Урок – путешествие по МХК «Достойная культура всех народов».

Содержимое материала:

Урок – путешествие по МХК

«Достойная культура всех народов».

Цель: Повторение и обобщение по теме на основе креативных навыков.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Задачи:

  • Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников;

  • Формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой;

  • Формирование элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений;

  • Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления — интуиции, пространственного воображения, смекалки;

  • Развитие памяти;

  • Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

Оборудование: иллюстрации, применение ТСО, отрывки из литературных, музыкальных произведений, презентация.

Учитель — Тема нашего театрализованного урока-путешествия «Достойная культура всех народов». И сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое.

ЗВУЧИТ: музыкальный фрагмент « к Элизе»

Учитель — Учителя!

Они у каждого найдутся

И знания из поколений

В поколения передаются.

И по крупицам собирая знания

Мы строи, пишем, создаем!

Не важно, где их применяем,

А важно, как и для чего… живем!

(на тексте дети занимают свои места)

ЗОДЧИЙ-

Учителя эпох и поколений

Я, зодчий – строю храмы и жилье.

Мои творения по всей планете…

Пизанской башни торжество.

И мудрый сфинкс, и церковь Святой Ксении.

Я воссоздал благодаря учителям.

МАСТЕР-

Хвалу я пою тем мастерам,

Которые мне вложили разум в руки.

Я мастер! Все умею, все смогу.

Тому народные творенья мне порукой.

И жостовский поднос, и Тульский самовар,

Китайский фарфор, русская матрешка.

Культуру наций, я в веках пронес

Нет большей похвалы, которую бы мог сказать

Любой народный мастер.

ЖИВОПИСЕЦ-

Я – живописец!

Хвала учителям!

Я и Рембрант, и Пикассо и Айвазовский.

Я веру вам, через икону дам!

Творения Рублева, Феофана Грека…

КОМПОЗИТОР –

А я заставлю плакать и смеяться,

Грустить и радоваться,

Горевать и возрождаться.

Я душу трону клавишей, струной

А может быть как Лель и дудочкой простой.

Я музыкой своей гимн пропою учителям

Которые отдали знанья нам.

Учитель –

Мы через творчество свое

Трудом, игрой и КВНом

Искусство и культуру стран всех познаем

И это все уроком называем.

Так вместе творчески, духовно и культурно

Мы как личности растем!

Учитель и ученики – пред вами.

Хотите знать о нас побольше – смотрите:

И увидите все сами!

ЗВУЧИТ: гусли – выходит Боян, проектируется Колокол, эпиграф.

БОЯН – Колокола!

Ваш звучный звон –

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Клич и стон,

Как отголосок

Жизни бывшей…

Учитель — Колокола…на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, освещая время труда и отдыха , сна и бодрствования. С древнейших времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, зазывали народ на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, а в трагические для Родины дни звали на защиту Отечества. Удивительная история колокольной музыки уходит в древность. Но на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, в живописи.

Учитель – Давайте вспомним, когда появились колокола на Руси? Можем ли мы представить историю нашей страны без колокольного звона? И кто их создал?

1ученик — в 1530 году Иван Афанасьевич вылил для Новгорода колокол, звон его уподоблялся «страшной трубе гласящей».

2-й – «Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет!» так писал историк из Византии Павел Алеппский о Большом Успенском колоколе Кремля. Исполин в 800пудов (128 тонн) казался чудом. Большое колокольное дело совершил очень молодой Александр Григорьев в 1655 году.

3-й –Самый огромный колокол не только в России, но и в целом свете был отлит в Москве в 1773-1735 гг. Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес 200 тонн.

4-й-Звонить в колокол было одним из любимых занятий русских людей. Существовал особый устав звонов, в котором указывалось, ак звонить в будни и праздники. Встречать колокольным звоном лучших людей отечества считалось величайшей честью.

5-й – К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена прозвища: Гавриил, Реут (ревун). Широкий, лебедь, Медведь — в зависимости от характера их звучания.

Учитель – Будничный звон колоколов резко контрастирует с приподнятыми праздничными звонами. Его исполняет 1 звонарь. Давайте послушаем.

Звучит: Будничный звон колоколов

Учитель – Во времена Петра ! получил распространение Егорьевский звон, характерный своим плавным и размерным ритмом. Мощные звуки 3-х больших колоколов наполняют пространство гармонией. На фоне их особенно выделяется звучание мелких колоколов. Послушайте.

