Открытый урок по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»

Содержимое материала:

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме

«Возникновение искусства и религиозных верований»

учитель истории и обществознания

Дигор Зоя Александровна

МБОУ ООШ Бельговского с.п.

Тип урока – урок изучения нового материала

Цель: сформировать у учащихся представления о появлении искусства и религиозных верований в первобытном обществе.

Задачи:

  1. обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;

  2. Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты

  3. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: карта мира, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Родовые общины охотников и собирателей»

  1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

КАРТОЧКА № 3

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»

Для этого вспомни:

— Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

— Как изменился животный мир?

— Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

— Что называется родовой общиной?

Сделай вывод.

  1. Решение творческих задач с классом.

Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 229 каменных орудий и свыше 10 тыс.обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик – Таш. (Охота).

Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на стоянки людей каменного века? (Первый признак стоянки древнего человека – следы костра, обломки хорошо обработаны каменных орудий (у обезьянолюдей – раколотая галька).)

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1.

  1. Переход к изучению новой темы.

— Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религи.

— Что такое религия? Почему она появилась?

4. Изучение новой темы.

План

  1. Причины появления религии.

  2. Появление искусства.

На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

  1. Рассказ учителя.

— Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животными и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с.20 учебника). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит – душа его встречается с душами других людей….

2. Работа с дополнительной литературой.

….. Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями – гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное….

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен

3.Беседа по вопросам к тексту.

— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы полуить вещественные памятники, а значит, информацию)

— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам)

— Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь)

— Так что же называется религией?

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется — человеческое стадо.

  1. Работа над новым понятием.

Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов и поклонение ему).

(Запись делается на доске, учащимися в тетради).

  1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать п.1, параграфа 3 на с.21 учебника Михайловского.

— О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер?

(О зарождении искусства)

  1. Работа в тетрадях.

Искусство – творческое отражение действительности.

5. Закрепление изученного материала.

1) Рабочая тетрадь, задание № 9

2) Каким словом можно заменить следующие выражения:

— Вера в богов и духов — …..(религия)

— Изображения почитаемых богов и духов — ….. (живопись)

— Подарки богам и духам — …..(жертвоприношение)

— Поражение копьями нарисованного животного — …. (колдовской обряд)

— Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ….. (оборотни).

6. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитать параграф 3, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?»

Дополнительный материал

В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин – «палеолитические Венеры», как их шутя называют. В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предме, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей – сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный прадокс искусства: отношение к человеку – преимущественно животное, в отношении к зверю – больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания – тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна , например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего

Мира. М., 1989. с.15

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей