Методическая разработка по теме: «Значение петровских преобразований для развития страны» 8 класс

Содержимое материала:

Данный урок завершает эпоху Петра Великого. Учитывая важность темы, целесообразно провести тест по данной теме и олимпиаду во внеурочное время. На уроке можно проверить и закрепить основные события, явления и понятия темы. Особое внимание уделить личности Петра и его соратникам. Обратить внимание учащихся 8 класса, что существовали и существуют различные точки зрения на деятельность первого российского императора. Показать значение реформ.

Учитель истории МБОУ СОШ №11 г. Биробиджан

Колягина Л.В.

8 класс. История России

Тема урока:  Значение петровских преобразований в истории страны

Цели урока:

Обучающие: создать  условия для формирования у учащихся  представления о реформах  Петра Великого.

Развивающие:  продолжать работу по развитию  понятийного мышления, критического мышления,  умения работать с текстовой информацией,   систематизировать ее, умения  сравнивать, анализировать делать выводы

 Воспитательные: дальнейшая работа по воспитанию патриотизма, чувства ответственности и целеустремленности.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Форма урока: урок — исследование  с элементами технологии критического мышления

 Оборудование: иллюстрации, учебник и рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: И.Артасов, А.Данилов и др. под редакцией Торкунова . История России 8 класс. 1 часть.«Просвещение» 2019 г.

Н.С.Кочетов. Поурочные планы 10 класс, 2005г. История России, карта «Российская империя в 18 веке», раздаточный материал.

1.Орг.момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация

Вы видите памятник на фотографии, установленной в Петербурге.  Кому посвящен памятник? Кто автор памятника? В годы правления, какого императора он был создан? Памятник Петру I, автор его Фальконе. Памятник создан в годы правления Екатерины II. Эта тема завершает целую эпоху в развитии страны.

Чему будет посвящен наш урок? ( Итогам правления Петра I) Запись темы в тетрадь.

3. Актуализация знаний

— Прежде чем перейдем непосредственно к изучению темы. Посмотрите, пожалуйста на эпиграф нашего урока: «ПетрI поднял Россию на дыбы или на дыбу?» Разобрать термины: «дыба» и «дыбы».

Какова проблема урока?

План урока

Какие  вопросы необходимо рассмотреть?

1.Повторение основных реформ в экономике, военном деле, управлении, социальной сфере, культуре.

2.Точки зрения известных историков о реформах ПетраI

3.Значение реформ для дальнейшего развития страны

Ход урока

1.Повторение основных реформ в экономике, военном деле, управлении

Связаны ли реформы Петра с допетровской историей? (Ответ учащихся должен содержать информацию о попытках преобразований во времена царевны Софьи и других правителей) Учащиеся выполняют задания, которые у них на столе.

А) Что связано с реформами в экономике?

Введена рекрутская повинность, подушная подать, учреждены коллегии, созданы Сенат и Синод, создание воинских уставов, строительство верфей и мануфактур.

Учащиеся отмечают правильные варианты. Как вы думаете, были ли необходимы преобразования в экономике?

Учащиеся приводят аргументы, используя карту «Российская империя в 18 веке»: Россия отставала от стран Запада. Была оторвана от теплых морей, чтобы вести успешную торговлю.

Каковы итоги реформ в экономике?

Б) С какими реформами связаны эти даты?

1714, 1722, 1718-1721, 1708, 1711. Это реформы управления: Указ о единонаследии, Табель о рангах, создание коллегий, создание губерний и Сената. Были ли эти реформы последовательными?

В) Как связана Северная война с реформами? (Они проводились в ходе ее, по мере необходимости.) Был ли четкий план реформ? (Нет) Предположите причину?

Большинство реформ связано с Великой Северной войной.

Напишите хронологически события войны.

1) Полтавская битва;

2) сражение у д. Лесной;

3) сражение у о. Гренгам;

4) сражение у мыса Гангут;

5) Ништадтский мир;

6) Нарвское сражение.

Г) Какие изменения в культуре произошли при Петре Великом?

Как принял народ эти изменения в социальной сфере и культуре? Учащиеся отмечают, что в ходе реформ были восстания. Например, восстание под руководством К.Булавина и Астраханское восстание. Приводят и другие аргументы.

Повторение основных терминов и понятий:

абсолютизм, меркантилизм, протекционизм, рекрут, мануфактура, Сенат, Синод, коллегии, губерния, приписные крестьяне, подушная подать.

2.Точки зрения известных историков о реформах ПетраI

Учащиеся получают высказывания о Петре Великом

Работа с источниками

С.В.Бушуев – автор работы «Свет и тени петровских реформ» отмечал: «Истина в противоречивости самого царя и его реформ, неоднозначности его дела, сочетании доброго и злого, государственного блага и народного страдания. Любой человек противоречив. Петр — такой же. Реформы во многом определили исторический путь России. Воздействие реформ громадно».

Е.В.Анисимов – автор работы «Время петровских реформ» называет петровское время временем основания тоталитарного государства. Время Петра — проповедь культа «отца нации», «учителя народов». Это страх, внешняя и внутренняя несвобода личности.

Порабощение церкви при Петре самодержавным государством, лишение ее патриарха, которого заменил покорный императору Синод – духовная коллегия.

Д.С.Мережковский утверждал: «Что такое Петр? Чудо или чудище? Я решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно». Далее, называет его «первым русским интеллигентом».

Н.М.Карамзин сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремлением сделать Россию Голландией. Он утверждал, что «жестокая ломка быта и национальных традиций не всегда была оправдана». В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России».

С.Соловьев в своем труде «История России» оценивает время Петра как революцию 18 века. Он писал о Петре: «Один человек, одаренный небывалой силой, взял в свои руки направление революционного движения, и этот человек был прирожденный глава государства»

В.Ключевский отмечает неимоверную тяжесть для народа петровских реформ.

П.Милюков отмечал: «Ценой разорения страны Россия была возведена в ранг европейской державы»

Все ли историки одобряли реформы?

Все ли среди членов царской семьи поддерживали реформы? (Царевич Алексей, его мать были против реформ).

Сообщение учащегося о царевиче Алексее.

3.Значение реформ для дальнейшего развития страны

Учащиеся работают с текстом параграфа №12.Составляют короткий план о реформах Петра

Целесообразно ли было насилие над народом при проведении реформ? (Существуют разные точки зрения)

Например, рекрутская система набора в армию отвечала интересам крепостничества, где офицером был дворянин, а солдатом – крестьянин. Рекруты были пожизненными солдатами. Часто рекрутов заковывали как преступников, т.к. они не хотели идти в армию.Ремесленников записывали в цехи, а купцов – в гильдии.

Можно ли было проводить реформы, не имея достаточных средств? (Финансовая реформа разорила страну).

Каково ваше мнение о реформах Петра Великого? Попробуйте сами их оценить. Вернемся к началу урока, к нашему эпиграфу. Существует ли и в настоящее время однозначное мнение на эти реформы Рефлексия

Домашнее задание: параграф 12, вопросы к уроку.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей