Содержимое материала:
Конспект занятий по занимательной грамматике в 2 «Б» классе
Тема: « Обобщение по разделу: Безударные гласные в корне слова. Занятие-путешествие « Листопад безударных гласных».
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования и проверки умения находить безударные гласные в корне слова и проверять их.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Умеют находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки;
-
Умеют находить проверочные слова с помощью подбора слов-родственников или изменения форма слова;
-
Имеют представление о единообразном написании слова;
-
Понимают значение верного написания слов для различения их по смыслу.
Метопредметные:
-
Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;
-
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цели деятельности на занятии с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;
-
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды).
Личностные:
-
Осознают роль языка в речи и жизни людей;
-
Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;
-
Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.
Ход занятия
-
Орг. момент
Внешний вид. Посадка детей, положительный настрой на работу.
-
Сообщение темы урока
Под музыку вальс в класс прилетают девочки-листья, в руках держат буквы.
На занятие прилетают листья буквы О, А, Е, И , Я
Учитель:
-Ребята, почему к нам в гости прилетели именно эти листья?
(девочки стоят)
Дети:
-Потому что в написании этих гласных, мы часто допускаем ошибки.
Учитель:
—Как вы думаете, а какая у нас сегодня тема занятия?
(безударная гласная в корне слова, проверяющая ударением)
-Какую цель вы можете поставить перед собой, чтобы решить главную проблему этого занятия?
Дети:
-Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова.
Учитель:
-Осенние листочки приглашают нас совершить вместе с ними необычное путешествие в сказочный лес. А лес не простой, он волшебный. И мы с вами отправляемся в лес за листьями. Навстречу нам попалась береза вся желтая, с листьями похожими на золотые монетки. Встретилась нам и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки. Потом мы увидели старый дуб. Он был еще совсем зеленый. А еще в лесу росла рябина с оранжевыми ягодами. Но нам нужны были не ягоды, а листья. И тут мы увидели дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнем, будто в лесу разожгли огромный костер. Мы подошли к дереву. Это был старый клен. И несколько оранжевых листьев медленно слетел на землю, но эти листья не простые, а волшебные. Ведь на них буквы безударных гласных. Снова зашелестел клен и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к нашим ногам. И тут подул ветер и снова кленовые листья, будто огромные оранжевые бабочки закружились вокруг нас и улетели. «Но ведь ребята! Без них мы не сможем вернуться в класс. Мы должны отправится за ними. Итак, в путь!
-Но сначала должна быть разминка перед дальним путешествием.
-
Разминка (слайд, игра «да» или «нет»)
-Мы с вами отправляемся в путешествие. Путь у нас не легкий, нам нужно запастись продуктами, а какими вы сейчас узнаете из сценки «Спор овощей»
-Какие слова встретились вам? Что это за слова? Почему они называются словарными? Историю этих овощей вы узнаете от наших ребят, которые подготовили сообщения.
Групповая работа + сообщение детей о происхождении овощей:
1 группа. Кутламбетова
Нугманов
2 группа. Ильясова
Акмамбетов
3 группа. Артгалиев
Бекмухамедова
-Можно ли в этих словах проверить гласные буквы?
-Как мы можем назвать эти слова?
Учитель:
-Итак, продукты есть. Ребята готовы. Продолжаем наше с вами путешествие. Вы знаете ребята, осенние листья прилетели первыми и приготовили нам необычные задания. Но перед этим заданием послушайте рассказ, который называется «Чужак».
-Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
-Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела идти прочь в свою семью. Пошел чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?
— Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель)
— Почему гости не сразу приметили чужака? ( В этом слове тоже корень –вод- )
— Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит)
-А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (нет)
-Что у них должно еще быть? (общее значение)
Задание называется «Третий лишний»
Групповая работа (листочки с заданием на парте)
-Найдите лишнее слово в каждой строке.
1 группа: желток, железо, желтый
Носильщик, нос, носатый.
