Внеклассное мероприятие «Михаил Васильевич Ломоносов-великий русский ученый»

Содержимое материала:

Внеклассное мероприятие

«М.В.Ломоносов – великий русский ученый»

Цель:

— познакомить с жизнью, деятельностью и творчеством М.В.Ломоносова:

— формировать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки

— воспитывать позитивное отношение к химии;

— развивать творческие способности и познавательную самостоятельность обучающихся, способность работать в группе, чувство ответственности.

Оформление:

портрет М.В.Ломоносова;

— эпиграф:

« …может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!» (М.В.Ломоносов)

— выставка книг о Ломоносове, буклеты, творческие работы о Ломоносове, газеты;

— музыка из кинофильма «Михайло Ломоносов»

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, конверты с вопросами, волчок, песочные часы.

I.Художественная часть: презентация: «М.В.Ломоносов»

II. Основная часть: викторина.

Представление жюри.

Правила игры:

Капитан команды крутит волчок, выбирает вопрос. Ведущий читает вопрос.

— на обдумывание дается одна минута

— за полный ответ команда получает три балла

— за ответ с дополнением другой команды, отвечающая команда получает два балла, дополняющая – один балл.

— если команда не дает правильного ответа, а другая отвечает правильно, то первая не получает баллы, а второй присуждается три балла.

Вопросы викторины:

1.Где и когда родился М.В.Ломоносов?

(М.В.Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю – 8 ноября) 1711 года в селе Миханинском ( по другим данным – деревне Денисовка) Холмогорского уезда Архангельской губернии)

2.Назовите полностью имя, отчество родителей Ломоносова, их занятие.

(Отец — Василий Дорофеевич Ломоносов, государственный крестьянин, ходил в море на промысел.

Мать — Елена Ивановна Сивкова, вела домашнее хозяйство)

3.Назовите учебные заведения, в которых учился Ломоносов. Где они находились?

(Славяно-греко-латинская академия в Москве, Киево – Могилянская академия в Киеве, Петербургская академия наук, университет в городе Марбург в Германии, лаборатория Генкеля в Фрайберге)

4.М.В.Ломоносов очень хотел учиться. Книг в те времена было мало, а у Ломоносовых их не было совсем. Какие книги помогли Михайло Ломоносову постичь грамоту и кто их ему подарил?

(Грамоте Ломоносов учился у односельчанина Ивана Шубного, который и подарил ему первые книги: «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого)

5.Почему Ломоносова не хотели принимать в славяно-греко-латинскую академию? В какой класс зачислили Ломоносова? Чтобы закончить славяно-греко-латинскую академию ученикам давалось 10 лет. За сколько лет Ломоносов закончил академию?

(Академия была высшим учебным заведением и прием крестьянских детей был категорически запрещен. Ломоносову пришлось выдать себя за сына холмогорского дворянина. Ломоносов был зачислен в нижний класс, через полгода его перевели во второй, еще через полгода — в третий класс. Академию он закончил за 5 лет)

6.Сколько и какие языки знал М.В.Ломоносов?

(10 языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский)

7.Где трудился М.В.Ломоносов? Назовите отрасли наук, где зарекомендовал себя М.В.Ломоносов, как ученый с большой буквы?

(В 1742 году зачислен в штат Петербургской академии наук младшим научным сотрудником физического класса. В 1745 году получил звание профессора химии. Сферы изучения: стихосложение, филология, минералогия, физика, химия, астрономия, история, география, педагогика)

8.Кака назывался знаменитый прибор ночного видения, изобретенный Ломоносовым?

(«Ночезрительная труба». Предназначена для мореходов, чтобы различать в ночное время суток скалы и корабли)

9.Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни. Кто он? Что посвятил своему кумиру Ломоносов?

(Петр — I. Ему Ломоносов посвятил стихи, поэму в стихах, мозаичные картины).

10.В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол. Как наградила императрица Ломоносова?

(Ломоносов был награжден 2 тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову потребовалось два воза)

11.Какое высшее учебное заведение и когда было учреждено в России по инициативе Ломоносова? В чем видел значение его для России Ломоносов?

(В 1755 году в Москве был открыт университет, первый в России. Ломоносов уверен, что « может собственных Платонов и быстрых разумом Нефтонов Российская земля рождать», а университет будет этому способствовать.)

12.Как называются цветные непрозрачные стекла? Какое отношение имеют цветные стекла к работам Ломоносова?

(Цветные непрозрачные стекла — смальты. Ломоносов организовал производство цветных стекол, заложив основы для новой отрасли русской промышленности. Создал ряд мозаичных картин.)

13.М.В. Ломоносов в работе «Первые основания металлургии или рудных дел» дал определение металлов: «светлые тела, которые ковать можно». Какие свойства металлов выделил Ломоносов и какие еще свойства можно назвать?

(Ломоносов указывает на пластичность и металлический блеск. Другие свойства: непрозрачность, твердость, теплопроводность, электропроводность)

14.В каком году была закончена М.В.Ломоносовым первая мозаичная картина и как она называлась? Укажите названия других мозаичных картин Ломоносова.

(В 1752 году «Малонна» — мозаичный образ Богоматери, сделана с картины римского живописца Солимена. Полтавская битва. Петр — I.)

15.В письме к Эйлеру Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: «сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования». Назовите открытие, сделанное Ломоносовым. Приведите современную формулировку.

(Закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.)

16.Однажды один недалекий ученый заметил прореху на рукаве М.В.Ломоносова и язвительно заметил: «Это ум выглядывает?» «Нет, — ответил М.В.Ломоносов. Это…». Как гениальный русский ученый ответил нетактичному человеку?

«Ваша светлость, — быстро нашелся Ломоносов – это не ум выглядывает, это глупость туда заглядывает!» Вот так, одной фразой, гениальный русский ученый поставил на место нетактичного человека.

III. Подведение итогов.

Выступление театрального кружка:

«Поэтический венок» М.В.Ломоносову (читается на музыкальном фоне)

1 чтец: В соседстве двух морей, на родине метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сиянья озарён.

Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,

как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

(С. И. Стромилов «Ломоносов»)

2 чтец: О дивный муж!.. С челом открытым,

С орлиным взглядом, как глядел

На оном море Ледовитом

На чудеса господних дел,-

Наукой осиян и рвеньем

К величью родины горя,

Явился ты – осуществленьем

Мечты великого царя!

Твоею ревностью согретый.

Очнулся русский дух с тобой:

Ты лучших дел Елизаветы

Был животворною душой,

Ты дал певца Екатерине,

Всецело жил в ея орлах,

И отблеск твой горит и ныне

На лучших русских именах!

(А.Н. Майков «Ломоносов»)

3 чтец: Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа столько славных, то и знай,-

Столько добрых, благородных, сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных и напыщенных собой!

(Н.А.Некрасов «Школьник»)

4 чтец: Куда бежать от сплетен и доносов?!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

5 чтец: Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

(Н.И. Рыленков «Ломоносов»)


6 чтец:
Седые гривы вознося до звёзд,

Дыша солёной горечью морскою,

Ломает мачты ледяной норд-ост,

Пропахший палтусиной и трескою.

И юноша с Двины, из Холмогор,

Приобретает в этой грозной школе

Талант вставать ветрам наперекор

И навыки бесстрашия и воли.

7 чтец: Нет, ничего вокруг не проглядел

Могучий ум, внимательный и щедрый.

Его пути — ветрам наперерез.

Его стремленья – благо для народа.

Жизнь человека – чудо из чудес!

Всего-то пятьдесят четыре года!

Нет тишины, да и покоя нет.

Жизнь человека – вечное горенье.

И первый русский университет,

Его надежда и творенье…

И — что уж там!- он создан,

он стоит,

Наш первый,

наш российский,

наш московский!

Теперь и в землю не обидно лечь.

Свершён на свете подвиг человека.

И минуло два с лишним века —

Россией Ломоносов не забыт!

( М.И.Алигер из поэмы «Ломоносов»)

8 чтец: И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя правды и науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье –

Он, верный русскому уму,

завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему…

(Ф.И. Тютчев « Ломоносов»)

Награждение.

1 ведущий: Вот и закончилась наша химическая игра.

2 ведущий: Мы рады, что вы преодолели все испытание с легкостью и с хорошим настроением.

1 ведущий: Нам осталось пожелать вам удачи и успеха.

2 ведущий: Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства – более тонкими.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей