Содержимое материала:
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме
«Возникновение искусства и религиозных верований»
учитель истории и обществознания
Дигор Зоя Александровна
МБОУ ООШ Бельговского с.п.
Тип урока – урок изучения нового материала
Цель: сформировать у учащихся представления о появлении искусства и религиозных верований в первобытном обществе.
Задачи:
обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;
Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты
Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: карта мира, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме
«Родовые общины охотников и собирателей»
Подготовка устного ответа по карточке № 1.
КАРТОЧКА № 3 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?» Для этого вспомни: — Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад? — Как изменился животный мир? — Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек? — Что называется родовой общиной? Сделай вывод. |
Решение творческих задач с классом.
Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 229 каменных орудий и свыше 10 тыс.обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик – Таш. (Охота).
Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на стоянки людей каменного века? (Первый признак стоянки древнего человека – следы костра, обломки хорошо обработаны каменных орудий (у обезьянолюдей – раколотая галька).)
Развернутый ответ учащегося по карточке № 1.
Переход к изучению новой темы.
— Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религи.
— Что такое религия? Почему она появилась?
4. Изучение новой темы.
План
Причины появления религии.
Появление искусства.
На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.
Рассказ учителя.
— Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животными и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с.20 учебника). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит – душа его встречается с душами других людей….
2. Работа с дополнительной литературой.
….. Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями – гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное….
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен
3.Беседа по вопросам к тексту.
— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы полуить вещественные памятники, а значит, информацию)
— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам)
— Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь)
— Так что же называется религией?
Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.
Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.
Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.
Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.
Ремесло главное занятие древнейших людей.
Коллектив древнейших людей называется — человеческое стадо.
Работа над новым понятием.
Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов и поклонение ему).
(Запись делается на доске, учащимися в тетради).
Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать п.1, параграфа 3 на с.21 учебника Михайловского.
— О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер?
(О зарождении искусства)
Работа в тетрадях.
Искусство – творческое отражение действительности.
5. Закрепление изученного материала.
1) Рабочая тетрадь, задание № 9
2) Каким словом можно заменить следующие выражения:
— Вера в богов и духов — …..(религия)
— Изображения почитаемых богов и духов — ….. (живопись)
— Подарки богам и духам — …..(жертвоприношение)
— Поражение копьями нарисованного животного — …. (колдовской обряд)
— Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ….. (оборотни).
6. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: прочитать параграф 3, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?»
Дополнительный материал
В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин – «палеолитические Венеры», как их шутя называют. В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предме, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей – сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный прадокс искусства: отношение к человеку – преимущественно животное, в отношении к зверю – больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания – тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна , например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего
Мира. М., 1989. с.15