Звучит: Егорьевский звон».

Учитель — Во время пожаров, бедствий или другого происшествия раздавался звон одного более звучного колокола. Такой звон называется Набатным или всполошным. В древности набатные колокола называли «вечевыми» т.к. в них звонили при сборе народа на вече. Послушайте этот звон.

Звучит: Набатный колокол.

Учитель — В конце 19 века музыкально одаренные ростовские звонари создали свой оригинальный звон , в котором мелки за звонные колокола передают веселый праздничный трезвон, а средние открывают творческий простор для новых мелодий. Давайте послушаем праздничные звоны.

Звучит: праздничные звоны.

Учитель – А как отозвались колокола в нашей русской литературе! Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней. Давайте вспомним некоторые.

1-й – Не спят. Не помнят, не торгуют,

Над черным городом, как стон,

Стоит, терзая ночь глухую,

Торжественный пасхальный звон.

А.А.Блок

2-й– 7 холмов – как 7колоколов!

На семи колоколах – колокольни.

Всех счетов – сорок сороков.

Колокольное семихолмье.

М.Цветаева

3-й – День православного Востока,

Святись, святись великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Ф.И.Тютчев

Учитель – Спасибо. Часто звучит колокольный звон ив русской классической опере. Вспомните «Ивана Сусанина» М.Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского.

Давайте послушаем фрагменты из этих опер:

ЗВУЧИТ:__________________________________

Учитель – Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках слышалась человеческая речь.

Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Учитель – Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Очень любили колокольный звон в Англии. При церквах и соборах существовали общества звонарей. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас устраивают праздники колокольной музыки. Чаще всего такие праздники проводят в старинных русских городах Ростове Великом, Суздале, которые славятся своими чудесными колоколами.

Боян – Пусть, Трогая сердца людские,

Потомков звоном будет звать,

Сливаться с хором литургии

В груди скорбящего рыдать!

К единству, дружбе, благостыне

Пусть он людей зовет отныне,

И в мире то исполнит он

Чему он нами посвящен.

Ф.Шиллер

ЗВУЧИТ:_________________________-колокольный звон

Учитель – Говорят: икона – молитва в красках,

Храм – молитва в камне,

Колокол – молитва в звуке.

У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол…

Учитель – А теперь давайте перенесемся к чуду русской архитектуры.

Выходит Зодчий

Зодчий – Большинство памятников древнерусского зодчества. Дошедших до нас –церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.

Учитель – давайте вспомним первые столетия русского зодчества. Перечислите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.

1-й – (прикрепляет картинку на доску) — по случаю выдающейся Победы велел князь Ярослав заложить храм в честь святой Софии в Киеве. Подлинным украшением собора стало многоглавие. Этот собор играл важную роль в жизни средневекового Киева — в нем хранились государственные документы, имелась библиотека и мастерская рукописных книг.

2-й – В середине 11 в. Сын Ярослава князь Владимир заложил храм в Новгороде и назвал Софийским. Поражали его огромные размеры: высокое подкупольное пространство, множество потайных помещений.

3-й – на территории старинного Юрьева монастыря в начале 12в. Был сооружен монументальный Георгиевский собор. Этот собор был последним монументальным сооружением Новгорода.

4-й – последней постройкой 12в., был выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице. Ее заказчик – князь Ярослав Владимирович – пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Несмотря на небольшие размеры храма. Она кажется величественной и монументальной. Главная особенность спаса на Нередице в его пластичности, округлости форм.

5-й – в 3 км. от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с названием Покрова. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью. Почти невесомостью. В своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.

Зодчий – веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византия явилась ее родоначальницей, но выбравшись из уз ученичества, русское зодчество пошло своим самобытным путем.

Демонстрация слайдов

Учитель – кто мне скажет, какие архитектурные памятники 12 века дошли до наших дней?

1-й – Золотые ворота во Владимире. Сохранились до наших дней, правда в сильно искаженном виде.

2-й – ныне белокаменное чудо церкви Покрова на Нерли стоит посреди поля на невысоком холме. У его подножия — небольшое озерцо, остаток русла реки Нерль.

3-й – недалеко от Москвы в Дубровицах сохранился собор.

