Содержимое материала:
Рассмотрим использование компьютерных технологий на уроке истории в 8 классе по теме «Путешествующий философ Григорий Сковорода».
Роль классной доски играет экран.
Учащимся сообщается тема урока.
Закрепление пройденного материала по теме «Славные имена» ведется путем определения изученных имен и подбора к ним прилагательных, определяющих основные характерные черты исторических личностей.
Определение территории Украины в конце 18 века и сравнение с территорией современной Украины (время формирования территории 1922-1956 гг.). Фактическая утрата независимости Украины и раздел ее территории между Польшей и Россией. Наличие на территории современной Украины такого образования, как Крымское Ханство, вошедшее в состав России, а затем, в новейшее время, принадлежащее Украине. На карте выделена территория Запорожской Сечи в конце 18 века до ее упразднения.
Особенные трудности у учащихся вызывает определение даты события и соотнесение этой даты с веком. Поэтому на каждом уроке мы работаем с лентой времени.
Сведение в единое целое всех знаний учащихся об исторических личностях, изученных по теме, с определением их характерных черт, даты и века события, конкретного вклада в историю и культуру Украины. Обращаем внимание учащихся, что мы вернемся к этому эпизоду в конце урока.
Чтение учителем басни. Межпредметная связь с уроками украинской литературы.
Конкретное сообщение темы урока с определением основных задач урока и путем их решения. Переподготовка учащихся на предстоящую работу.
Словарная работа ведется на протяжении всего урока и увязывается с основными формируемыми понятиями, изученными учащимися по теме «Славные имена».
Путешествующий философ Григорий Сковорода (1722-1794 гг.)
План урока.
1. Григорий Сковорода — писатель, философ, гуманист, просветитель.
2. Вклад Григория Сковороды в культуру украинского народа.
Наиболее значительным явлением в украинской литературе второй половины 18 века является писатель, философ, просветитель Григорий Сковорода. Он пользовался необыкновенной популярностью, О его жизни, простоте, пламенной любви к народу слагали легенды. Сковорода был энциклопедически образованным человеком . Написал много стихов, басен, философских сочинений. Умер на Харьковщине в 1794 году.
Вывод: Григорий Сковорода — славное имя украинского народа. Как писатель, философ и просветитель внес большой вклад в культуру украинского народа.
Словарь: Философ — человек, изучающий общие закономерности развития природы, мудрый человек.
Энциклопедически образованный человек — много знающий в разных областях науки, культуры, искусства.
В связи с отсутствием учебника, по всем разделам учебной программы разработаны индивидуальные карточки. Они используются при подаче нового материала, закреплении изученного на уроке, как элемент домашнего задания и как опора для выяснения умений и навыков учащихся по пройденной теме. Карточка позволяет учащимся более емко и содержательнее изучить новый материал.
Подводим основные итоги урока. Аргументируем оценки учащихся по отдельным видам работы на уроке и в целом. Определяем с учащимися, решены ли задачи урока.
Возвращение к уже ранее апробированной схеме «Славные имена».
Определение правильности и целесообразности добавления Григория Сковороды в перечень славных имен Украины.
Домашнее задание по уровням. В связи с тематическим оцениванием по теме «Славные имена», учащимся было предложено выбрать понравившегося героя и попробовать его представить на следующем уроке.
Дополнительный материал
Украинский Сократ
Наиболее значительным явлением в украинской литературе 18 века является творчество Григория Сковороды – поэта, философа, музыканта и путешественника, гуманиста и просветителя.
Родился Григорий Сковорода 3 декабря 1722 года в селе Чернухи на Полтавщине в семье малоземельного казака. Жизнь прошла в бедности. Шестнадцати лет поступил в Киевскую академию. После окончания в 1750 году Сковорода уезжает за границу. Побывал в Венгрии, Австрии. В 1753 голу возвращается в Украину. Подыскивая работу, Сковорода соглашается на должность преподавателя в Переяславском коллегиуме. Оригинальный мыслитель, Сковорода вводил новое, передовое учение, которое не нравилось начальству и не согласовывалось с церковными догмами. И он оставляет преподавательскую деятельность.
Сковорода странствует по Украине, живет у своих друзей или в имениях помещиков в качестве школьного учителя. Не раз Сковороде предлагали идти в монахи, но он отказывался. На разные предложения мы знаем ответ Сковороды: «Шановний пане! Світ подібний до театру. Щоб грати у театрі з успіхом і похвалою, беруть ролі за здібностями. У театрі актора хвалять, не за здатність діючої особи, а за те, як він вдало грає її. Я довго міркував про це, і після великого випробування себе побачив, що не можу представлятив театрі світу жодної особи вдало, крім низької, простої. Безтурботної, самітної. Я обрав собі цю роль – і задоволений…»
В 1759 году его приглашают преподавателем в Харьковский коллегиум. Живя в Харькове, Сковорода обращал на себя внимание своим бескорыстием, простотой жизни, прямотой. Все это создавала трудности в общении с начальством. Сковорода никогда не находил с ними общего языка. Передовая часть украинской интеллигенции того времени относилась к Сковороде с симпатией- философу в сермяге с палицей и несколькими любимыми книгами в котомке за плечами. Сковорода пользовался необыкновенной популярностью. О его жизни, простоте , бескорыстии и пламенной любви к народу ходи ли легенды.
