Содержимое материала:
1.3 Виды знаний
Богбаз10, §6, 63-64; Богпроф10, §23.
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.
Классификация № 1.
Основание: каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии, искусству и т.д. соответствуют специфические формы знания.
1) Миф – (от греч. mythos – предание, сказание) – повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Особенности мифологического познания:
-
очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация);
-
нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени);
-
поиск целенаправленной воли (телеологизм);
-
идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе;
-
восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм).
Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.).
2) Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
3) Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.
4) Народная мудрость, здравый смысл.
Здравый смысл (англ. – common sense) – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
5) Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
-
Специфика искусства как формы художественного познания.
Образность и наглядность. -
Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, Воображение и фантазия познающего субъекта;
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, !!!искусство исследует человека в целом.
6) Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.
В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.
Классификация № 2:
1) житейское знание (основано на здравом смысле и обыденном сознании, сводится к констатации фактов и их описанию);
2) научное;
3) практическое;
4) художественное;
5) рациональное (отражение реальности в логических понятиях и категориях);
6) иррациональное (предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, аномальные явления, не укладывающиеся в законы логики и науки);
7) личностное (зависит от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности).
5.1. Какое место занимает знание на карте человеческой духовности?
5.2. Виды знания.
5.2.1. Классификация № 1.
5.2.2. Классификация № 2.
5.2.3. Классификация № 3.
5.2.4. Классификация № 4.
5.1. Какое место занимает знание на карте человеческой духовности?
5.1.1. Знание и мнение.
Античная мысль отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его с мнением. Считалось, что мнение строится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, в знании схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью.
5.1.2. Знание и вера.
Средневековая философия подняла вопрос об отличии знания от веры. Знание связывалось с обязательно присущим ему доказательством. Вера не требует доказательств, и тем самым принципиально отличается от знания.
5.1.3. В Новое время под влиянием успехов естественных наук знание понимается как научное знание. Понятия знания, истины и науки были фактически отождествлены.
5.1.4. Современная философия постепенно отказывается от отождествления знания и науки.
Сегодня в качестве относительно самостоятельных способов познания наряду с наукой рассматриваются и другие виды духовной деятельности. Помимо науки выделяются такие виды знания, как обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, оккультное, паранормальное, медитативное.
5.2. Виды знаний.
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.
5.2.1. Классификация № 1.
Основание: каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии, искусству и т.д. соответствуют специфические формы знания.
1) Миф – (от греч. mythos – предание, сказание) – повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы:
1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы);
2) эсхатологические мифы;
3) человека (антропогонические мифы);
4) о происхождении солнца (солярные мифы);
5) луны (лунарные мифы);
6) звезд (астральные мифы);
7) мифы о животных;
календарные мифы;
9) мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);
10) мифы об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
Эсхатология (от греч. eschatos – крайний, последний и logos – учение) – учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.
Особенности мифологического познания:
1) очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация);
2) нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени);
3) поиск целенаправленной воли (телеологизм);
4) идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе;
5) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм).
Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.).
2) Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
3) Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.
4) Народная мудрость, здравый смысл.
Здравый смысл (англ. – common sense) – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
Здравый смысл не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности, но и противопоставлен оторванным от жизни искусственным построениям.
Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности.
5) Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Специфика искусства как формы художественного познания.
1) Образность и наглядность.
Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы.
3) Воображение и фантазия познающего субъекта; художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, !!!искусство исследует человека в целом.
6) Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.
В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.
В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.
Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации.
Паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, обращается не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.
5.2.2. Классификация № 2:
1) житейское знание (основано на здравом смысле и обыденном сознании, сводится к констатации фактов и их описанию);
2) научное;
3) практическое;
4) художественное;
5) рациональное (отражение реальности в логических понятиях и категориях);
6) иррациональное (предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, аномальные явления, не укладывающиеся в законы логики и науки);
7) личностное (зависит от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности).
Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил построения знания. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, является необходимой и реально существующей компонентой знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.
5.2.3. Классификация № 3.
Основание: степень близости (удалённости) к научному знанию.
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.
Вненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое находится в противоречии с существующей картиной мира.
Формы вненаучного знания.
1) Донаучное знание выступающее прототипом, предпосылочной базой научного.
До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности.
Наши предки располагали достаточно высокоразвитыми космологическими, медицинскими, экологическими представлениями, которые могли быть даже более адекватными и результативными на практике, чем научные теории недавнего времени.
2) Ненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.
3) Паранаучное знание несовместимо с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.
4) Лженаучное знание сознательно эксплуатирует домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Являясь заблуждением, стремится придать себе форму научного знания и претендует на его статус и признание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров.
Признаки лженауки: малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, претенциозность.
Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью.
5) Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмование кибернетики и т.п.
6) Антинаучное знание утопично и сознательно искажает представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности.
7) Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
Эзотеризм (от др.-греч. ἐσωτερικός – внутренний) – учение, претендующее на тайность, скрытость содержания, предназначенное только для посвященных; сфера специфических взглядов о глубинной мистической (неочевидной) сути эволюции мира, цивилизации и человека.
5.2.4. Классификация №4 (по степени обобщённости, теоретичности).
1) Обыденное познание: фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, приметы, игры.
Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто и молчаливо руководит действиями субъекта.
Другая его особенность – принципиально бесписьменный характер.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.
2) Чувственно – абстрактное познание: миф, искусство, мораль, религия, оккультное, паранормальное, медитативное познание.
Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – совокупность учений о скрытых, сверхъестественных, «аномальных» силах космоса, земных предметов и явлений, тела человека, слов, чисел, знаков.
Виды оккультизма: астрология, алхимия, физиогномика, графология, френология, спиритизм, полтергейст, каббалистика.
То, что в оккультных учениях казалось таинственным, нередко становилось предметом науки (как это случилось с магнетизмом в эпоху Возрождения, гравитацией в Новое время, земными лучами в наше время). Оккультное познание способствовало выработке нового мировоззрения, стремясь рассматривать человека (микрокосм) и мир (макро- и мегакосм) в их взаимодействии. Во многом благодаря оккультизму стал разрабатываться «антропный принцип»: человек стал рассматриваться как «узел Вселенной».
Астрология (от греч. astro – звезда и logos – учение) – учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени.
Алхимия (от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō – лью, отливаю) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии – нахождение т. н. «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т. д. Положительная роль алхимии – в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средств способов получения практических ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).
Физиогномика (греч. physiognomike, physiognomonike, от physis – природа и gnomonikos – сведущий, знаток) – 1) учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.
Графология (от греч. graphe – почерк и logos – учение) – учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.
Френология (от греч. phren – ум, душа и logos – учение) – концепция, согласно которой на основании краниометрических (форма черепа) данных можно судить о психических особенностях человека.
Краниометрия (от греч. kranion – череп и logos – учение) – совокупность приемов измерения черепа, предназначенных для изучения вариаций его строения и применяемых в антропологии, а также в некоторых областях медицины, напр. в судебной медицине.
Спиритизм (от лат. spiritus – душа, дух) – мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой «общения» с ними. Возник в середине 19 в. в США.
Полтергейст (от нем. poltern – шуметь, стучать и Geist – дух) – необъяснимые, паранормальные явления, связанные с шумом и стуками, самопроизвольным движением (швырянием) предметов, самовозгоранием и т. д. Полтергейст (в отличие от призрака) привязан не к месту, но к человеку.
Каббала (древнееврейское, буквально – предание) – мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы (Пятикнижие в Ветхом Завете) и других священных книг. Сложилась в 13 в. в Испании («Зогар», или «Книга сияния», на арамейском языке). Так называемая практическая каббала («кабалистика») основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек может соучаствовать в божественном творении.
Паранормальное познание (от греч. рara – около, за пределами, вопреки) – вид вненаучного познания, который даёт определённую информацию о необъяснимых в данное время наукой физических явлениях и нестандартных способностях человеческого организма воздействовать на других людей, который описывает, объясняет и использует феномены, ещё не известные официальной науке и не доступные легальной практике.
Виды паранормального познания:
Экстрасенсорное восприятие – многозначный термин, используемый для обозначения многих якобы существующих эзотерических феноменов, таких как ясновидение, телепатия (мысленное общение) и предзнание.
Телепатия (от греч. tele – вдаль, далеко и pathos – чувство) – передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств.
Телекинез (от греч. tele – вдаль + kinesis – движение, дословно: движение на расстоянии) – перемещение человеком физических объектов без посредства мышечного усилия. Попытки объяснения феномена телекинеза предпринимаются в парапсихологии.
Биолокация (от био… и лат. loco помещаю, расставляю), лозоходство, даузинг – группа парапсихологических практик, декларирующая возможность обнаружения скрытых предметов, обычно расположенных под землёй, таких как полости, источники воды, залежи полезных ископаемых, «геопатогенные зоны», «линии магической силы» и т.п. с помощью лозы, специальной рамки, маятника или иных приспособлений.
Ясновидение. дальновидение – получение знаний о тех или иных событиях без использования известных органов чувств или логических суждений.
Левитация (лат. levitas – легкость) – научно не объясненный феномен свободного парения человеческого тела (или какого-либо предмета), отмечаемый в различных сообщениях о святых, йогах, медиумах и т.п.; состояние левитации нередко переживается в сновидениях.
Медитативное познание, медитация (от лат. meditatio – мысленное созерцание, дремотное размышление) – это предельно глубокое духовное состояние, достичь которого можно следующими путями.
Во-первых, в результате постепенной отрешённости от внешних воздействий, телесной раслабленности, подавления реактивных, эмоциональных проявлений при помощи определённых физических упражнений, танцев, частых повторений молитв.
Такой путь предписывался в индийской и буддийской йоге, в античной «философии экстаза» платоников и неоплатоников, в учениях мусульман-суфистов, иезуитов («экзертация»), в православном «умном делании» исихастов. Нередко этот путь применяется и в настоящее время различными религиозными (кришнаиты), философскими (экзистенциализм), психоаналитическими («глубинная психология» Карла Юнга) течениями и даже в искусстве («медитативный» стиль в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке).
Во-вторых, в результате употребления наркотических средств, кислородного голодания, изоляции.
В-третьих, в состоянии клинической смерти, «жизни после смерти».
3) Вненаучное теоретическое познание: обществознание, философия.