Содержимое материала:
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ «СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ» В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ ФГАУ «ФИРО»
Иценко Ирина Александровна
зав. каф. педагогического взаимодействия
канд. пед. наук, Отличник народного просвещения
Скороспешкина Надежда Ивановна
педагог-психолог «Почётный работник общего образования РФ»
МАОУ СОШ № 30 г. Томска
Проблемно-творческая группа МАОУ СОШ № 30 г. Томска гуманитарных предметов работает над внедрением в образовательный процесс в рамках Федеральной экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (Приказ ФГАУ «ФОРО» № 48 от 15 февраля 2017г.) по теме «Педагогика сотворчества ученика и учителя в достижении и оценке образовательных результатов».
Первым заданием для себя мы определили выявить стиль педагогического общения «учитель-ученик» на основе методики авторов А.Б. Майский и Е.Г. Ковалева, опираясь на классификацию стилей педагогического общения: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский).
Мы использовали анкету данных авторов «Стиль педагогического общения учителей». Цель проведения анкетирования: самоанализ членов ПТГ по выявлению собственного стиля педагогического общения с учениками.
В результате было выявлено, что из 19 членов ПТГ – 3 учителя имеют авторитарный тип общения; 2 человека – либеральный тип общения; 14 человек – демократический тип общения.
Ученик – не «безликий ящик», в который учитель старается впихнуть как можно больше информации, а активный сотрудник учителя, имеющий возможность ощутить себя на равных с педагогом.
Педагогика сотворчества – совместная, взаимопроникающая взаимодополняющая деятельность педагога и учащихся. Они периодически меняются ролями, формируя взаимоуважение, для взаимообогащения и развития друг друга. Партнерство выстаивается на паритетных началах, соблюдая нормы и правила межличностного общения.
Важно знать, что демократический стиль обеспечивает эффективное развитие творческого потенциала любого учащегося за счет:
-
стимуляции потребностно-мотивационной сферы учащихся;
-
релаксации, снятия психологических барьеров, мешающих обучению, обеспечению чувства комфортности и безопасности;
-
доброжелательного настроя учителя и атмосферы всеобщего доверия.
Мы считаем, что ориентирами педагогики сотворчества, с которыми живут и работают наши педагоги, являются уникальность и открытость. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М., 1995.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 350 с.