« Понятие о космосе»

Содержимое материала:

Познание мира

Тема: « Понятие о космосе»

4 класс

Подготовила: учитель начальных классов

Кан Елена Анатольевна

Вид урока: комбинированный

Формы работы: групповая

Цель: Показать обусловленность понятий космического пространства.

Задачи:

  • обобщить знания о разнообразии небесных тел, их расположении в космосе и взаимодействии;

  • формировать интерес к изучению Вселенной;

  • развивать познавательную активность, стремление узнать новое, сообразительность, быстроту мышления, навыки анализа и синтеза предложенного материала (работа с раздаточным материалом), кругозор, умение работать в микроколлективе.

  • воспитывать уважительное бережное отношение к планете Земля.

Оборудование: презентация, музыка

Ход урока

I.Организация учебного процесса
1. Приветствие.

— Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не обычный урок! мы с вами совершим путешествие в космос! А пока наше путешествие не началось покажите мне своё настроение на начало урока.( «Смайлики» — Красный отличное настроение! Зеленый цвет хорошее настроение, желтый плохое настроение.)

-Ребята, как называется город в котором мы живем? Кызылорда. Этот город называют «Космической гаванью» Почему?

( Ответы учащихся)

  • Сегодня мы совершим с вами путешествие.

  • Наш космический отряд разделили на 3 группы:

  • «Астрономы» ( Кто такие астрономы?),

  • «Астронавты» (?),

  • «Звездочеты» (?) (повторить правила в группе)

2. Работа в группах

Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас,

И вот мы готовы к полету сейчас.

«Поехали!»

Просмотр «Видеофильма о космосе»

Построение ассоциативного ряда

Презентация.

3. Работа по новой теме

а) Доклад учащегося «Вселенная» . Запись в тетради важной информации

Б) Доклад учащегося «Галактика» . Запись в тетради важной информации

Галактики — это большие звёздные системы, в которых звёзды связаны друг с другом силами гравитации. Существуют Галактики, включающие триллионы звёзд. Помимо обычных звёзд Галактики включают в себя межзвездный газ, пыль, нейтронные звёзды, чёрные дыры.

Кометы похожи на шары из грязного снега. Когда они находятся вблизи Солнца, лёд тает, а пыль и газ образуют хвост. Ядро кометы бывает всего несколько километров в ширину, но её хвост простирается на расстояние в миллионы километров.

Звезды – гиганты почти в 100 раз больше нашего Солнца. Звезды – карлики в 50 раз меньше Солнца. Самые горячие звезды – белые, температура от 10 тысяч до 100 тысяч градусов по Цельсию. Теплые звезды, например наше Солнце, с температурой 6 тысяч градусов. Холодные звезды – красноватые температура 2- 3 тысячи градусов по Цельсию.

Звёзды объединены в группы – созвездия. Всё небо разделено на 88 созвездий.

Солнце Солнечная система Галактика Вселенная (Космос)

в) Доклад учащегося «Солнечная система» . Запись в тетради важной информации

Солнечная система входит в галактику Млечный путь .

— А на что похожа полоса звезд галактики?(Полоса звезд галактики Млечный Путь похожа на след от пролитого молока, которое, по легенде, пролила богиня Гера, спускаясь с горы Олимп. В галактике Млечный Путь предположительно 100 миллиардов звезд!)

  1. Планету Меркурий назвали в честь римского бога торговли. Меркурий расположен очень близко к Солнцу, поэтому там нет жизни. Год равен 88 дням. Время от восхода до заката равно 6 месяцам.

  2. Земле не досталось имя бога, поэтому её название символизирует жизнь. На Земле не так жарко, как на Меркурии или как на Венере и поэтому на Земле есть жизнь. Естественным спутником Земли является Луна.

  3. Венера – вторая от Солнца планета. Названа в честь греческой богини любви. Она покрыта толстыми слоями облаков. Эти облака скрывают поверхность планеты, на которой царит испепеляющая жара.

  1. Планету Марс назвали в честь бога войны. Марс выглядит красным, поскольку его камни содержат окиси железа.

  1. Следующую планету назвали в честь Юпитера — главы всех богов. Юпитер — 5–я планета по счету. Этот огромный шар состоит из жидкости и газа. Один оборот вокруг своей оси совершает за 10 часов.Юпитер имеет 63 спутника

  1. Планету Сатурн назвали в честь Сатурна — отца Юпитера. Сатурн окружён двумя широкими кольцами. Эти кольца состоят из газа, частиц льда и горных пород.

  2. Планету Сатурн назвали в честь Урана — отца Сатурна. Уран 7–я планета по счету от Солнца.

  3. Планету Нептун назвали в честь Нептуна — бога моря. Нептун 8–я планета по счету. Здесь дуют самые сильные ветры. Они развивают скорость 2000км/ч.

4. Физминутка

5. Самостоятельная работа. Распределить название планет по отношению к солнцу.

( взаимопроверка по образцу)

6. Поиграем. Звание «Лучший астроном! »

Диаметр Земли – 12740км. Диаметр Юпитера- ? км, в 11 раз больше. Вычислите диаметр Юпитера.

12740 * 11 = 140140 км.

7. Задание № 4: Следующее задание: нужно провести исследование – «Как отличить планету от звезды». Для этого задания вы получаете таблицу и конверт с карточками. На карточках написаны ответы. Ваша задача найти правильный ответ и расположить его в таблице. Каждый ответ приклеить.

Характеристика

Планеты

Звёзды

Определение

Размеры

Свечение

Как отличить на небе?

Характеристика

Планеты

Звёзды

Определение

Холодные космические тела.

Огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет.

Размеры

4 планеты близки размерам Земли,

4 планеты – гиганты,

Огромные шары.  Многие звёзды горячее и больше Солнца. Но мы видим их маленькими светящимися точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца.

Свечение

Не излучают собственного света. Отражают солнечный свет.

Светятся! Цвет звезды зависит от температуры. Звёзды белого и голубого цвета – самые горячие, жёлтые и красные – «холоднее».

Как отличить на небе?

Светят спокойным ровным светом. В бинокль планета видна как маленький светлый кружок.

Звёзды поблёскивают, мерцают. В бинокль звезда видна как всегда светящаяся точка.

(слайд № 27)

Команды снова меняются работами. Обратите внимание на экран. Я буду читать правильные ответы, а вы с помощью ручки зачеркиваете неправильный ответ. Затем мы считаем количество правильных ответов. Команда сделавшая наименьшее количество ошибок получает звезду.

— Наше исследование прошло успешно. Мы научились отличать планету от звезды.

7. Синквейн « Космос»

8. Оценивание « Ракета»

9. Рефлексия. Итоги урока

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей