Занятие-путешествие по занимательной грамматике « Листопад безударных гласных».

Содержимое материала:

Конспект занятий по занимательной грамматике в 2 «Б» классе

Тема: « Обобщение по разделу: Безударные гласные в корне слова. Занятие-путешествие « Листопад безударных гласных».

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования и проверки умения находить безударные гласные в корне слова и проверять их.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умеют находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки;

  • Умеют находить проверочные слова с помощью подбора слов-родственников или изменения форма слова;

  • Имеют представление о единообразном написании слова;

  • Понимают значение верного написания слов для различения их по смыслу.

Метопредметные:

  • Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;

  • Регулятивные УУД: определяют и формулируют цели деятельности на занятии с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;

  • Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды).

Личностные:

  • Осознают роль языка в речи и жизни людей;

  • Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;

  • Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.

Ход занятия

  1. Орг. момент

Внешний вид. Посадка детей, положительный настрой на работу.

  1. Сообщение темы урока

Под музыку вальс в класс прилетают девочки-листья, в руках держат буквы.

На занятие прилетают листья буквы О, А, Е, И , Я

Учитель:

-Ребята, почему к нам в гости прилетели именно эти листья?

(девочки стоят)

Дети:

-Потому что в написании этих гласных, мы часто допускаем ошибки.

Учитель:

Как вы думаете, а какая у нас сегодня тема занятия?

(безударная гласная в корне слова, проверяющая ударением)

-Какую цель вы можете поставить перед собой, чтобы решить главную проблему этого занятия?

Дети:

-Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова.

Учитель:

-Осенние листочки приглашают нас совершить вместе с ними необычное путешествие в сказочный лес. А лес не простой, он волшебный. И мы с вами отправляемся в лес за листьями. Навстречу нам попалась береза вся желтая, с листьями похожими на золотые монетки. Встретилась нам и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки. Потом мы увидели старый дуб. Он был еще совсем зеленый. А еще в лесу росла рябина с оранжевыми ягодами. Но нам нужны были не ягоды, а листья. И тут мы увидели дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнем, будто в лесу разожгли огромный костер. Мы подошли к дереву. Это был старый клен. И несколько оранжевых листьев медленно слетел на землю, но эти листья не простые, а волшебные. Ведь на них буквы безударных гласных. Снова зашелестел клен и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к нашим ногам. И тут подул ветер и снова кленовые листья, будто огромные оранжевые бабочки закружились вокруг нас и улетели. «Но ведь ребята! Без них мы не сможем вернуться в класс. Мы должны отправится за ними. Итак, в путь!

-Но сначала должна быть разминка перед дальним путешествием.

  1. Разминка (слайд, игра «да» или «нет»)

-Мы с вами отправляемся в путешествие. Путь у нас не легкий, нам нужно запастись продуктами, а какими вы сейчас узнаете из сценки «Спор овощей»

-Какие слова встретились вам? Что это за слова? Почему они называются словарными? Историю этих овощей вы узнаете от наших ребят, которые подготовили сообщения.

Групповая работа + сообщение детей о происхождении овощей:

1 группа. Кутламбетова

Нугманов

2 группа. Ильясова

Акмамбетов

3 группа. Артгалиев

Бекмухамедова

-Можно ли в этих словах проверить гласные буквы?

-Как мы можем назвать эти слова?

Учитель:

-Итак, продукты есть. Ребята готовы. Продолжаем наше с вами путешествие. Вы знаете ребята, осенние листья прилетели первыми и приготовили нам необычные задания. Но перед этим заданием послушайте рассказ, который называется «Чужак».

-Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

-Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела идти прочь в свою семью. Пошел чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?

— Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель)

— Почему гости не сразу приметили чужака? ( В этом слове тоже корень –вод- )

— Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит)

-А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (нет)

-Что у них должно еще быть? (общее значение)

Задание называется «Третий лишний»

Групповая работа (листочки с заданием на парте)

-Найдите лишнее слово в каждой строке.

1 группа: желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый.

2 группа: белка, белый, белить

Часовщик, часть, час.

3 группа: лист, лиса, лисёнок.

Циркуль, циркач, цирковая.

(физкультминутка-видео)

Учитель:

-А теперь мы продолжим наше путешествие и впереди нас ожидает ещё одно испытание. Нам нужно расшифровать анаграммы.

Задание: ЛТАИПДСО (ЛИСТОПАД)

ДЖЬОД (ДОЖДЬ)

ОЖУЙРА (УРОЖАЙ)

ЕЯСТНЬБР (СЕНТЯБРЬ)

АРМТ (МАРТ)

БКРОЯТЬ (ОКТЯБРЬ)

НЯЬОБР (НОЯБРЬ)

-Какое слово лишнее и почему?

-Ребята мы продолжаем наше путешествие. Сколько осенних листочков в лесу, столько слов с безударными гласными в русском языке.

-Объединившись, листья образовали необыкновенный букет, на каждом листе написано словосочетание. Но вот беда: брызнул дождик и некоторые буквы в словах стёрлись. Попробуйте восстановить нужные буквы.

( на столе стоит необычный букет из осенних кленовых листьев на которых написаны словосочетания)

Задание:

— Д…лёкая зв…зда;

— М…рская в…лна;

— Л…сная тр…па;

— П…хучий цв…ток;

— Цв…тной к…вер;

— Р…дная стр…на.

( дети выходят, берут лист, читают словосочетания и проверяют безударные гласные в словах).

Учитель:

-Листочки, как и дети, очень любят играть в прятки.

-Сегодня прячутся в одних словах гласные буквы «а» и «о», а в других словах – гласные «е» и «и».

-Ваша задача- вставить нужные гласные в данных словах.

(работа с сигнальными карточками. Учитель читает слова, дети поднимают соответствующую карточку, называют проверочное слово)

Задание:

Столбы-столб, гроза-грозы, сады-сад, доска-доски, грачи-грач, мосты-мост, грибы-гриб, стена-стены, зимой-зимы, река-реки, трещит-треск, цветы-цвет, спина-спины, ковёр-коврик, гора-горы, моря-море, слоны-слон, дворы-двор.

Учитель:

-Как вы думаете, какому гласному звуку ударному или безударному живётся лучше? (ударному. Все его отлично слышат и правильно пишут)

-А как быть безударной бедняжке?

Если буква гласная

Вызвала сомнение.

Ты немедленно ее

Ставь под ударение.

(выучить с детьми)

Учитель:

-Шустрые листочки никак не угомонятся. Они придумывают для нас всё новые задания.

(работа в группах. Каждая группа получает задание)

-Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

1 группа: дома, г…стях, а, лучше, в, хорошо.

( в гостях хорошо, а дома лучше).

В каком месте бы ты не был, дома лучше.

2 группа: землю, г…рой, Стой, р…дную, за.

( Стой за родную землю горой).

О родине, о любви к родине.

3 группа: сп…ши, Не, тор…пись, делом, а, языком.

( Не спеши языком, а торопись делом).

Меньше болтать, больше делать. На словах можно сделать все, а на деле нет. Сначала сделай, а потом про это рассказывай.

-Объясните смысл пословиц?

Учитель:

-Ребята, мы сегодня много поработали и нам пора возвращаться в класс, для подведения итога занятия.

-Какая цель была поставлена вначале занятия?

-Как вы считаете она достигнута?

-Волшебные листья мигом доставят нас с огромным багажом знаний в класс, на урок русского языка.

-Молодцы! Когда пойдёте в осенний парк и увидите разноцветные листочки, обязательно загляните на внутреннюю сторону. Если обнаружите там слова с безударными гласными, попробуйте объяснить их написание.

-Если вам понравилось наше занятие покажите веселого смайлика.

-Если вам было трудно на нашем занятии, покажите грустного смайлика.

-Путешествие с осенними листочками закончилось.

(песня «Шуршат осенние листья»).

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей