Виды презентаций на уроке иностранного языка

Содержимое материала:

Виды презентаций на уроке иностранного языка

Оформительские возможности програм­мы PowerPoint не противоречат требова­ниям, предъявляемым к традиционной наг­лядности, напротив, дополняют их специ­фическими компьютерными тонкостями.

Презентации отличаются друг от друга по различным параметрам и могут быть классифицированы по разным критериям (данная классификация критериев составлена Л. И. Ястребовым):

  • по направленности на определенную ау­диторию:

для работы в аудитории с проецирова­нием па большой экран;

— для самостоятельной работы за персо­нальным компьютером;

  • по функциональному использованию:

— деловая (официальная, официально-эмо­циональная, информационный ролик);

— учебная (чтение лекций, проведение семинаров, защита курсовых и дипломных работ, выступление на конференции);

— обучающая (при обучении дисципли­нам в школе и в вузе);

— прикладная (раздаточный материал в виде графиков, схем, таблиц и т.д.);

-развлекательная (поздравления, соп­ровождение концертов и увеселительных мероприятий).

  • по характеру представляемой инфор­мации:

— текстовая;

— аудио-видео;

— иллюстративная;

— комбинированная (сочетание тексто­вых, иллюстративных и аудио-видео мате­риалов в одной презентации).

  • по структуре и управлению:

— линейная с жесткой последователь­ностью кадров — представление цельных слайдов, так называемых «плакатов»;

— линейная с эффектами анимации последовательный переход от одного слай­да к другому с использованием эффектов анимации;

— гипертекстовая с разветвленной структурой — последовательность подачи материала произвольна и регламентируется гиперссылками;

— в форме Интернет-страницы — един­ственным отличием от гипертекстовой пре­зентации является способ управления с по­мощью вертикального или горизонтально­го меню;

— с эффектами скрытых сладов — презен­тация, в структурном плане которой имеются слайды, не появившиеся на экране в ходе презентации.

Обучающие презентации отличаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудированию, говорению или пись­му); по сторонам речи (при обучении лек­сической, грамматической или фонетичес­кой стороне речи); по видам опор (содержа­тельная, смысловая, вербальная, иллюстра­тивная).

Ж. А. Денисова и М. К. Денисов предлагают несколько этапов технологии непосредственного ис­пользования в учебном процессе мультимедийная презентация: 1) подготови­тельный; 2) преддемонстрационный; 3) демонстрационный; 4) последемонстрационный; 5) рефлексивный.

Подготовительный этап включает в се­бя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем мультимедийной презентации. В ходе апро­бации данной технологии нами выработан алгоритм создания мультимедийной презентации. Следуя ему, учитель должен:

а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой мультимедийной презентации;

б) продумать цели и задачи создания слайдов;

в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, по­тенциальные возможности;

г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные возможности компьютера (обработка собранной ранее информации или поиск новой);

д) продумать содержание текстов исходя из основных требований к мультимедийной презентации;

е) составить сценарий мультимедийной презентации;

ж) создать структуру мультимедийной презентации, используя необходимые компьютерные программы;

з) применить анимационные и звуко­вые эффекты;

и) проанализировать и оценить подго­товленную презентацию согласно требованиям к мультимедийной презентации;

к) скорректировать возможные не­дочеты.

В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грам­матического материала и формулировка целей и задач для учащихся.

На демонстрационном этапе проис­ходит предъявление нового материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необ­ходимости повтор нужных слайдов.

Последемонстрационный этап охваты­вает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоя­тельную формулировку ими правила, по­вторение лексических единиц.

Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа мультимедийной презентации, монито­ринг.

Зачастую на уроке возникает необходи­мость комбинированного набора различ­ных видов средств наглядности. Програм­ма PowerPoint и ее продукт (мультимедийная презентация) обладают рядом свойств, которые отлича­ют их от традиционных средств представ­ления наглядности. К ним относятся:

— интерактивностьспособность оп­ределенным образом изменяться и реаги­ровать на действия пользователя, что поз­воляет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию;

— мультимедийностьиспользование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, муль­типликация, видео) одним техническим средством;

— комплексность представления инфор­мациивозможность управления показом презентации в различном режиме (линей­но, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);

— дискретностьсмысловая завершен­ность отдельного слайда или группы слай­дов (он/они должен/ны представлять за­конченный в смысловом отношении фраг­мент презентации);

— программная совместимостьвозмож­ность использовать объекты из других прог­рамм, например из приложений MS Office;

— доступность технического инструмен­тарияналичие у пользователя элементар­ных навыков работы с компьютером, в част­ности с программным пакетом MS Office.

Успешность готового продукта и его реа­лизация на уроке зависят от ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, на­чиная с монтажа макета слайд-шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением. Поэтому Л. А. Беляева и Н. В. Иванова считают необходи­мым предложить учителям методические рекомендации, составленные Е. К. Пыховой и Л. И. Ястребовым, по подготовке и использова­нию слайд-шоу на уроке иностранного язы­ка. В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий.

Определение целей и задач будущей презентации. На данном этапе следует чет­ко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования; выделить ключевые моменты и определить це­левую группу обучающихся; продумать тех­нические условия будущей демонстрации. Л. И Ястребов предлагает ориентироваться на три спо­соба использования презентации:

— обучающиеся следят за показом слай­дов со своих мест; слайды проецируются на большой экран; такая презентация может иметь место при любой форме проведения аудиторного занятия, а также на любом эта­пе урока, например при семантизации но­вых лексических единиц, презентации но­вого грамматического материала, трениров­ке учебного материала и т.д.;

— обучающиеся во время презентации видят ее на экранах своих компьютеров; по ходу презентации учитель дает пояснения (с помощью большого экрана или монитора компьютера): как и в первой ситуации, презентация может появиться на любом уроке вне зависимости от его этапа;

— обучающиеся самостоятельно (во вне­урочное время) знакомятся с презентацией; она выступает в качестве электронного раз­даточного материала (тестирование, повто­рение пройденного материала, справочные материалы и т.д.).

Отбор и организация учебного мате­риала. На этой стадии в компьютере созда­ется накопительная папка, в которую вхо­дят частные папки (для текстов, цитат, ил­люстраций, фотографий, упражнений). За­тем начинается поиск, сохранение и накоп­ление в папках информации из различных источников. И, наконец, проектируется структура этапа/ов урока с использованием слайд-шоу с учетом технологического инструментария программы PowerPoint.

Написание сценария презентации, включая изготовление изобразительного макета (структурного скелета) будущего слайд-шоу. Здесь важно учесть следующие моменты: выделение основных элементов презентации, создание структуры основной части презентации, распределение учебного материала по слайдам, поиск дополнитель­ной информации (при необходимости), продумывание экспозиции, проверка логи­ки подачи материала, подготовка заключе­ния. Уже на данном этапе должен быть раз­работан комплекс упражнений.

Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности. Под этим подразумевается:

— простая навигация и управление;

— умеренное эстетическое оформление слайда в соответствии с требованиями, предъявляемыми к опорам и наглядности;

— соответствующий стиль подачи мате­риала (пункты плана, ключевые слова, пе­речисления), отсутствие сложных грамма­тических структур и сплошного текста;

— предварительный учет вариантов раз­вития урока и ответов обучающихся, а так­же их фиксация в презентации (через гипе­рссылку с эффектом скрытого слайда);

— распечатка макета слайда с теми замет­ками, которые необходимы для подачи информации.

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей