеются слайды, не появившиеся на экране в ходе презентации.
Обучающие презентации отличаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудированию, говорению или письму); по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Ж. А. Денисова и М. К. Денисов предлагают несколько этапов технологии непосредственного использования в учебном процессе мультимедийная презентация: 1) подготовительный; 2) преддемонстрационный; 3) демонстрационный; 4) последемонстрационный; 5) рефлексивный.
Подготовительный этап включает в себя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем мультимедийной презентации. В ходе апробации данной технологии нами выработан алгоритм создания мультимедийной презентации. Следуя ему, учитель должен:
а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой мультимедийной презентации;
б) продумать цели и задачи создания слайдов;
в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, потенциальные возможности;
г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой);
д) продумать содержание текстов исходя из основных требований к мультимедийной презентации;
е) составить сценарий мультимедийной презентации;
ж) создать структуру мультимедийной презентации, используя необходимые компьютерные программы;
з) применить анимационные и звуковые эффекты;
и) проанализировать и оценить подготовленную презентацию согласно требованиям к мультимедийной презентации;
к) скорректировать возможные недочеты.
В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся.
На демонстрационном этапе происходит предъявление нового материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов.
Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правила, повторение лексических единиц.
Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа мультимедийной презентации, мониторинг.
Зачастую на уроке возникает необходимость комбинированного набора различных видов средств наглядности. Программа PowerPoint и ее продукт (мультимедийная презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся:
— интерактивность — способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию;
— мультимедийность — использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством;
— комплексность представления информации — возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);
— дискретность — смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов (он/они должен/ны представлять законченный в смысловом отношении фрагмент презентации);
— программная совместимость — возможность использовать объекты из других программ, например из приложений MS Office;
— доступность технического инструментария — наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом MS Office.
Успешность готового продукта и его реализация на уроке зависят от ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, начиная с монтажа макета слайд-шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением. Поэтому Л. А. Беляева и Н. В. Иванова считают необходимым предложить учителям методические рекомендации, составленные Е. К. Пыховой и Л. И. Ястребовым, по подготовке и использованию слайд-шоу на уроке иностранного языка. В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий.
Определение целей и задач будущей презентации. На данном этапе следует четко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования; выделить ключевые моменты и определить целевую группу обучающихся; продумать технические условия будущей демонстрации. Л. И Ястребов предлагает ориентироваться на три способа использования презентации:
— обучающиеся следят за показом слайдов со своих мест; слайды проецируются на большой экран; такая презентация может иметь место при любой форме проведения аудиторного занятия, а также на любом этапе урока, например при семантизации новых лексических единиц, презентации нового грамматического материала, тренировке учебного материала и т.д.;
— обучающиеся во время презентации видят ее на экранах своих компьютеров; по ходу презентации учитель дает пояснения (с помощью большого экрана или монитора компьютера): как и в первой ситуации, презентация может появиться на любом уроке вне зависимости от его этапа;
— обучающиеся самостоятельно (во внеурочное время) знакомятся с презентацией; она выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, повторение пройденного материала, справочные материалы и т.д.).
Отбор и организация учебного материала. На этой стадии в компьютере создается накопительная папка, в которую входят частные папки (для текстов, цитат, иллюстраций, фотографий, упражнений). Затем начинается поиск, сохранение и накопление в папках информации из различных источников. И, наконец, проектируется структура этапа/ов урока с использованием слайд-шоу с учетом технологического инструментария программы PowerPoint.
Написание сценария презентации, включая изготовление изобразительного макета (структурного скелета) будущего слайд-шоу. Здесь важно учесть следующие моменты: выделение основных элементов презентации, создание структуры основной части презентации, распределение учебного материала по слайдам, поиск дополнительной информации (при необходимости), продумывание экспозиции, проверка логики подачи материала, подготовка заключения. Уже на данном этапе должен быть разработан комплекс упражнений.
Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности. Под этим подразумевается:
— простая навигация и управление;
— умеренное эстетическое оформление слайда в соответствии с требованиями, предъявляемыми к опорам и наглядности;
— соответствующий стиль подачи материала (пункты плана, ключевые слова, перечисления), отсутствие сложных грамматических структур и сплошного текста;
— предварительный учет вариантов развития урока и ответов обучающихся, а также их фиксация в презентации (через гиперссылку с эффектом скрытого слайда);
— распечатка макета слайда с теми заметками, которые необходимы для подачи информации.