Сковорода жаждал свободы, стремился никого не обременять собой, никому не причинять хлопот своей жизнью. Он бежал от мира, от людей, ревностно оберегая свою внутреннюю свободу от любых посягательств. Он утверждал себя как человека, жившего по законам и правилам своей философии. В своих философских работах он исходил из постулата равенства людей. Идеал общественного строя видел в республике. И все же философ призывал нас не к активной борьбе против существующего строя, ак достижению свободы в духовной сфере. Философская деятельность Сковороды сводилась к единству космоса и человека. Средством этого единства он считал бога и библию. «Сердце – содержание человеческое, а без него он чучело и пень»,писал Сковорода. Но все его сложное для понимания существование имеет главный смысл: обучение детей, обучение своего народа. Он, как уже говорилось, имел возможность остаться в Европе в окружении самых блестящих умов своего времени, читать лекции в тамошних университетах, мог выехать в столицу Российской империи, как это предлагала ему Екатерина П, и стать выдающимся мужем того времени. Ничего этого он не сделал. Позиция Сковороды и вся линия жизни философа продиктованы его глубокими патриотическими убеждениями, отголосок которых чувствуется в словах: «Русь не руськав бачиться мені диковинкою,подібно до того, коли б народилася людина з риб ячим хвостом, або з собачою головою…Всяк мусить пізнати свій народ і в народі себе.Чи ті рус?… Будь ним… Чи ти лях? Ляхом будь… Чи ти німець? Німечествуй. Француз? Французюй. Татарин? Татарствуй. Все добре на своєму місці і в своєму образі, і все красно, що чисто, природно, що не є підробкою, не перемішано з чужим по роду…» Прозорливость Сковороді проявилась и в его видении будщего украинского народа: «нових людей, нове творіння і нову славу».
Григорий Сковорода издал сборник «Сад божественных песней», сборник «Басни харьковские», многочисленные философские сочинения. Ему принадлежат переводы на украинский язык сочинений Цицерона и Плутарха. При жизни Сковорода не увидел ни одного из своих произведений напечатанными. Сочинение его распространялись в списках. Собрание сочинений появилось в 1894 году, когда отмечали 100-летие со дня смерти Сковороды.
Сковороды не стало 29 октября 1794 года. Умер он в селе Ивановка (ныне Сковородиновка ) на Харьковщине.
Место великого мыслителя в нашей культуре громадно. Он в ней – не только надежный мост, навсегда соединивший в единое целое старые и новые времена. Жизнь Григория Сковороды – качественно новый этап становления украинской интеллигенции. Его жизнь и творчество оказали свое воздействие на Капниста, Котляревского, Шевченко, Франко, Горького, Толстого, Рыльского Тычину.
При Сковороде окончательно закрепостили крестьян, уничтожили Запорожскую Сечь. Уходила в прошлое, становилась историей Сечь, развеивались дымом по ветру все надежды на освобождение крестьян, на создание независимой Украины. У народа нашего осталась только мысль, которой должен был он бороться за себя, за свою полноценность среди других народов. И такие, как Григорий Сковорода, помогали выстоять в этой борьбе, остаться самоценной нацией с настоящей культурой, своей историей, надеждой на светлое завтра, которое приближали поколения украинцев.
Кроме литературных произведений, философских сочинений, музыки Сковороды остался нам и урок этой редкостной жизни. Урок того, как можно быть свободным в неволе и святым в аду.
Гришин Ю., учитель истории
Газета «Жизнь», Донецкой областной
государственной администрации, 1997,
5 декабря.
Литература:
Гіренко Н.А.,Гришин Ю.І.,Липа В.О. Методика викладання історії в допоміжній школі. Словянськ, Видавництво Маторін Б.І. – 2010. – 157 с.
Лошиц Ю. Сковорода. – М.: Молодая гвардія, 1972. -224с.
Петрова Л.В.Методика преподавании я истории в специальной (коррекционной) школе УШ вида.-М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2003.- 208 с.
Попович М. Григорій Сковорода: філософія свободи – 2 вид. – К.: Майстерня Білецьких, 2008. – 400с.
Г.С. Сковорода. Басни Харьковские. Сочинения, Харьков, 1894.
Г.С.Сковорода. Повне зібрання творів у двух томах. К., 1973.