Учитель – удивительными по красоте были и архитектурные ансамбли русских монастырей, строившихся обычно вдали от селений, в глухих

Лесистых местах. Да и жизнь монахов интересной. Давайте заглянем в монастырь.

ЗВУЧИТ:___________________стоит журнальный столик, свеча, лежит книга, длинный лист бумаги, монах пишет пером.

Учитель – В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Монах — Я писал зимой и летом.

Озаренный тусклым светом,

Я писал из года в год

Про великий наш народ.

Учитель – А что означает слово монах?

1-й – в переводе с греческого, означает «уединенный»

Учитель – кто перечислит подвиги монахов?

2-й – Пещерничество. Затворничество, столпничество, давали монахи и обеты безмолвия, юродство. Юродивым называли человека, притворившегося безумцем, чтобы терпеть поношения и издевательства людей. К их пророчествам прислушивались даже цари.

Учитель – Кто мог постричься в монахи?

3-й – Любой человек , достигший десятилетнего возраста.

Учитель – в какие одежды облачался послушник при пострижении?

4-й – Одежда была из грубой шерстяной ткани черного цвета. Ряса -длинная до пят рубаха, кожаный пояс, сапоги и клобук – невысокая шапочка.

Учитель – какова же была монастырская жизнь?

1-й – В монастырях существовала строгая система управления. Всю их жизнь регламентировал Устав.

2-й – В середине века монастыри были важными очагами культуры – письменности, иконописания, храмостроения. Первые библиотеки на Руси также были монастырскими.

3-й – Книги в монастыре не только собирали, но и переписывали. В русских монастырях жили и работали древние летописцы. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал в 12 веке первую отечественную летопись «Повесть временных лет».

4-й – в 15-17 веках в Троицком монастыре творили величайшие мыслители земли русской. Писатель Епифани Премудрый провел в обители более 30 лет.

5-й – За распространение своих взглядов проповедник Максим Гек, был сослан, скитался по Монастырям, пока не оказался в Троицком, где и умер, оставив богатое литературное наследие – более 150 проповедей, переводов.

6-й – Во многих монастырях хранились богатейшие собрания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

7-й – Святого Сергия Радонежского в Древней Руси называли «Игуменом Земли Русской». Его почитали и любили, считали своим покровителем. Он Родился в боярской семье. В 23 года. Оставшись без родителей, он раздал наследство и вместе со старшим братом. Стефаном. Священником, среди дремучего леса,срубил хижину, чтобы жить в уединении и непрестанной молитве. Сергий принял монашеский постриг. Постепенно к Сергию собиралось немало людей, и на месте одинокой избушки вырос большой монастырь. Сергий первый в России ввел в нем строжайший устав.

Учитель – Мир русского монастыря был удивительно многогранен. Он сочетал в себе возвышенную религиозную, духовность и скудность монашеского быта, многообразие искусств и обширное, образцовое хозяйство, книжную ученость.

Учитель – русская средневековая живопись преимущественно религиозна. Живопись – это прежде всего, искусство цвета. Художники изображали святых, иллюстрировали библейские сюжеты. В храмах их можно увидеть в виде настенной живописи, мозаики и фрески. В старину к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Давайте посмотрим некоторые из них.

Звучит:__________________________выходит живописец

Живописец – В старину в каждом доме на почетном месте – в красном углу –висели образа. В царском быту были распространены «мерные иконы» Когда рождался царевич, с младенца снимали мерку и передавали иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого-покровителя.

Учитель — В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона «Иоанна Лествичника» написанная в 1554г в честь рождения царевича Ивана, сына Ивана Грозного. Чаще всего на иконах изображали святых. А почетное место занимали иконы с изображением «Богоматери». И сегодняшний «вернисаж» познакомит нас с образом «Богоматери» в изобразительном искусстве.

Звучит : Аве Мария.

На Руси было известно более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери. К ее образу многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519) (на доску прикрепляется изображение).

1-й — образ мадонны (так в Италии называли богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Возрождения. Это одно из произведений Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. «Мадонна с цветком» — написанная во Флоренции в 1472г. Полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. «Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как малыш внимательно его рассматривает.

2-й – Еще один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (1490) Изображено состояние спокойной радости. В которое погружена прекрасная молодая женщина с ребенком. Спокойная уравновешенность всех элементов картины подчеркивает гармоничность образа матери.

3-й – С творчеством Рафаэля Санти (1483-1520) связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Неустанное стремление к свету и совершенству составляет суть его художественного творчества. В 1515-1519гг по заказу монастыря Святого Сикста в Пъячеце, ныне она называется «Сикстинская Мадонна» Рафаэль изобразил непросто Божественную мать с младенцем, но чудо явления Царицы небесной, несущей людям своего сына как искупительную жертву. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости. Покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед нею Сикст 4 и святая Варвара.

4-й — Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие Богоматерь, а иконы.

5-й – Главная святыня земли Русской «богоматерь Владимирская» — икона начала 12 века. Вглядитесь в это изображение… Богоматерь держит Младенца на правой руке, а Ребенок прильнул к ее щеке, и протягивает ручонки, обнимая ее за шею. Мария задумалась, прижимая к себе Сына. В ее взгляде мы видим и отрешенность, и печаль: Мать знает, какие страдания ждут ее дитя.

— С благоговением относится к этой иконе русский народ. Перед ней молились русские князья и цари, вступая в поход.

Учитель – Почему именно эта икона стала одной из величайших русских святынь?

1-й – легенды о ней связаны с именем евангелиста Луки и неоднократное участие в спасение Москвы от набегов татар.

2-й – дальнейшая история иконы тесно связана с именем Андрея Боголюбского. Князь Андрей Юрьевич задался целью перенести политический центр страны из Киевской Руси в Суздальские земли.

3-й – Икона к тому времени уже проявилась чудесами: она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели ее парившей под куполом церкви. Исполненный желания взглянуть на чудо, князь осмотрел все иконы и выбрал эту. С нею он отправился в Киев. А затем в Ростов.

4-й – В пути князь несколько раз обращался за помощью к Божьей Матери, и Богородица ему помогала.

5-й- Во Владимире икона исцелила больных и увечных. А когда он задумал перевезти икону в Ростов, кони даже с места не сдвинулись. То место князь назвал Боголюбовым, а позже и сам получил прозвище Боголюбский.

Учитель – Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей земли Русской. Может быть по этому к образу Богородицы неоднократно обращались русские живописцы, создавая произведения большой художественной силы – как церковные, так и светские.

Учитель – А вот такие строки посвятил М.А. Волошин этой иконе:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Учитель –

Путешествие по вернисажу окончено. И давайте еще раз вспомним и повторим то о чем мы сегодня говорили на уроке:

  1. Как в древней Руси города передавали друг другу сообщения о приближении врагов? ( с помощью колокола)

  2. Где можно услышать концерт колоколов? (В Ростове Великом, Суздале)

  3. Какие звоны мы сегодня услышали? (праздничные, набатные, будничные)

  4. Какими голосами звонили колокола с названиями Медведь и Ревун? (низкими. Тяжелыми).

  5. Какие архитектурные ансамбли дошли до наших дней? (Соборы. В нашем городе восстановлен Собор Покрова пресвятой Богородицы)

  6. А что означает слово монах? (уединенный)

  7. Какими качествами должен обладать монах?

  8. Скажите, а кто-нибудь из вас смог бы вот так отказаться от мирской жизни?

  9. Какие литературные произведения мы сегодня с вами вспомнили?

  10. Учитель – Более углубленный материал по темам вы можете найти в этих книга, на этих сайтах.( на экране проецируются книги, ссылки на сайты)

ЗВУЧИТ: классическая музыка.

Учитель – трудно перечислить все золотые россыпи народной культуры и искусства России. Знакомясь с ней, вводя ее в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечней, потому, что в ней слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. Этот опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

И мне учителю родного городка пора пропеть хвалу великим.

Живописец – А я еще хочу сказать негромкие слова,

Спасибо, же предмету МХК.

Композитор – Что дети помнят, знают всю культуру стран

И всех прошедших истинных событий.

Зодчий – Что знают зодчие и мастера.

Мастер – Что знают музыканты, композиторы.

А может быть простой строитель.

Учитель – Я год от года детям отдаю, что знаю!

И свои знанья пополняю.

Я донесла от сердца своего

К сердцам детей достойную культуру

Тех прошедших дней.

ЗВУЧИТ:_______________________________________

Учитель – наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активное участие. Все получают оценку отлично. А домашним заданием будет – написание докладов о культурных памятниках родного края.

12

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей