Методические рекомендации преподавания композиции

Содержимое материала:

ГБПОУ «Нижегородское художественное училище (колледж)»

Занога М.В. преподаватель профессиональных дисциплин

Методические рекомендации преподавания композиции

Изучение композиционного мастерства реалистического искусства дает возможность сосредоточить внимание учащихся на наиболее существен­ном в композиции, на подчинении всех элементов произведения главному ­содержанию. В этом смысле необходимо выполняемые задания сопровождать сравнительным анализом произведений искусства, идя от содержания к художественным средствам, наиболее целесообразным для воплощения кон­кретного замысла.

Решение задач путем упражнений обретает смысл только тогда, когда они рассматриваются не отвлеченно, а в конкретном их применении для выражения определенного замысла.

На всех этапах работы над композицией необходимо руководствоваться тем, что содержание замысла диктует форму его выражения. Выбор темы, вынашивание замысла и основного композиционного мо­тива композиции требует большой самостоятельной работы. Исключительное внимание должно быть обращено на начальный этап в работе над эскизом. Перед выполнением каждого задания преподаватель должен четко оп­ределить задачу данной работы.

Воспитание высокого художественного вкуса, развитие общей и худо­жественной культуры является неотъемлемой частью всего учебного про­цесса. Наряду с изучением отечественного и зарубежного классического на­следия, учащиеся должны быть в курсе современной художественной жиз­ни. Изучение учащимися главных принципов композиции, выбор и разра­ботка сюжета, соответствующих выразительному раскрытию идеи, проис­ходит при содействии педагога. В процессе работы, помимо вступительных бесед, устных методических указаний, вспомогательных рисунков, преподаватель может прак­тически помочь учащемуся, внося исправления в его работу и направляя дальнейший её ход.

Занятия по композиции не должны замыкаться в стенах учебного заве­дения и ограничиваться консультациями. В целях стимулирования занятий и для создания творческой атмосферы целесообразно всемерно поощрять систематические альбомные зарисовки, внеклассные работы учащихся, организацию конкурсов на лучшую композицию, выставок работ учащихся, встреч с мастерами искусств, организацию специальных экскурсий для сбора материала, целевое посещение музеев и выставок, предприятий, строек и т.д. Этим не снижается значение работы учащихся непосредственно в мас­терских училища, где ряд занятий посвящается упражнениям и завершению работ над эскизами. Внеклассная самостоятельная работа учащегося играет важную роль в развитии композиционного мышления, поэтому время, отведённое на неё, используется для выполнения набросков, посещения музеев и выставок, сбора и подготовки необходимого материала. Данная работа проверяется и оценивается преподавателем, предоставляется на семестровый просмотр.

Обучение композиции включает целый спектр задач, решение которых предполагает: Изучение теоретических основ композиции, понятие художественного образа. Последовательность ведения работы над композицией. Ведение работы по целевому сбору, анализу, обобщению и применению подготовительного материала для композиции, исполнение эскиза; практическое освоение разнообразных изобразительных и технических средств, приёмов и материалов, выполнение упражнений на развитие наблюдательности, фантазии, творческого воображения, художественного видения и образного мышления, на выразительность художественной формы.

Последовательность обучения – необходимость в преподавании для успешного овладения студентами изобразительной грамоты. Программные учебные задания иногда выполняются студентами поверхностно: не усвоив предыдущего упражнения, они механически переходят к следующему, пропустив и не освоив какой-то важный момент. Этого допускать нельзя.

Педагогу необходимо давать подобные домашние задания на закрепление материала, задания в виде рисунков на развитие композиционного видения.

Необходимо приучать студентов постоянно иметь при себе карманный блокнот для набросков, зарисовок, композиционных поисков.

Также следует практиковать задания по памяти, представлению и воображению.

Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила – не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий.

Весь процесс обучения композиции должен сопровождаться наглядностью в самых разнообразных формах: таблицах, моделях, образцах композиционного строения, методических выставках, походах в музей, видеофильмах, и т.п. Ценными наглядными материалами могут являться лучшие учебные студенческие работы из методического фонда училища. Репродукции работ произведений известных художников. Одним из эффективных приемов наглядного обучения является мастер-класс — демонстрация перед учениками процесса работы, наглядная возможность технического исполнения. Показанный педагогом тот или иной способ, метод выражения формы средствами рисунка (живописи) даёт ясное и конкретное представление студентам о практическом выполнении задания.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей