Образование слов.

Содержимое материала:

ТЕМА. Образование слов.

Цели: научить детей указывать способ словообразования (с помощью приставки и суффикса), читать и составлять схемы слов,; формировать навык работы с Толковым словарем.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока

III. Чистописание

Маша предложила Мише разгадать слово, которое она «спрятала» в рисунке.

(На доске рисунок.)

  • Придумайте слова, начинающиеся на буквы д, о, м.

  • Придумайте предложение, в котором слова начинаются на эти буквы, например: «Дайте Олегу машину».

  • Сегодня мы будем писать это слово с усложнением.

— В чем трудность этого задания? (Проверка в парах.)

IV. Словарная работа

Пенал, сорока, яблоко.

  • Запишите слова, обозначьте безударную гласную, проверьте по словарю «Пиши правильно».

  • Как эти слова могут быть связаны между собой?

V. Работа по теме урока

1. Наблюдение над однокоренными словами

— Ребята, как вы думаете, что есть общего у кустов, деревьев
и слов? (Корень.)

(Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень * находят его в списке корней, представленном на доске: -лес-, тет-, -лет-, -лед-, -сад-, -род-, -ход-, -труд-, -дом-.)

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой , трудись, труды…

Как вы думаете, можно ли к этому списку добавить слово дом’

Почему? (На доске запись.) — Домик, домовой, домище

— С помощью чего образовалось новое слово? — Как называются эти слова? {Родственные.)
2. Игра «Да-нет»

Если слова являются однокоренными родственными, нале хлопнуть в ладоши, если не являются, хлопать не нужно.

  • Зима, зимний , зимушка, зимовка. (Да.)

  • Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет.)

  • Час, часовщик, часики, часовая. (Да.)

  • Больница, боль, больной, большой. (Нет.)

  • Вода, водный, водитель, водяной. (Нет.)

Соль, солонка, солить, соленый (Да.)
3. Работа с Обратным словарем

  • Найдите слова на букву K и на -ик.

  • Прочитайте их. С помощью чего они образовались?

  • На примере одного из слов покажите, как оно образовалось. (Работа у доски с комментированием.)

  • С помощью чего образовалось это слово? (С помощью суффикса.)

  • Какая еще часть слова помогает образовывать новые слова? (Приставка.)

95(ч.З, с. 85).

Это шуточное упражнение.

Обратите внимание, что слова в русском языке продолжают образовываться. Вот, например, имена известных литературных героев, которые придумал писатель Николай Носов: Знайка- знать; Винтик — винт; Сиропчик — сироп; Пилюлькин- пилюля; Цветик — цвет; Торопыжка — торопиться; Авоська — авось.

  • Найдите слово авось в Толковом словаре.

  • Покажите более подробно, как образовались имена Винтик, Сиропчик и Цветик. (Винт/ + ик + … = винтик; сироп/ + чик +… = сиропчик; цвет/ + ик +… = цветик.)

  1. Физкультминутка

  2. Закрепление изученного материала

— Как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью и приставки, и суффикса? Давайте проведем небольшое исследование.

1. Работа по учебнику
Ч. 3, с. 84.

Чтение стихотворения учащимися; беседа по его содержанию.)

  • Как называется первый весенний цветок? (Подснежник.)

  • Почему его так называют? От какого слова образовалось слово подснежник! (Примерный ответ. Подснежник — снег: 1) снег — снег/; 2) под + снеж + ник + = подснеж-ник)

  • С помощью чего образовалось это слово? (С помощью приставки под- и суффикса -ник.)

  • Узнайте слово по описанию: бывает медным, бронзовым, серебряным, стеклянным, керамическим, декоративным… Это подставка для свечи или свечей. Что это? (Подсвечник.)

Слово записывается и аналогичным образом разбирается е. доске с комментированием.)

97(ч.З, с. 86).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

В словах — названиях действий, придуманных детьми, скрытые слова — названия предметов, т. е. каждый раз обнаруживается то слово, от основы которого образовано новое слово: налужил — луж/а; распакетитъ — пакет; залошадило — лошадь; задверитъ — дверь; откнопкалась — кнопк/а; намакаронился — макарон/’ы.

— А какое настоящее, существующее в жизни слово — названия действия послужило образцом для детского творчества (для создания новых слов)? (Распакетитъ — это рас…(раскрыть). Залошадило — это за…(заполнило, заполонило.) Задверил руку — это за…(защемил). Откнопкалась — это от…
(отвалилась, оторвалась от стены). Намакаронился — это на…(наелся макарон).)

96(ч.З, с. 85-86).

  • Прочитайте стихотворение.

  • Как пишутся приставки и предлоги? (Предлоги пишутся со словами, называющими предметы, а не действия; предло­ги это часть формы слова, называющего предмет! Частица не пишется со словами, называющими действия, отдельно.)

Образец

В уголке: в — предлог, можно вставить слово, например: «в ма-Веньком уголке»; запивала: за — приставка, поскольку запиваг на — это слово — название действия, а со словами — названиями действий предлоги не употребляются и т. д.

— Почему предложение «Где ты, мышка?» выделено желтым цветом? (В предложении, выделенном цветом, есть обращение.)

2. Индивидуальная работа у доски

  • Покажи, как образовались слова намордник, покраска, заготовка, наплечник, неудачник.

  • Итак, с помощью чего могут образовываться слова? (С помощью приставки и суффикса.)

  • Подтвердилось ваше предположение? (Да.)

VШ. Подведение итогов урока

— Продолжите фразу: «Сегодня на уроке мы…»

Домашнее задание Учебник (ч. 3): № 94 (с. 84)

Понравилась публикация? Поделиться прямо сейчас:
Для всех тех, кто учит детей