Содержимое материала:
Общая характеристика реализации права на образование лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы
Право на образование в нашей стране является одним из конституционных прав человека, которое гарантирует нам само государство, и которое законодательно закреплено в Конституции РФ, а также в Законе «Об образовании». Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы также имеют все те же конституционные права, что и все, ведь совершив какое-то преступление, они не перестали считать гражданами нашей страны. Реализация их права на образование происходит в тех местах, где они отбывают свое наказание в виде лишения свободы.1
Под образованием в рамках средства исправления осужденных понимается специально организованный в интересах человека, общества и государства, активный процесс обучения и воспитания, который осуществляется в учреждениях уголовно-исполнительной системы наказания, является нормативно-урегулированным, управляемым, контролируемым и направленным на сглаживание отрицательных черт характера, нейтрализацию негативных потребностей, исправление, последующую социальную адаптацию, сопровождается достижениями осужденного, и установлен законодательством РФ.
Можно назвать следующие задачи законодательства РФ в сфере образования:
-
Разграничить компетенцию в области образования между федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
-
Обеспечить и защитить конституционное право граждан на образование;
-
Создать правовые гарантии для свободного функционирования и развития системы образования в РФ;
-
Определить права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в сфере образования, а также определить правовое регулирование их отношений в указанной области.
В современное время право на образование для заключенных является воспитательной и исправительной мерой воздействия, ведь обучаясь, заключенный не только учит и осознает что-то новое, но также может меняться и исправляться. Обучение для осужденных – это неотъемлемая часть исправления человека в местах лишения свободы. Из тех заключенных, кто получает образование, гораздо меньше человек, которые повторно совершают преступление и попадают за решетку.2
Образование поможет осужденному, когда тот отбудет свой срок, быстрее адаптироваться к обществу и к свободной жизни. Образованному человеку легче наладить свои отношения с семьей и родственниками, получая образование, человек становится законопослушным членом общества. Процесс обучения поможет осужденному поверить в свои силы, приобрести самоуважение и понять, что он способен на что-то большее, нежели только на противозаконную деятельность.
В современное время в тюрьмах и колониях совместно с органами управления образования создается новая гибкая система образования для заключенных, которая даст им шанс получить среднее и высшее профессиональное образование с использованием заочной и дистанционных форм обучения.
В школах при исправительных колониях на 2016 год обучается около 61500 осужденных, из них 64% в 5-9 классах, 29% в 10 классах, 7% в начальных классах. Данные были бы гораздо больше, если бы во всех школах при колониях существовало начальное общее образование. Но почему-то в настоящее время лицензии большинства учебных заведений не предусматривают обучение по образовательной программе начальной школы. А необходимость его получения с каждым годом стремительно растет. По сравнению с 2006 годом число осужденных, которые не имеют начального образования возросло почти в 2 раза.3
В большинстве своем правом на получение начального общего образования пользуются несовершеннолетние лица. Очевидно, что возраст наступления уголовной ответственности в России сильно превышает возраст получения обучаемыми начального образования. Но его отсутствие у осужденных можно объяснить тем, что несовершеннолетние не получили образование так как были беспризорными и безнадзорными.
Образовательные учреждения в колониях помимо педагогических задач также пытаются решить и пенитенциарные:
— Обеспечить возможность осужденным повысить свой образовательный уровень как в период нахождения в уголовно-исправительном учреждении, так и после освобождения из него;
— Снизить конфликтное поведение, социальное напряжение в колонии между осужденными, а также помогать им в подготовке к социальной реабилитации и ресоциализации после освобождения.
В инфраструктуре уголовно-исправительного учреждения выделяют пространства, которые важны при осуществлении социокультурной миссии образования и содействуют созданию комфортной образовательной среды для осужденных:
-
Информационное подпространство: банк диагностических методик, образовательных и информационных технологий, академических возможностей образовательных учреждений, которые сотрудничают с тюрьмами и колониями;
-
Художественно-творческое подпространство представляет собой художественно-эстетическую среду в колонии, которая дает возможность осужденным развить свой творческий потенциал, сюда также входит досуговая сфера, которая включает в себя зрелищную, развлекательную и коммуникативную стороны;
-
Духовно-нравственное подпространство представляет из себя культивирование ценностей, которые выполняют роль нравственных ориентиров и регуляторов, также сюда входит выбор эффективных методик устранения деформаций личности и коррекции социального поведения заключенных;
-
Бытовое подпространство включает в себя жизнеобеспечение заключенных, отражает режим дня колонии, условия содержания осужденных и т.д.
Право осужденных на получение образование реализовывается путем создания вечерних общеобразовательных школ и учебно-консультационных пунктов. Данные школы создают, реорганизуют и ликвидируют органы исполнительной власти субъектов РФ, согласовывая с Министерством Юстиции РФ.
Школа создается на базе имущества, которое предоставляет ей колония или тюрьма, согласовывая это с Федеральной службой исполнений наказаний на основании договора о предоставлении имущества на период работы образовательного учреждения, заключающимся в соответствии с законодательством РФ.
Организация обучения заключенных происходит на основании договора, который заключается между образовательным учреждением и колонией.
Как показала практика, положительное влияние образования на заключенных связано с углублением и расширением знаний осужденных о мире, о людях в нем, о себе, что помогает развиваться интеллекту заключенных, и является отвлечением от их бессмысленного времяпровождения. Но при этом отмечается, что принудительное обучение осужденных не помогает пробудить интерес к знаниям. То есть, заключенный сам должен захотеть получить образование, без его интереса в этом процессе не будет толку, личность не будет развиваться под гнетом администрации колонии или каких-либо других людей. Однако в статье 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, которые были приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций (ООН) по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., говорится о том, что обучение неграмотных людей и молодежи должно быть обязательным и администрация должна обращать на него особенное внимание. 4
На данный момент проблема реализации образования для заключенных в колониях и тюрьмах на общее образование решена не везде, так как в некоторых исправительных учреждениях и вовсе отсутствуют школы, нет необходимого оборудования или очень слабая материальная база для организации получения осужденными образования. Случается также, что количество осужденных, которые хотят получить образование, превышает число мест в организуемых школах при колониях, и тогда данные школы должны работать в 2 или 3 смены, чтобы обучить всех желающих. То есть, существует еще много проблем, связанных с реализацией образования для осужденных, и мы только перечислили малую часть их всех.
Также при разработке нормативно-правового обеспечения реализации права на образование для осужденных должны решить проблему удовлетворения потребностей осужденных в образовательных услугах. К примеру, нужно развивать в тюрьмах рынок образовательных услуг, расширяя при этом перечень учреждений и организаций образовательной системы, чтобы реализовать тем самым непрерывное образование на протяжении всей жизни.
Можно назвать следующие учреждений и организации, которые могут стать активными субъектами реализации образования для осужденных: высшие учебные заведения, техникумы, лицеи, колледжи, училища, институты повышения квалификации и переподготовки, центры занятости населения, культурно-просветительские учреждения, Дома культуры и творчества, различные конфессиональные и общественные объединения и организации, промышленные, торговые и банковские учреждения, библиотеки, музеи, театры и т.д.
Общее образование осужденных Уголовно-исполнительный кодекс РФ отнес к мерам воспитательного воздействия и также закрепил его обязательное получение лицам, не достигшим 30 лет и не имеющим данного образования.
Образовательные программы, осуществляемые в колониях, направлены не только на получение осужденными знаний, но также и на их воспитание и развитие как личностей, поэтому обучение в данных учреждениях значится как мера исправления для осужденных.
Осужденные, которые отбывают пожизненное наказание в виде лишения свободы, к общему образованию не привлекаются. Им позволяют учиться в виде самообразования, если это не противоречит порядку и условиям отбывания ими наказания.
Школы открываются при колониях только при наличии 80 человек обучающихся. Если такое количество человек не набирается, то при колонии открывается учебно-консультативный пункт. Занятия в школе проводятся в свободное от работы время.
Учитывая особые условия труда, которые связаны с риском для жизни и здоровья, педагогам, работающим с осужденными, которые сидят за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, на основании Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», повышаются должностные оклады за особые условия труда в размерах, которые определяет Правительство РФ.
Прием в школу обучающихся заключенных осуществляется по представлению администрации колонии и по личному заявлению осужденного. Их зачисление оформляется приказом с подписью директора школы и согласовывается с начальником колонии.5
Обязанности обучающихся осужденных определены уставом и правилами внутреннего распорядка учебного заведения, учитывая особенности режима колонии.
Обучающиеся, которые успешно выполняют учебный план, на время государственной итоговой и промежуточной аттестации освобождаются от работы, сохраняя при этом зарплату, их не привлекают в учебные дни к сверхурочной работе, которая будет отрывать их от уроков, также они имеют право на сокращенную рабочую неделю.
В течение учебного года запрещен перевод осужденных из 1 учреждения в другое, только если это не касается требований оперативного и режимного характера или других исключительных обстоятельств.
Государственная итоговая аттестация 9 и 11 классов происходит на основании положения, которое утверждает Министерство образования и науки РФ. Она может проводиться досрочно для выпускников, которые освобождаются от отбытия наказания за 3 месяца до ее начала.
Осужденные, которые находятся в штрафном изоляторе или в одиночной камере, то есть на строгих условиях отбывания наказания, обучаются по образовательным программам в заочной форме.
Образовательный процесс для осужденных направлен на:
-
Повышение уровня образования и общей культуры;
-
Исправление осужденных;
-
Помогает освободиться от совершенных в прошлом ошибок, усиливает сопротивление влиянию со стороны;
-
Оказывает положительное влияние на сознание, прививает общественную мораль и нравственность;
-
Вырастает уровень социальной зрелости личности, у осужденных появляются такие качества личности, как: целеустремленность, человеческое достоинство, законопослушное поведение.
Образование не является карой для осужденных или наказанием, это педагогический процесс, который направлен на то, чтобы помочь оступившемуся человеку, совершившему преступление, и чтобы по истечении его наказания он смог стать полезным и законопослушным членом общества.
По результатам опроса осужденных в 2016 году – 10,6% в России обучается по своему желанию в колониях. В управлении Федеральной службы исполнения наказаний (далее — УФСИН) по Республике Башкортостан эта цифра составляет 30,7%. Высокий уровень осужденных, обучающихся по желанию говорит о том, что в данных колониях присутствует стабильное положительное состояние общеобразовательного обучения.6
Преподаватели школы активно принимают участие в воспитательной работе с осужденными и являются членами советов воспитательных отрядов.
В 2016 учебном году в школах при колониях и тюрьмах работали 6418 учителей. Из этого числа высшее педагогическое образование имело 6223 человека. В большинстве своем заключенных обучают опытные квалифицированные педагоги. Примерно 90% учителей по статистике имеют общий педагогический стаж более 10 лет. Большинство учителей, преподающих в тюремных школах – это люди старше 55 лет. Практически во всех школах при колониях есть педагоги, которые имеют почетные знания «Заслуженный учитель РФ», а также отмеченные другими государственными наградами РФ и субъектов РФ.7
При работе с осужденными в основном педагоги пользуются традиционными дидактическими методами и приемами, но также и происходит освоение новых педагогических технологий.
При окончании обучения обучающимся выдается аттестат, после сдачи итоговой государственной аттестации.
Руководство Федеральной службы исполнения наказаний РФ отметило на своей очередной коллегии, что профессиональная подготовка, обучение, квалификация, создают возможности для подыскания рабочего места заранее, и все это является важным элементом, который помогает создать психологически нормальную обстановку в местах лишения свободы и залог снижения риска совершения рецидива осужденными после их освобождения.
В настоящее время в колониях и тюрьмах РФ созданы и работают 312 вечерних (сменных) общеобразовательных школ и 489 учебно-консультационных пунктов, 307 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений. На начало 2016 года к обучению в колониях и тюрьмах в рамках получения общего образования приступило 75 тыс. заключенных. Из этого числа начальное общее образование завершили 918 человек, основное общее образование – 6800 человек, среднее общее образование – 11900 человек. Данная статистика говорит о том, что проводимая работа в сфере реализации образования для осужденных имеет хороший успех и привлекает к получению образования все больше заключенных.8
Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 в сфере образовательной работы с заключенными предполагает дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования путем заочного и дистанционного обучения, разрабатывание и внедрение специальных методик обучения, которые будут учитывать уровень умственного развития и педагогической запущенности заключенных, а также образовательных и коррекционных программ работы с разными категориями осужденных.