2 группа: белка, белый, белить
Часовщик, часть, час.
3 группа: лист, лиса, лисёнок.
Циркуль, циркач, цирковая.
(физкультминутка-видео)
Учитель:
-А теперь мы продолжим наше путешествие и впереди нас ожидает ещё одно испытание. Нам нужно расшифровать анаграммы.
Задание: ЛТАИПДСО (ЛИСТОПАД)
ДЖЬОД (ДОЖДЬ)
ОЖУЙРА (УРОЖАЙ)
ЕЯСТНЬБР (СЕНТЯБРЬ)
АРМТ (МАРТ)
БКРОЯТЬ (ОКТЯБРЬ)
НЯЬОБР (НОЯБРЬ)
-Какое слово лишнее и почему?
-Ребята мы продолжаем наше путешествие. Сколько осенних листочков в лесу, столько слов с безударными гласными в русском языке.
-Объединившись, листья образовали необыкновенный букет, на каждом листе написано словосочетание. Но вот беда: брызнул дождик и некоторые буквы в словах стёрлись. Попробуйте восстановить нужные буквы.
( на столе стоит необычный букет из осенних кленовых листьев на которых написаны словосочетания)
Задание:
— Д…лёкая зв…зда;
— М…рская в…лна;
— Л…сная тр…па;
— П…хучий цв…ток;
— Цв…тной к…вер;
— Р…дная стр…на.
( дети выходят, берут лист, читают словосочетания и проверяют безударные гласные в словах).
Учитель:
-Листочки, как и дети, очень любят играть в прятки.
-Сегодня прячутся в одних словах гласные буквы «а» и «о», а в других словах – гласные «е» и «и».
-Ваша задача- вставить нужные гласные в данных словах.
(работа с сигнальными карточками. Учитель читает слова, дети поднимают соответствующую карточку, называют проверочное слово)
Задание:
Столбы-столб, гроза-грозы, сады-сад, доска-доски, грачи-грач, мосты-мост, грибы-гриб, стена-стены, зимой-зимы, река-реки, трещит-треск, цветы-цвет, спина-спины, ковёр-коврик, гора-горы, моря-море, слоны-слон, дворы-двор.
Учитель:
-Как вы думаете, какому гласному звуку ударному или безударному живётся лучше? (ударному. Все его отлично слышат и правильно пишут)
-А как быть безударной бедняжке?
Если буква гласная
Вызвала сомнение.
Ты немедленно ее
Ставь под ударение.
(выучить с детьми)
Учитель:
-Шустрые листочки никак не угомонятся. Они придумывают для нас всё новые задания.
(работа в группах. Каждая группа получает задание)
-Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.
1 группа: дома, г…стях, а, лучше, в, хорошо.
( в гостях хорошо, а дома лучше).
В каком месте бы ты не был, дома лучше.
2 группа: землю, г…рой, Стой, р…дную, за.
( Стой за родную землю горой).
О родине, о любви к родине.
3 группа: сп…ши, Не, тор…пись, делом, а, языком.
( Не спеши языком, а торопись делом).
Меньше болтать, больше делать. На словах можно сделать все, а на деле нет. Сначала сделай, а потом про это рассказывай.
-Объясните смысл пословиц?
Учитель:
-Ребята, мы сегодня много поработали и нам пора возвращаться в класс, для подведения итога занятия.
-Какая цель была поставлена вначале занятия?
-Как вы считаете она достигнута?
-Волшебные листья мигом доставят нас с огромным багажом знаний в класс, на урок русского языка.
-Молодцы! Когда пойдёте в осенний парк и увидите разноцветные листочки, обязательно загляните на внутреннюю сторону. Если обнаружите там слова с безударными гласными, попробуйте объяснить их написание.
-Если вам понравилось наше занятие покажите веселого смайлика.
-Если вам было трудно на нашем занятии, покажите грустного смайлика.
-Путешествие с осенними листочками закончилось.
(песня «Шуршат осенние листья»).