Основные направления в сфере социальной, воспитательной и образовательной работы среди заключенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года:
-
Создать прозрачную и эффективную систему стимулов заключенных к законопослушному поведению;
-
Развивать в единстве и взаимосвязи социальную, психологическую и воспитательную работу с заключенными в направлении обеспечения ресоциализации заключенных, освоения ими основных социальных функций как нужного условия, чтобы исправиться и успешно адаптироваться в обществе после освобождения из тюрьмы;
-
Нахождение в условиях отказа от бригадно-отрядной формы организации жизни заключенных эффективных форм индивидуальной работы, которые обеспечат духовно-нравственное воспитание заключенных, оказание им адресной помощи, учитывая их индивидуально-психологические особенности;
-
Улучшение социальных навыков и поведения через привлечение осужденных к планированию, организации и проведению в колониях образовательно-воспитательных мероприятий;
-
Прибавление различных форм организации культурного досуга, клубной и кружковой деятельности, пополнение библиотечных фондов, разработка новых подходов для того, чтобы сформировать творческие объединения заключенных, учитывая их интересы и потребности.
Можно выделить следующие риски, связанные с образованием осужденных:
— Риск понижения полезности образования из-за того, что дальнейшие перспективы жизни и востребованности неясны;
— Риск децентрализации образования из-за межведомственной принадлежности образовательных учреждений в уголовно-исполнительной системе, и отсутствие преемственности в образовании;
— Риск необеспечения конституционного права на образование, включая профессиональное и высшее, так как отсутствует соответствующая правовая и материально-техническая база для организации данных видов образования в колониях и тюрьмах;
— Риск отсутствия кадров и целевой профессиональной подготовки учителей и воспитателей для работы с осужденными, а также недостаточная психолого-педагогическая подготовка работников колоний.
Рассматривая организацию учебного процесса в колониях и тюрьмах, необходимо выделить основные общие специфические моменты, которые оказывают влияние на процесс обучения. Такой особенностью является специальный контингент обучающихся. Заключенные сидят в колониях за различные преступления, большое количество из которые представляют тяжкие или особо тяжкие преступления, такие как убийство, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилование и т.д. Многие из этих людей не имеет никакого образования, либо получали его в коррекционных школах. Администрация колонии заставляет их идти учиться, но некоторые осужденные этого не хотят. Поэтому очень важно привить у заключенных желание учиться, что воспитательная цель образования в данных учреждениях действительно работала.
Список использованной литературы:
-
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: от 30.08.1955 г. // Советская юстиция. 1992 г. № 2. С. 19.
-
Официальный сайт «Федеральной службы исполнения наказания России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// fsin.su/ (Дата обращения: 12.02.2017).
-
Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/ (Дата обращения: 12.02.2017).
-
Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Семенова С.А. Реализация права осужденных на образование // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. №1. С.168.
-
Строева Г.В. Педагогические основы самоисправления осужденных в образовательной практике исправительных учреждений // Непрерывное образование: XXI век. 2015. №4. С.8.
-
Шкатулла В.И. Образовательное право России: учебник для вузов / под. ред. В.И. Шкатулла. М: Юстицинформ, 2016. С.606.
1 Шкатулла В.И. Образовательное право России: учебник для вузов / под. ред. В.И. Шкатулла. М: Юстицинформ, 2016. С.606.
2 Строева Г.В. Педагогические основы самоисправления осужденных в образовательной практике исправительных учреждений // Непрерывное образование: XXI век. 2015. №4. С.8.
3 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/ (Дата обращения: 12.02.2017).
4 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: от 30.08.1955 г. // Советская юстиция. 1992 г. № 2. С. 19.
5 Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Семенова С.А. Реализация права осужденных на образование // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. №1. С.168.
6 Официальный сайт «Федеральной службы исполнения наказания России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// fsin.su/ (Дата обращения: 12.02.2017).
7 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/ (Дата обращения: 12.02.2017).
8 Официальный сайт «Федеральной службы исполнения наказания России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// fsin.su/ (Дата обращения: 12.02.2017).